Опыт подготовки и проведения экскурсии на английском языке по Кремлю и Красной площади: развитие компетентности межкультурного взаимодействия у учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Современное, быстро меняющееся общество ставит новые задачи перед системой образования. Так, все чаще на первый план выходит вопрос формирования у детей культуры межнациональных взаимоотношений. Особенно актуальна эта проблема в крупных городах, прежде всего, в Москве. Население Москвы многонационально, также наш город – крупный туристический центр. Между тем, мы можем наблюдать рост напряженного и недоброжелательного отношения к иностранцам среди москвичей. Актуальность проблемы формирования компетентностей межкультурного общения у детей отмечена в Государственной программе развития системы образования города Москвы на период 2012-2016гг. Согласно этой программе, к 2016г. должно быть “обеспечено внедрение программ и технологий, обеспечивающих развитие компетентностей социального и межкультурного взаимодействия обучающихся”.

В рамках работы над этим направлением была разработана и апробирована программа “Юный гид-переводчик”. Целью программы является развитие компетентности межкультурного общения у подростков. Программа интегрирует два предмета: историю и английский язык. Обучающиеся готовят экскурсию по Кремлю (на первом году обучения) и Китай-городу (на втором году обучения) на английском языке. В конце года дети проводят отчетную экскурсию.

Такая форма работы, как подготовка экскурсий с детьми, существует уже давно. Так, например, при музее-заповеднике Коломенское действует детское объединение, готовящее юных экскурсоводов. В большинстве школьных музеев ведется работа по подготовке экскурсий учащимися. Также существует курс гидов-переводчиков, разработанный Солововой Е.Н. для 10-11 классов. Отличительная особенность программы “Юный гид-переводчик” заключается в том, что она не только является межпредметной (интегрирует английский язык и историю), но и имеет строго практическое применение. Результатом освоения программы является не просто приобретение обучающимися определенных знаний, навыков и умений, а участие в проведении экскурсии для иностранцев. Отчетная экскурсия, проводимая в конце учебного года для иностранных студентов Российского Университета Дружбы Народов, является смысловым центром, задающим вектор всему обучению.

Отчетная экскурсия по Красной площади и Кремлю (1-й год обучения).

Цель: продемонстрировать знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися на занятиях в объединении “Юный гид-переводчик”.

Задачи:

1. организовать проведение обучающимися экскурсии по маршруту Красная площадь-Кремль на английском языке для иностранцев (носителей языка);
2. организовать общение обучающихся с гостями на английском языке;
3. воспитывать в детях патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
4. развивать в детях любознательность, желание узнать новое;
5. воспитывать такие личностные качества как ответственность, собранность, выдержанность, артистизм, приветливость, толерантность, дипломатичность, находчивость;
6. способствовать развитию межкультурных связей, формированию положительного образа российского гражданина в глазах иностранцев.

Возраст экскурсоводов: 11–14 лет. Вся экскурсия проводится только детьми, без помощи педагога, на английском языке. При этом каждый ребенок рассказывает об одном объекте. Допускается деление объекта между двумя детьми.

Продолжительность экскурсии: 2 часа.

1-я часть – экскурсия по Красной площади – 40 минут;

2-я часть – прогулка по Александровскому саду, свободное общение детей с иностранными гостями – 20 минут;

3-я часть – экскурсия по территории Кремля – 60 минут.

Ход экскурсии

1. Остановка. Объект, темы. Время. Организационные указания.
2. Государственный Исторический Музей (у входа). Вводная часть.
  • Знакомство детей с иностранными слушателями.
  • Тема экскурсии, продолжительность, маршрут.
10 минут Необходимо заблаговременно купить билеты в Кремль.

Педагог представляет детей и гостей друг другу, дает время познакомиться, после этого первый выступающий рассказывает вводную часть.

3. Казанский Собор.
  • Иверские ворота,
  • Красная площадь: история,
  • Казанский Собор;
  • ГУМ;
10

минут

2 выступающих.
4. Собор Василия Блаженного.
  • Лобное место.
  • Собор Василия Блаженного.
  • Памятник Минину и Пожарскому.
  • Спасская башня, Куранты.
15 минут 4 выступающих.
5. Мавзолей.
  • Мавзолей.
5 минут 1 выступающий.
6. Переход по Александровскому саду
  • Памятник Жукову.
  • 0 км.
  • Могила Неизвестному солдату.
  • Сад.
20 минут Эта часть экскурсии проходит в форме прогулки. Группа проходит по маршруту, при этом дети имеют возможность пообщаться с гостями в неформальной обстановке. По дороге дети и педагог акцентируют внимание гостей на достопримечательностях.
7. Кутафья башня.
  • Кремль – общая историческая справка.
10 минут 2 человека.
8. Соборная площадь Кремля.
  • Успенский собор.
10 минут 2 человека.

Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри.

9. Соборная площадь Кремля.
  • Благовещенский собор.
10 минут 2 человека.

Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри.

10. Соборная площадь Кремля.
  • Архангельский собор.
10 минут 2 человека.

Остановка – на площади, с видом на собор, после рассказа вся группа заходит и осматривает собор внутри.

11. Соборная площадь.
  • Колокольня Иван Великий.
5 минут 1 человек.

Остановка – на площади, с видом на колокольню, внутри колокольню не осматриваем

12. Ивановская площадь Кремля.
  • Царь-колокол.
5 минут 1 человек.
13. Ивановская площадь Кремля.
  • Царь-колокол.
  • Завершающая часть, прощание.
10 минут 1 человек.

Общая фотография.

Несмотря на то, что отчетная экскурсия по Кремлю и Красной площади является учебной, в ходе нее решаются и другие задачи. Хорошо подготовленные дети 11–14 лет способны провести объективно интересную экскурсию, и тогда это мероприятие становится не только учебным, но и познавательным для иностранных слушателей. Кроме того, на экскурсии присутствуют родители обучающихся. Зачастую, многие из них давно не были в Кремле, и экскурсия, которую проводят их дети, приобретает для них интерес и ценность как таковая.

На наш взгляд, такая форма обучения, как подготовка к экскурсии и ее проведение является интересной, многоплановой и перспективной. В рамках обучения дети получают знания по истории родной страны и города, тренируют свои навыки в области английского языка, учатся выступать. Но главное – это то, что в итоге дети сами становятся источником знаний для других, т.е. сразу видят результат своего труда. Особенно важным нам представляется дать возможность детям провести экскурсию не в классе по иллюстрациям для родителей, а непосредственно на объекте для носителей языка. Это позволяет решить основную задачу – способствовать формированию у детей толерантного отношения к иностранцам. Детям, примерившим на себя роль радушных хозяев, показывающих достопримечательности иностранным гостям, будет сложнее разделить националистические и ксенофобские взгляды, популярные среди некоторой части молодежи.

Приложение.