Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития.

С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей в МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск с 1998 года действует научное общество учащихся “Поиск”. При проведения исследовательской деятельности обучающихся в гимназии грамотно организован научно-обоснованный подход к  решению комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи решаются в образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов - единомышленников во главе с директором.

Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательский интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся. Деятельность учителя по организации исследований включает следующее:

  • обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации исследований;
  • организация занятий по технике проведения исследований и активизация учащихся к нахождению путей достижения цели;
  • выяснение того, какое оборудование необходимо для исследования и что надо сделать своими руками;
  • сбор информации о характере деятельности каждого учащегося;
  • обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения по результатам исследований,
  • помощь в подготовке проектов к защите.

На занятиях мои учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.

Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:

  • самостоятельности, творческой выработке решений; повышение степени мотивации;
  • развитию важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в дальнейшем его активность в постоянном овладениинаниями и применением их на практике;
  • приобщению учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;
  • развитию коммуникативных способностей, созданию условий для расширения среды общения.

Одной из специфических черт исследовательской работы по физике является предпрофильная подготовка учащихся. На протяжении десяти лет гимназия - активный участник Российской научно - социальной программы для молодёжи и школьников “Шаг в будущее”. С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России – научной и инженерной выставки (Приложение 1), научной конференции молодых исследователей (Приложение 2), Всероссийской олимпиады школьников “Шаг в будущее, Космонавтика” (Приложение 3), соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР” (Приложение 4), которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

Приложение 1–4.

Программа “Шаг в будущее” пользуется заслуженным авторитетом и известностью, поскольку представляемые на ней работы отличаются высоким научным и профессиональным уровнем. В жюри программы участвуют выдающиеся учёные из МИРЭА, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГУ, МГТУ и других университетов. Не случайно, из лауреатов программы “Шаг в будущее” формируются национальные делегации России на Соревнование молодых учёных Европейского Союза, выставку Intel ISEF в США, Лондонский молодёжный научный форум и другие международные научные мероприятия.

В рамках программы учащиеся гимназии представляют свои работы в координационный центр на симпозиумы:

  • инженерные науки в техносфере настоящего и будущего,
  • естественные науки и современный мир,
  • математика и информационные технологии,
  • социально-гуманитарные и экономические науки.

Интерес к научно-исследовательской работе растёт, ежегодно увеличивается число участников программы “Шаг в будущее”:

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Количество участников 2 3 6 4 17 10 10 4 5 7

Большинство учащихся становится победителями и призёрами программы “Шаг в будущее”, кандидатами в состав национальных делегаций. Четырнадцать учащихся МБОУ гимназии стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана по итогам программы “Шаг в будущее”.

Приобретенные знания мои ученики успешно реализуют в проектно-исследовательской деятельности. За прошедшие пять лет 62 обучающихся стали победителями и призёрами конкурсов различного уровня: международного – 4, Всероссийского – 43, регионального – 15.

№ п/п Конкурсы Результат
Международный уровень Всероссийский уровень Региональный уровень
1 XVМосковский международный Салон изобретений и инновационных технологий“Архимед”, “Инновационный потенциал молодёжи-2012” Победитель

золотая медаль – 1

   
2 Международная конференция “Человек-Земля-Космос”, г. Калуга, 2010 г. Победитель - 3    
3 Всероссийская олимпиада школьников “Шаг в будущее, Космонавтика”, г. Москва, 2009 – 2013 г.   Победитель - 8,

призёр - 12

 
4 XXXVI Всероссийский конкурс среди обучающихся “Космос”, г. Москва, 2012 г.   Призёр - 4  
5 Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ “Первые шаги в науке”, г. Москва, 2010, 2011 г.   Призёр – 1,

лауреат - 1

 
6 Российская молодёжная научная и инженерная выставка “Шаг в будущее”, г.Москва , 2010,2011г.   Лауреат - 5  
7 Всероссийская научная конференция молодых исследователей “Шаг в будущее”, г. Москва, 2009 , 2010г.   Призёр - 4  
8 Всероссийский конкурс “ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК”, 2013 г.   Лауреаты - 2  
9 Молодёжный конкурс “Музей XXI век”     Призёр - 2
10 Областной конкурс “Моя малая Родина”     Лауреат – 2
11 Областной конкурс “История родного края”     Лауреат - 1
12 Областной фестиваль презентаций учебных проектов, 2009-2013г.     Победитель – 1,

Призёр - 7

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.

Проектная, исследовательская деятельность формирует готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.

Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научными исследованиями, будет только в том случае, когда в процессе этой работы учащийся воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать свою работоспособность.