Предмет «Психология» в начальном звене как фактор повышения адаптации к школе в связи с переходом на ФГОС

Разделы: Школьная психологическая служба


Инновационные трансформации в системе образования, обусловленные введением и содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), актуализируют необходимость организации психологического сопровождения этого процесса.

Цель психологического сопровождения – сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Одним из основных критериев психологического здоровья первоклассника выступает благоприятная адаптация к условиям школьного обучения в познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферах В образовательном учреждении “ средняя общеобразовательная школа № 92 с углублённым изучением отдельных предметов” психологическое сопровождение периода адаптации учащихся 1-х классов является инвариантным направлением деятельности школьного психолога и включает работу со всеми участниками образовательного процесса: учеником, педагогом, родителем.

Школьная адаптация понимается как процесс и результат приспособления ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в школьной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

С учетом основных целей и задач внедрения новых стандартов особое место в психологическом портрете выпускника начальной школы занимает формирование его коммуникативной компетентности, т.к. при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникационных действий и развитую способность к рефлексии, т.е. уже на этом этапе школьного возраста необходимо заложить данные компетенции, т.к. без этого невозможно полноценное становление личности. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребёнка. Поэтому на этом этапе важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в иной деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.

В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общественное, общекультурное).

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

При всем разнообразии видов и форм работы, проводимой психологами школы, мы понимаем, что на сегодняшний день этого уже недостаточно. Сегодня для того, чтобы помочь ребенку в полноценном развитии, недостаточно передать ему опыт предшествующих поколений, надо подготовить его к жизни в быстро изменяющемся мире, более того, научить его изменять и совершенствовать этот мир.

Вот почему целью обучения и воспитания не может быть простая адаптация ребенка к условиям жизни и существующим отношениям. Необходимо научить ребенка понимать самого себя и окружающих людей, научить принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Но знания  о человеке, которые получают  дети, должны быть научной информацией. Нужна научная, систематическая  психология, а не знакомство с отдельными психологическими вопросами на уроках  литературы, истории, биологии, на различного рода тренинговых занятиях с психологом.

Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета "Психология" требует обязательного, специально разработанного научно-методического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека., поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

  1. Во-первых, она влияет на учебную успешность.
  2. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
  3. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

 Цель  преподавания  психологии  в нашей школе  совпадает  с основной  целью   всей системы  образования -  культурным и социальным  развитием ребенка, обеспечивающим  ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

Вопрос о необходимости и целесообразности проведения уроков психологии в   школе, уже не является дискуссионным, однако вопрос обязательности введения  психологии как учебного предмета вызывает массу других: зачем, чему, как и кто будет учить.

Важнейшее условие, позволяющее человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Это и определяет целевую установку изучения психологии в школе. 

В  нашей средней общеобразовательной школе №92 с углублённым изучением отдельных предметов   преподавание    психологии осуществляется более 15 лет и начинается   с1 го класса и продолжается до 11 класса через реализацию следующих программ :

  • “Азбука психологии” для будущих первоклассников;
  • “Школа полезных привычек для первоклассников”;
  • “Психология общения” для уч-ся 2-4 классов;
  • “Психология общения” для уч-ся 5-6 классов;
  • “Психология общения” для уч-ся 10-11 классов.

Каждая программа имеет свои особенности, цели, задачи но сохраняя при этом преемственность.

Назначение программ:

Обучение по вышеупомянутым программам дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.

Целью преподавания психологии в школе являются:

  • повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика :

  • формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
  • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
  • воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью,

Специфика предмета:

Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения.

Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Технологии, методики:

  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах и группах).

Ключевые идеи курса.

1. Каждый человек обладает безусловной ценностью и представляет собой уникальную личность.

2. Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

3. Цель развития человека — гармоничная личность.

4. Цель развития достижима через самопознание и самосовершенствование.

Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:

1) в подборе информационного материала для использования на занятии; 
2) в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, составляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися; 
3) в выборе способов объяснения этих знаний; 
4) в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей; 
5) в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и закрепление знаний; 
6) в разработке развивающих видов активности учащихся; 
7) в распределении заданий для классной и самостоятельной работы. 

