Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины “География” сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий.
Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привёл меня к идее проведения уроков, построенных на инициативе учащихся. Среди них особое место занимает проектная деятельность. Важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Проектная технология привлекает меня так как: выполнение учащимися проектов позволяет сформировать у учащихся определённые качества личности и учебную мотивацию, является фактором повышения качества образования в школе. Данная технология нацелена на развитие личности учеников, их самостоятельности, творчества, позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания мира. Содержание школьной географии обладает широкими возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения- проблемного изложения, исследовательского метода. Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 11 классу. Так в учебнике В.Я. Рома и В.П.Дронова “География России. Население и хозяйство” мы находим немало заданий типа “Мы проектировщики” (создание проектов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств. Многие учебные географические проекты составляются проекты на основе туризма и путешествий. В 7 классе разрабатываем учебный проект-составление “Памятки туриста”, например, отправляющегося в Австралию, в десяти пунктах требуется изложить необходимые сведения о материке, где за последние десять лет многое изменилось. Сегодня многочисленные туристические фирмы предлагают коллективные и индивидуальные туры во все уголки земного шара.
Большое значение для развития творческих способностей учащихся и формирование интереса к предмету имеет использование различных творческих заданий: проектов и исследований.
Название творческой работы | Класс | Форма работы | Конечный продукт |
“Символ экономического района” | 9 | инд. | Проект “Герб экономического района” |
Развитие АПК России | 9 | инд. | “Бизнес-план” |
“Достопримечательности Дальнего Востока” | 8 | групп. | Презентация |
“Реки Забайкальского края” | 9 | групп. | Путеводитель |
“Чудеса Забайкальского края” | 9 | инд. | Проект-презентация |
“Рекреационные ресурсы мира” | 10 | групп. | Рекламный буклет |
“Народы Забайкальского края” | 9 | инд. | Презентация |
“Путешествие по странам Европы” | 11 | групп. | Проект-презентация |
“Мы приглашаем в путешествие” | 8 | инд. | Проект-путешествие |
“Достопримечательности стран Европы” | 11 | групп. | Проект-презентация |
Такие задания учащиеся выполняют с большим желанием и получают высокие оценки. С каждым годом количество и качество творческих работ увеличивается. Учащиеся отмечают, что уроки с творческими заданиями им нравятся потому, что приходится самостоятельно готовиться, подбирать интересный материал, благодаря таким урокам они многому научились.
Наряду с проектной технологией я использую и технологию исследовательской деятельности. Исследовательская работа – это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена, то ученик защищает её на уроке или конференциях. Учебное исследование предполагает выполнение практических работ, составление и решение географических задач, уроки-конференции, диспуты, семинары, проблемная подача материала, работа со статистическим материалом, развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Благодаря этой технологии формируются внутренние личностно-познавательные мотивы, способствующие саморазвитию ученика. В качестве примера могут служить следующие задания исследовательского характера:
- 8 класс. Как изменится климат Забайкальского края, если воздушные массы с Тихого океана беспрепятственно будут проникать на данную территорию?
- 7 класс. В результате дрейфа материков материк Австралия окажется рядом с материком Евразией. Какие могут произойти изменения?
- 9 класс. Возможно ли, строительство в районах вечной мерзлоты железной дороги и высотных зданий?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся предлагается поработать с дополнительной литературой, интернет-ресурсами, географическими картами. После теоретического изучения материала необходимо смоделировать полученный результат, дать ему обоснование. Задания исследовательского характера используем не только на уроках, но также при подготовке к муниципальным и региональным олимпиадам.
Элементы исследовательской работы необходимо начинать применять в начальном курсе физической географии. Например, в теме “Гидросфера” в 6 классе, изучая ледники и их значение, можно предложить учащимся задание исследовательского характера. Суть работы заключается в том, что учащиеся самостоятельно приходят к выводу об изменении высоты снеговой линии и образовании горных и покровных ледников и зависимость от географической широты.
1. Исследование хода снеговой линии. Учащиеся в тетради вычерчивают график. По вертикали откладывают высоту в метрах, по горизонтали – условное расстояние от экватора до полюса. На графике изображают вулкан Килиманжаро (5865 м), Эльбрус (5642 м), Мак-Кинли (6193 м). Вблизи условного полюса изображают о.Гренландия.
Учитель говорит учащимся: “Представьте себе, что сегодня 22 июня. Температура в это день у подножья Килиманжаро может быть + 25 0 С, а у Эльбруса - +20 0 С, Мак-Кинли - +10 0 С, на побережье Гренландии – 0 0 С. Определите, где на каждой горе будет проходить отметка с температурой 0 0 С”.
2. Образование горных и покровных ледников. По схеме учащиеся исследуют ход снеговой линии от экватора к полюсам и делают вывод, что на экваторе снеговая линия находиться на высоте около 5000 м над уровнем моря. Учащиеся находят в учебнике как эти ледники называются, и подписывают их на схеме.
3. Определение условий образования ледников. В ходе проблемной беседы учащиеся приходят к выводу, что для образования ледников необходимы: низкая температура, наличие осадков и подстилающая поверхность. При исключении любого фактора образование ледников невозможно.
В комплексном изучении родного края, его природных особенностей, истории, культуры, этнографии обязательно должна присутствовать учебно-исследовательская деятельность. В течение нескольких лет совместно с учащимися мы разработали и успешно защитили несколько исследовательских работ и проектов данной тематики:
Годы | Название работы |
2007 | Изучение межнациональных отношений в Забайкальском крае |
2008 | Проблемы малочисленных народов севера - эвенков |
2009 | Сохранение национальных обычаев и традиций среди бурятского населения г.Читы |
2010 | Влияние миграционных процессов на национальный состав Забайкальского края |
2011 | Роль общественных и этнических организаций во взаимодействии и укреплении культур народов Забайкальского края. |
Все представленные исследовательские работы используются на уроках географии и внеклассных мероприятиях.
Активное использование исследовательской и проектной деятельности способствует:
- повышению качества знаний и умений по предмету;
- приобретению умений работы с различными источниками информации;
- повышению познавательного интереса к занятиям во внеурочное время;
- повышению общего уровня самостоятельности и творческой активности;
- развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся.
В процессе совместной деятельности меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника, учитель постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта.
Приобщение учащихся к культуре исследования в новых условиях – одно из основных направлений развития школы инновационного типа, определяющего формирование информационно-коммуникативной среды для самореализации личности, развития их в сфере научного творчества и интеллектуальной деятельности.
Литература
- Байбородова Л.В. обучение географии в средней школе. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008 г. - 303 с.
- Беловолокова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроке географии. – М.: Вентана-Граф, 2010. -240 с.
- Душина И.В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Асттрель”, 2006. -203 с.
- Галеева Н.Л., Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: “5 за знание”, 2006. – 128 с.
- Николина В.В. География. Проектные и творческие работы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. -176 с.