Цель: оказать помощь родителям в преодолении трудностей в общении с ребёнком. Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами в вопросах воспитания детей.
Подготовительный этап: провести опрос среди родителей 4-х классов “Актуальность темы родительского собрания” (запись в дневнике), подбор материала, разработка презентации “Взрослые и дети, трудности в общении”, для практикума бельевой шнур, приготовить материал в родительский уголок “Типичные ошибки при общении с детьми”, приготовить тест для родителей по количеству присутствующих (раздать домой каждому).
Вступительная часть: Особенности развития детей 6-11 лет.
Социальный педагог: Младший школьный возраст (с 6-7 до10-11 лет) – последний период детства. Ребёнок в этом возрасте сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого “снизу вверх”. Он ещё сохраняет детскую непосредственность в поведении, но у него появляется другая логика мышления. У детей этого возраста появляется ясно выраженное желание занять новое, более “взрослое” положение в жизни. В условиях школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и ученика, как к новой социально значимой деятельности. Ребёнок вдруг заявляет, что хочет учиться, заявляет, что он большой, его не удовлетворяет прежний образ жизни, он хочет занять позицию школьника. В кризисе 7-летнего возраста впервые происходит осознание ребёнком своего социального “ Я” и возникновение на этой основе внутренней позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему миру и самому себе. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Если перехода к новому положению своевременно не наступает, то у детей наступает та неудовлетворённость, которая и определяет поведение ребёнка в соответствующий кризисный период.
Классный руководитель: Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается для него ценным, а то, что связано с игрой - менее важным. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая непосредственно направлена на усвоение достижений науки и культуры, накапливаемых человечеством. В рамках учебной деятельности появляются психологические новообразования. В этот период у ребёнка можно заметить появление такого важного новообразования как произвольное поведение, которое означает способность ребёнка подчинять свои действия образцу и следовать инструкции взрослого. Ребёнок становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы: он впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия, рефлексия. В этом возрасте ребёнок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Он уже может побороть в себе желания, если они не соответствуют определённым нормам или не приводят к поставленной цели. Подчинение нормам связано, прежде всего, с переживаниями по поводу боязни изменений в отношениях отношения с окружающими – ребёнок боится потерять свою значимость в их глазах. Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё необычное и яркое, но эмоции уже не так легко сменяют друг друга, и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключался на что- то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать чувства. В этом возрасте на ряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы – сложные чувства унижения, оскорблённого самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Ребёнок по - этому постоянно утрачивает детскую непосредственность. Он ещё достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков. К младшему школьному возрасту, ребёнок уже много достиг и в межличностных отношениях. Например он умеет занимать желаемое и соответствующее своему статусу место среди родных, способен к самостоятельному построению отношений со взрослыми и сверстниками, понимает , что оценка его поступков определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих. Безусловно, авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Социальный педагог: В процессе ежедневного взаимодействия с детьми мы, взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда не понимаем действий и поступков ребёнка. Даже самые послушные дети в определённые периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чём - либо. В этот период нам необходимо научиться выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными считают детей, которые “не умеют себя правильно вести”, “не уважают взрослых”, “стали неуправляемыми” и т.д. Но в большинстве случаев (за исключением патологий) не существует отдельно взятых проблем ребёнка. Проблемы ребёнка, (та же самая грубость, лживость) являются проблемами отношений взрослых (родителей, других родственников, педагогов), а затем и детей. Испытывая растерянность при столкновениях с непослушанием, протестным поведением детей мы часто задаём себе вопрос: “Что я сделал не так? Как найти подход к ребёнку? Как наладить с ним отношения?”. Для того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы необходимо, в первых – изучить общие правила взаимодействия с детьми, во – вторых, познакомиться с возрастными закономерностями развития личности ребёнка на разных этапах его жизненного пути. Говоря об общих закономерностях построения конструктивного общения ребёнка и взрослого, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребёнка и ответных чувств родителей. Каждый по своему, но мы любим своих детей. Выделяют три параметра отношений, влияющих на проявление любви к своему ребёнка. Сочетание этих отношений позволяют описать некоторые типы родительской любви.
“Действенная любовь”,
“Отстранённая любовь”,
“Действенная жалость”
Наиболее оптимальным вариантом отношения является действенная любовь, которая сочетает в себе симпатию, уважение и близость. При таком варианте отношения к ребёнку, родитель обращается к ребёнку со словами: “Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом”.
