Здоровьесберегающие технологии как основа успешного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Проблема здоровьесбережения в настоящее время настолько актуальна, что решается на самом высоком уровне. Еще в образовательной инициативе “Наша новая школа” одним из пяти направлений является сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровьесбережение – это одно из приоритетных направлений нового этапа реформы системы образования. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и интеллектуальное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими компонентами в современной системе формирования целостной личности.

Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: от условий его жизни, от генетической предрасположенности к различным заболеваниям, от экологической обстановки. Сегодня специалисты наряду со многими причинами, вызывающими ухудшение здоровья, называют ещё и “школьные факторы риска”, на долю которых, к сожалению, приходится 20-40% негативных влияний. От школы никто не требует улучшения состояния здоровья школьников. На это есть медицинские учреждения. Образовательное учреждение должно заниматься сохранением и укреплением здоровья детей. Если философия образования отвечает на вопрос “зачем учить?”, содержание образования – “чему учить?”, то здоровьесбережение – “как учить?”

Как же учить так, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

Главными, несомненно, остаются здоровьесберегающие аспекты урока, потому что во многом большая роль в образовательном процессе отводится, конечно же, уроку. Так какие требования должен соблюдать учитель, чтобы урок имел здоровьесберегающую направленность? Многие моменты прописаны в СанПиНах, и не выполнять их педагоги просто не имеют право. Но есть моменты, которые имеют не менее важное значение:

  • важным аспектом здоровьесбережения является чередование видов учебной деятельности, что предупреждает утомление и поддерживает интерес школьников к изучаемому материалу;
  • следующий здоровьесберегающий аспект современного урока – это дифференцированный индивидуальный подход к учащимся с учётом личностных возможностей;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • вовремя проведенная, интересная физминутка;
  • создание успехана уроке.

Да, на первый взгляд, здоровьесбережение и создание успеха на уроке, казалось бы не связаны между собой.

Учеба – это тяжелый труд. Учебные нагрузки, длительное сидение за партой, школьные стрессы, переживания – все эти факторы негативно влияют на здоровье учащихся, особенно если ребенок неуспешен. Задача педагога свести их отрицательное влияние до минимума.

Рост требований к умственной деятельности современного школьника непрерывно увеличивается, но способность усвоить и использовать полученные знания у школьника остается на низком уровне.

Работа в начальных классах показывает, что часто причиной низкой успеваемости детей младшего школьного возраста являются возрастные особенности их памяти. В процессе усвоения орфографии должны быть включены различные виды памяти ребенка. Важно и то, чтобы учащиеся на уроках русского языка учились обнаруживать орфограмму, т.е. совершенствовали свою орфографическую зоркость, которая развивается постепенно на протяжении всего периода обучения, при условии систематической и целенаправленной работы, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих запоминание зрительных, слуховых, артикуляционных и комбинированных образов в их взаимосвязи.

Научить ребенка писать слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются на каждом уроке. Традиционно такие слова усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Такая работа мало эффективна.

На своих уроках русского языка при изучении словарных слов, я широко применяю мнемотехнические приемы, что доставляет огромное удовольствие детям, которые часто сами придумывают слова-помощники (так мы их называем).Что это такое?

Мнемотехнические приемы – эффективные способы запоминания, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти за счет искусственных ассоциаций.

Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву, опираясь на смысл слова. Важно знать, что рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе может произойти “нагромождение” образов.

Например, слово автомобиль – буква о по форме напоминает колесо автомобиля. На букве “о” рисуем колесо.

Следующий метод – звуковые (фонетические) ассоциации – предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

Например, слово завтрак. Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: “На завтрак рак”. Это слово запомнить легче при помощи данного метода. Слово петух. В сказках петуха называют Петя, Петя пе и в слове петух пе.

Эффективным является метод группировки, который заключается в следующем:

– запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

– объединенные в группы предметы должны “оживать”, “двигаться”.

Например: Как ездить на велосипеде?

Быстро, весело, скоро, хорошо!

К эффективным способам запоминания также можно отнести такие стихи, рассказы, сказки, ребусы, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Например, сказка “Посылка для самого слабого”. Зайчонок, увидев перед собой льва, крикнул: “Я не хочу, чтобы из-за меня кто-то пострадал, ведь самый слабый в лесу – это я-я-я!”. С этими словами он упал на землю и задрожал.

Вот почему слово заяц пишется с буквой я.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает “прояснить” исторический состав слова.

Например: западместо, где солнце “западает” за горизонт. Значит, падает – запад.

Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т.к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

Для школы вирус обыденности куда страшнее вируса гриппа. Страшно, если уроки становятся похожи один на другой и серое сегодня сменяет такое же серое вчера. От этого дидактического авитаминоза спасает чудесный витамин – творчество. Если горят глаза учителя, если ему самому интересно то, что он делает – загорятся глаза и у его учеников, и детям захочется творить, учиться, достигать вершин. Об эффективности любой работы можно судить только по результатам. А результат учителя – успешность его учеников.

Список литературы

  1. Копылова Л.П. Учить словарные слова легко и интересно. // Первое сентября (приложение к журналу “Начальная школа”). – 2000. – № 3.
  2. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М.: Издательство института психотерапии, 2000.
  4. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: Творческий центр Сфера, 2003.
  5. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. – М.: АРКТИ, 2002.