Мы привыкли говорить: “детство лучшая пора жизни”, “счастлив, как ребёнок” и т.п. Такое убеждение о счастье детских лет от того, что мы взрослые не замечем детского горя, волнения, обиды, несчастья. Не сирота: обут, одет, накормлен, ходит в школу, но видно, что ребёнку плохо, не комфортно среди окружающих его людей. Не зная детей, не вникая в их проблемы, их внутренний мир, мы полагаем, что у них нет запросов от жизни, что их потребности так незначительны, так легко удовлетворяются и им живётся хорошо и счастливо. А так ли это? Наши дети переживают множество тяжёлых минут, горьких обид, а родители не догадываются об этом, так как заняты своей личной жизнью. Не только дети – сироты, воспитывающиеся вдали от родителей, но и дети в семье испытывают это страшное горе. Стоит вглядеться в наши семьи, где дети окружены полным комфортом, часто встретите там тоскующих, одиноких детей. Мы видим заброшенных детей. В процессе взаимодействия с детьми, взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребёнка. Даже самый послушный ребёнок в определённый период своего развития становится неуправляемым и в такие моменты очень сложно найти с ним общий язык, договориться о чём-либо. В этот период родителям необходимо научиться выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными считают детей, которые “не умеют себя правильно вести”, “не уважают взрослых”, “стали неуправляемыми” и т.д. Но в большинстве случаев (за исключением патологий) не существует отдельно взятых проблем ребёнка. Проблемы ребёнка (та же самая грубость, лживость) являются проблемами отношений взрослых (родителей, других родственников, педагогов) с детьми. Испытывая растерянность при столкновениях с непослушанием, протестным поведением детей, взрослые часто задают себе вопрос: “Что я сделал не так? Как найти подход к ребёнку? Как наладить с ним отношения?”. Для того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы необходимо, в первых – изучить общие правила взаимодействия с детьми, во-вторых, познакомиться с возрастными закономерностями развития личности ребёнка на разных этапах его жизненного пути. Очень важно, чтобы родители не только владели педагогической информацией, но и умели грамотно её использовать при воспитании детей, учитывая их индивидуальные особенности. В этом на помощь родителям должны прийти педагоги, как специалисты заинтересованные, доброжелательные собеседники. Они смогут вооружить родителей знаниями, умениями по взаимодействию с детьми. Родители осознают, что им не хватает педагогических знаний, но не все обращаются за профессиональной помощью к педагогу.
В большинстве случаев педагог знает, как выстроить конструктивное общение ребёнка и взрослого, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребёнка и ответных чувств родителей.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Педагогу нужно выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Практика убеждает нас в том, что нет единого универсального средства в воспитании. Родители и педагоги должны быть готовы к самым неожиданным поворотам жизненных ситуаций. Поэтому, чем больше родители будут знать о причинах и последствиях тех или иных поступков детей, тем легче им будет определить тактику своих действий, выбрать оптимальный путь действий. Постепенно меняется само отношение к “Детству”. Работы российских и зарубежных психологов и педагогов убеждают нас в том, нужно сначала полюбить ребёнка таким, каков он есть, а уж потом стараться сделать лучше сначала себя, а потом его. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Педагоги могут обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов, и средств, взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. А для этого необходимо пересмотреть отношение к школе родителям и перестроиться учителям на активное, эффективное взаимоотношение с семьёй.