Другим вариантом отношения может быть отстранённая любовь, при которой родители испытывают симпатию и уважение к ребёнку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: “Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня нет так много времени для общения с ним”. В этом случаи ребёнку не хватает общения с родителями, внимания с их стороны.
Неблагоприятными вариантами родительского отношения к детям является – действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). “Мой ребёнок не такой, как все. Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю”.
И любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); “Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит”.
Отвержение и презрение
Наиболее травмирующими для детского развития вариантами являются отвержение и презрение, при которых ребёнок чувствует антипатию, неуважение, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним (“ Этот ребёнок вызывает у родителя неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело”). Ребёнок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутыми людьми. Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся, доверяют. Это является условием правильного формирования психического мира человека, воспитания основ нравственного поведения. Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия.
Правило “трёх П”
1. Понимание (означает умение видеть ребёнка “изнутри”, умение взглянуть на мир ребёнка одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его).
2. Принятие - положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это озночает: “Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет!” Принятие означает, что ребёнка принимают таким, какой он есть, - возможно, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Данный принцип обеспечивает детям чувство, что их принимают и любят независимо от ситуации успеха или неуспеха, в которых они могли оказаться.
Например, реакция родителей на “2” в дневнике ребёнка: “Я так и знал, ничего хорошего мы от тебя и не ожидали” - является примером неприятия ребёнка. В этой ситуации важно показать, что, несмотря на неуспех, взрослые положительно воспринимают личность ребёнка, верят в то, что он сможет исправить ситуацию: “За выполнение задания ты получил двойку. Нужно подумать, как ты её исправишь?” Для формирования у ребёнка чувства принятия взрослым, следует категорическим отказаться от негативных оценок личности качеств его характера: “Вот бестолковый! Сколько раз можно объяснять!”, “Ты, что глупый? Не можешь выполнить простое задание!”, “Любой на твоём месте уже уроки сделал бы, а ты…!”. Каждое такое высказывание, даже если оно является по своей сути справедливым, наносит удар по положительному само восприятию ребёнка, препятствует налаживанию контакта с ним.
Признание – это предоставление ребёнку права в решении тех проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает неодинаковость взрослого и ребёнка, а равноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодействия. Вместо высказываний вроде “Вот, бери…” или “Ешь это…” лучше всего предоставлять ребёнку альтернативу, предлагать выбор: “Что тебе дать – это или то?”.
2. Практикум (бельевой шнур) один из родителей в роли ребёнка сидит в центре круга, остальные наматывают вокруг него шнур и каждый говорит, что то негативное, затем спрашивают впечатления у сидящего в центре. Шнур так же сматывают, но каждый отзывается о сидящем, в центре доброжелательно, положительно. (сидящий в центре круга – говорит о своих чувствах, желаниях, впечатлениях) в тот момент. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на вербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – всё влияет на то как ребёнок воспринимает реакцию взрослого.
Очень важно выразить к ребёнку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают. В общении мы можем использовать правила эффективного слушания. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
3. Памятка для родителей.
- Уделяйте общению с ребёнком специальное время . Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или другую информацию, которую сообщает ребёнок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребёнка.
- Сохраняйте терпение, когда дети не могут что - то сказать . Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им нужно больше времени на то, чтобы сложит их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится ещё труднее.
- Помните о том, какое впечатление и влияние на ребёнка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на вербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – всё влияет на то, как ребёнок воспринимает реакцию взрослого.
- Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и корректными. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.
Используйте формулу “Я – сообщение”. “Когда ты ….. (действие ребёнка), я чувствую…. (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребёнка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы ты ... (описываете желаемый ход развития событий, обозначайте свою роль и роль ребёнка). Например: Когда ты кричишь в магазине, я сержусь, так как твой крик мешают мне сосредоточиться, я забываю, что хотела купить к ужину. Мне бы хотелось, чтобы ты, попросил то, что хочешь после покупки основных продуктов.
(Раздать памятки и тесты для обсуждения дома, обратить внимание родителей на информацию в уголке “Советы социального педагога”)
Итог родительского собрания.
Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а так же умение использовать навыки общения, благодаря, которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Рассмотренные выше правила построения конструктивного общения являются универсальными и могут быть использованы при взаимодействии с детьми разного возраста. Но в то же время следует отметить, что на каждом этапе возрастного развития имеются специфические, типичные для данного возраста проблемы, с решением, которых вы столкнётесь. Применение правил эффективного общения способствуют установлению открытых, доверительных отношений с детьми со стороны взрослых.