Современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи перед системой образования. Так, все чаще на первый план выходит вопрос формирования у детей культуры межнациональных взаимоотношений. Особенно актуальна эта проблема в крупных городах, прежде всего, в Москве. Население Москвы многонационально, также наш город – крупный туристический центр. Между тем, мы можем наблюдать рост напряженного и недоброжелательного отношения к иностранцам среди москвичей. Актуальность проблемы формирования компетентностей межкультурного общения у детей отмечена в Государственной программе развития системы образования города Москвы на период 2012-2016гг. Согласно этой программе, к 2016г. должно быть “обеспечено внедрение программ и технологий, обеспечивающих развитие компетентностей социального и межкультурного взаимодействия обучающихся”.
В рамках работы над этим направлением была разработана и апробирована программа “Юный гид-переводчик”. Целью программы является развитие компетентности межкультурного общения у подростков. Программа интегрирует два предмета: историю и английский язык. Обучающиеся готовят экскурсию по Кремлю (на первом году обучения) и Китай-городу (на втором году обучения) на английском языке. В конце года дети проводят отчетную экскурсию.
Такая форма работы, как подготовка экскурсий с детьми, существует уже давно. Так, например, при музее-заповеднике Коломенское действует детское объединение, готовящее юных экскурсоводов. В большинстве школьных музеев ведется работа по подготовке экскурсий учащимися. Также существует курс гидов-переводчиков, разработанный Солововой Е.Н. для 10-11 классов. Отличительная особенность программы “Юный гид-переводчик” заключается в том, что она не только является межпредметной (интегрирует английский язык и историю), но и имеет строго практическое применение. Результатом освоения программы является не просто приобретение обучающимися определенных знаний, навыков и умений, а участие в проведении экскурсии для иностранцев. Отчетная экскурсия, проводимая в конце учебного года для иностранных студентов Российского Университета Дружбы Народов, является смысловым центром, задающим вектор всему обучению.
Отчетная экскурсия по Красной площади и Кремлю (1-й год обучения).
Цель: продемонстрировать знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися на занятиях в объединении “Юный гид-переводчик”.
Задачи:
1. организовать проведение обучающимися экскурсии по маршруту Красная
площадь-Кремль на английском языке для иностранцев (носителей языка);
2. организовать общение обучающихся с гостями на английском языке;
3. воспитывать в детях патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
4. развивать в детях любознательность, желание узнать новое;
5. воспитывать такие личностные качества как ответственность, собранность,
выдержанность, артистизм, приветливость, толерантность, дипломатичность,
находчивость;
6. способствовать развитию межкультурных связей, формированию положительного
образа российского гражданина в глазах иностранцев.
Возраст экскурсоводов: 11–14 лет. Вся экскурсия проводится только детьми, без помощи педагога, на английском языке. При этом каждый ребенок рассказывает об одном объекте. Допускается деление объекта между двумя детьми.
Продолжительность экскурсии: 2 часа.
1-я часть – экскурсия по Красной площади – 40 минут;
2-я часть – прогулка по Александровскому саду, свободное общение детей с иностранными гостями – 20 минут;
3-я часть – экскурсия по территории Кремля – 60 минут.
Ход экскурсии
1. | Остановка. | Объект, темы. | Время. | Организационные указания. |
2. | Государственный Исторический Музей (у входа). | Вводная часть.
|
10 минут | Необходимо заблаговременно купить билеты в Кремль. Педагог представляет детей и гостей друг другу, дает время познакомиться, после этого первый выступающий рассказывает вводную часть. |
3. | Казанский Собор. |
|
10 минут |
2 выступающих. |
4. | Собор Василия Блаженного. |
|
15 минут | 4 выступающих. |
5. | Мавзолей. |
|
5 минут | 1 выступающий. |
6. | Переход по Александровскому саду |
|
20 минут | Эта часть экскурсии проходит в форме прогулки. Группа проходит по маршруту, при этом дети имеют возможность пообщаться с гостями в неформальной обстановке. По дороге дети и педагог акцентируют внимание гостей на достопримечательностях. |
7. | Кутафья башня. |
|
10 минут | 2 человека. |
8. | Соборная площадь Кремля. |
|
10 минут | 2 человека. Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри. |
9. | Соборная площадь Кремля. |
|
10 минут | 2 человека. Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри. |
10. | Соборная площадь Кремля. |
|
10 минут | 2 человека. Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри. |
11. | Соборная площадь. |
|
5 минут | 1 человек. Остановка – на площади, с видом на колокольню, внутри колокольню не осматриваем |
12. | Ивановская площадь Кремля. |
|
5 минут | 1 человек. |
13. | Ивановская площадь Кремля. |
|
10 минут | 1 человек. Общая фотография. |
Несмотря на то, что отчетная экскурсия по Кремлю и Красной площади является учебной, в ходе нее решаются и другие задачи. Хорошо подготовленные дети 11–14 лет способны провести объективно интересную экскурсию, и тогда это мероприятие становится не только учебным, но и познавательным для иностранных слушателей. Кроме того, на экскурсии присутствуют родители обучающихся. Зачастую, многие из них давно не были в Кремле, и экскурсия, которую проводят их дети, приобретает для них интерес и ценность как таковая.
На наш взгляд, такая форма обучения, как подготовка к экскурсии и ее проведение является интересной, многоплановой и перспективной. В рамках обучения дети получают знания по истории родной страны и города, тренируют свои навыки в области английского языка, учатся выступать. Но главное – это то, что в итоге дети сами становятся источником знаний для других, т.е. сразу видят результат своего труда. Особенно важным нам представляется дать возможность детям провести экскурсию не в классе по иллюстрациям для родителей, а непосредственно на объекте для носителей языка. Это позволяет решить основную задачу – способствовать формированию у детей толерантного отношения к иностранцам. Детям, примерившим на себя роль радушных хозяев, показывающих достопримечательности иностранным гостям, будет сложнее разделить националистические и ксенофобские взгляды, популярные среди некоторой части молодежи.