Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития.
С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей в МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск с 1998 года действует научное общество учащихся “Поиск”. При проведения исследовательской деятельности обучающихся в гимназии грамотно организован научно-обоснованный подход к решению комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи решаются в образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов - единомышленников во главе с директором.
Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательский интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся. Деятельность учителя по организации исследований включает следующее:
- обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации исследований;
- организация занятий по технике проведения исследований и активизация учащихся к нахождению путей достижения цели;
- выяснение того, какое оборудование необходимо для исследования и что надо сделать своими руками;
- сбор информации о характере деятельности каждого учащегося;
- обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения по результатам исследований,
- помощь в подготовке проектов к защите.
На занятиях мои учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:
- самостоятельности, творческой выработке решений; повышение степени мотивации;
- развитию важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладениинаниями и применением их на практике;
- приобщению учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;
- развитию коммуникативных способностей, созданию условий для расширения среды общения.
Одной из специфических черт исследовательской работы по физике является предпрофильная подготовка учащихся. На протяжении десяти лет гимназия - активный участник Российской научно - социальной программы для молодёжи и школьников “Шаг в будущее”. С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России – научной и инженерной выставки (Приложение 1), научной конференции молодых исследователей (Приложение 2), Всероссийской олимпиады школьников “Шаг в будущее, Космонавтика” (Приложение 3), соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР” (Приложение 4), которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.
Программа “Шаг в будущее” пользуется заслуженным авторитетом и известностью, поскольку представляемые на ней работы отличаются высоким научным и профессиональным уровнем. В жюри программы участвуют выдающиеся учёные из МИРЭА, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГУ, МГТУ и других университетов. Не случайно, из лауреатов программы “Шаг в будущее” формируются национальные делегации России на Соревнование молодых учёных Европейского Союза, выставку Intel ISEF в США, Лондонский молодёжный научный форум и другие международные научные мероприятия.
В рамках программы учащиеся гимназии представляют свои работы в координационный центр на симпозиумы:
- инженерные науки в техносфере настоящего и будущего,
- естественные науки и современный мир,
- математика и информационные технологии,
- социально-гуманитарные и экономические науки.
Интерес к научно-исследовательской работе растёт, ежегодно увеличивается число участников программы “Шаг в будущее”:
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Количество участников | 2 | 3 | 6 | 4 | 17 | 10 | 10 | 4 | 5 | 7 |
Большинство учащихся становится победителями и призёрами программы “Шаг в будущее”, кандидатами в состав национальных делегаций. Четырнадцать учащихся МБОУ гимназии стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана по итогам программы “Шаг в будущее”.
Приобретенные знания мои ученики успешно реализуют в проектно-исследовательской деятельности. За прошедшие пять лет 62 обучающихся стали победителями и призёрами конкурсов различного уровня: международного – 4, Всероссийского – 43, регионального – 15.
№ п/п | Конкурсы | Результат | ||
Международный уровень | Всероссийский уровень | Региональный уровень | ||
1 | XVМосковский международный Салон изобретений и инновационных технологий“Архимед”, “Инновационный потенциал молодёжи-2012” | Победитель золотая медаль – 1 |
||
2 | Международная конференция “Человек-Земля-Космос”, г. Калуга, 2010 г. | Победитель - 3 | ||
3 | Всероссийская олимпиада школьников “Шаг в будущее, Космонавтика”, г. Москва, 2009 – 2013 г. | Победитель - 8, призёр - 12 |
||
4 | XXXVI Всероссийский конкурс среди обучающихся “Космос”, г. Москва, 2012 г. | Призёр - 4 | ||
5 | Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ “Первые шаги в науке”, г. Москва, 2010, 2011 г. | Призёр – 1, лауреат - 1 |
||
6 | Российская молодёжная научная и инженерная выставка “Шаг в будущее”, г.Москва , 2010,2011г. | Лауреат - 5 | ||
7 | Всероссийская научная конференция молодых исследователей “Шаг в будущее”, г. Москва, 2009 , 2010г. | Призёр - 4 | ||
8 | Всероссийский конкурс “ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК”, 2013 г. | Лауреаты - 2 | ||
9 | Молодёжный конкурс “Музей XXI век” | Призёр - 2 | ||
10 | Областной конкурс “Моя малая Родина” | Лауреат – 2 | ||
11 | Областной конкурс “История родного края” | Лауреат - 1 | ||
12 | Областной фестиваль презентаций учебных проектов, 2009-2013г. | Победитель – 1, Призёр - 7 |
Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.
Проектная, исследовательская деятельность формирует готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.
Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научными исследованиями, будет только в том случае, когда в процессе этой работы учащийся воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать свою работоспособность.