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделение и формулировка знаний, которые будут предметом изучения: 

1) психические явления; 
2) понятия; 
3) закономерные связи психических явлений; 
4) психологические факты. 

Нецелесообразно насыщать урок большим количеством понятий, фактов, закономерностей. Гораздо важнее обеспечить понимание нового материала и его закрепление на практике, показать возможности практического применения усвоенных знаний.

В качестве источников при подготовке к урокам используются те учебные пособия, научные и научно-популярные книги, которые перечислены в программе. Помимо этого могут использоваться также статьи в научных и научно-популярных журналах (которые обычно в программе не указываются). За основу при подготовке к урокам психологии в школе могут быть взяты изданные у нас в стране учебники и учебные пособия для школ, для начальной школы — учебное пособие под редакцией И. В. Дубровиной (1998).

Конспект урока.

Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя: 
1) формулировку темы; 
2) описание целей и задач урока; 
3) перечисление основных этапов урока; 
4) краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока; 
5) описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке; 
6) указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя. 

Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися тестовых работ. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ, результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и взаимоконтроль.

Исходя из обсуждаемой сегодняшней темы и темы моего выступления “Остановлюсь более подробно на программе “Школа полезных привычек первоклассников” которая была составлена в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Программа “Школа полезных привычек для первоклассников” - одна из форм работы по оказанию психологической поддержки первоклассникам на начальном этапе обучения.

Цель программы: способствовать созданию условий для полноценной адаптации к школьному обучению, формированию положительной учебной мотивации, принятию правил школьной жизни первоклассников и успешность их дальнейшего обучения, определяется наличием внешних и внутренних факторов в обучении.

Основные задачи:

Предупреждение нарушений в развитии эмоционально-поведенческой и личностной сферы, улучшение адаптации учащихся.

Развитие умений в организации собственного поведения, формирование социально-приемлемых качеств необходимых для принятия системы школьных требований, новой социальной роли.

Повышение уровня социальной активности, развитие способности находить конструктивный выход из различных жизненных ситуаций.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю.
  • Форма проведения: групповая (8 до 12 человек).
  • Продолжительность: 40 минут.
  • Количество занятий: 34 ч.

Основные методы: групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, совместное рисование, музыкальное сопровождение, выразительные движения, сочинение историй, упражнения – задания, упражнения на релаксацию и дыхание, диагностика и наблюдение.

Разнообразные формы проведения занятий позволяют повышать творческую активность, обращаться к личному опыту, переживаниям, анализировать собственные чувства и состояния, находить сходство и различие у себя и других людей. Через упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, свободное и тематическое рисование реализуется потребность личности в самовыражении.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Раздел 1 “Я” в школе”. (8 ч)

Содержание данного раздела изучает формирование ведущих мотивов учения, расширяет представлений о себе как о школьнике. Создает положительный эмоциональный настрой для улучшения группового взаимодействия.

Раздел 2 “Я” и - другие”. (10 ч)

Содержание данного раздела направлено на создание условий для становления самосознания. Развитие эмоционально - поведенческой сферы, удовлетворение желания получать новые впечатления, дает оценку своих действий и поступков, укрепляет уверенность в себе.

Раздел 3 “Что меня окружает?”. (10 ч)

Содержание данного раздела направлено на развитие познавательной сферы, формирование позитивного отношение к себе и окружающему миру с помощью развития чувственного восприятия. Раскрытие потенциальных возможностей для творческого самовыражения, развитие познавательных процессов.

Раздел 4 “Я” умею управлять собой?”. (6 ч)

Содержание данного раздела направлено на обучение приёмам по снятию эмоционального и мышечного напряжения. Развивает умения сдерживать нежелательные эмоции, произвольность в поведении, способствует формированию эмоционально - положительного отношения к школе.

На основании всего вышеизложенного  можно говорить о том, что психология сегодня необходима как предмет общего образования.  Она формирует   целостное   мировоззрение   ребенка – учит взаимодействовать не только с окружающей  действительностью, но и с людьми  и с  самим собой.