Творчество квилинга не имеет возрастных ограничений.
Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения. Главную причину, по которой стоит приобщать ребёнка к этому искусству, можно выразить словами В.А. Сухомлинского: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Чтобы ребёнок легко и быстро учился, ловко выполнял любую работу, необходимо с раннего детства и в течение всего школьного периода необходимо развивать кисти и пальцы рук. Именно эту работу выполняет декоративно-прикладное искусство — квилинг.
Квилинг требует от мастеров и мастериц много терпения и трудолюбия.
Тема: “Бумажная филигрань”.
Цели:
- продолжить работу по ознакомлению детей с элементами техники филигрань; расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей учащихся;
- воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, любви к природе, родному краю.
Оборудование: компьютер (моноблок, ноутбук MacBook);
Используемые программы:
- OpenOffice,
- iTunes,
- iPhoto,
- iMovie,
- Skype.
Наглядность:
- образцы изделий, выполненных в технике филигрань;
- фильм “Квилинг” (автор — Очиева Р.А.);
- фильм “Лучшая из школ” (автор — Очиева Р.А.);
- мягкая игрушка “Солнышко”;
- записи птичьих голосов;
- рисунки детей;
- звуковой файл с записью игры на аккордеоне (Четкарёв Александр, ученик 3 класса РЦДО).
Инструменты:
- ножницы,
- кисточки для клея,
- инструменты для скручивания спиралей из бумажных полосок.
1. Оргмомент.
Упражнения на позитивный настрой к занятию, приветствие гостей.
- Добрый день, планета Земля!
- Добрый день, родная страна!
-Добрый день, Марий Эл!
- Добрый день, родная школа!
-Добрый день, друзья!
2. Гимнастика для глаз. (“Бабочка”, “Восьмёрка” и др.)
Вступительное слово учителя.
- Сегодня необычный день. 1 декабря наша любимая школа отмечает свой 50-летний юбилей. Это большое событие в жизни нашей школы, учителей, учащихся, тех, кто учится сейчас, тех, кто учился когда-то. А в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки приятно получать? (Сделанные своими руками).
- Сегодня мы с вами будем делать подарки для любимых учителей, друзей.
3. Основная часть.
1) Развитие воображения у детей.
1 декабря - начало зимы. Все времена года по-своему хороши, но зимними холодными днями мы часто вспоминаем летний тёплый солнечный день. Я предлагаю всем отправиться в необычное путешествие на лесную полянку.
Закройте все глазки, представьте, что мы оказались на поле, на лугах. Поют птицы, всюду полевые цветы, они радуют нас. (Включаю звуковой файл с записью пения птиц) (Приложение 1)
А кто же нас встречает на полянке?
- Красная девушка по небу ходит. (Солнышко)
- Нас встречает солнышко. Оно радуется встрече с нами! А вы?
Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не глянешь,
Всё кругом светло!
По лугах пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Тёмные листы. И.Суриков
2) Загадки о цветах.
- А знаете ли вы полевые цветы?
Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
Рос шар бел,
Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик)
Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
(Демонстрация картинок с изображением цветов).
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят! И.Дружинин
3) Физкульминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (руки отвести в
сторону)
Больше спать не захотел.(повороты туловища
вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел! (Взмахи руками вверх,
вниз)
4. Сообщение темы урока. Работа над темой.
1) Задания на карточках.
Солнышко приготовило конвертики. Загляните в них! Что там?
Соберите слова из карточек.
- Кто из вас сможет объяснить значения этих слов?
Техника филиграни.
При изготовлении ювелирных украшений особое место занимает техника филиграни которая состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д.
В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки.
Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Квилинг — техника бумагокручения (бумажная филигрань).
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги. В 15 веке это считалось искусством. В 19 веке — дамским развлечением. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлеклась данным искусством (ювелирные и интерьерные изделия из золотой и серебряной бумаги не отличить от настоящих) хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 20 веке техника бумагокручения была забыта. Лишь в конце прошлого столетия квилинг снова стал популярным.
Изящные букеты и предметы интерьера снова радуют многих людей по всему свету. Изделия из квилинг отличаются красотой и изяществом. Подарки, сделанные в технике квилинга, принесут родным, близким, друзьям ощущение праздника, света, задора.
Творчество квилинга не имеет возрастных ограничений.
2) Демонстрация фильма “Квилинг”.
(Просмотр презентации по адресу:
http://www.youtube.com/watch?v=phvboqLAYQQ&feature=player_embedded)
3) Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы не только будем любоваться красивыми цветами на солнечной полянке. Мы сами будем собирать и оформлять букеты и цветочные композиции, используя технику квилинг — бумагокручения. А солнышко будет смотреть на нас и любоваться результатами нашего труда.
4) Повторение правил пользования ножницами и клеем.
5. Физкультурная минутка для рук.
Птичка пёрышки помыла,
Птичка пёрышки сложила,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Поклевала, поклевала...
Птичка пёрышкираскрыла,
Полетела, полетела.
6. Практическая работа.
1) - Я предлагаю вспомнить приёмы изготовления основных форм: “тугая спираль”, “спираль”, “капелька”, “глазок”.
7. Составление и чтение плана работы.
План работы.
1. Склеить из простых форм сложные цветы и листья.
2. Составить композицию из готовых деталей.
3. Наклеить детали на основу.
4. Привести рабочее место в порядок.
8. Самостоятельная работа. (Во время работы звучат записи с пением птиц).
(Приложение 1)
- Проявите фантазию при составлении композиций! Работа требует терпения, усидчивости и трудолюбия.
(Во время самостоятельной работы произвожу фотосъёмку и видео съёмку.)
9. Подведение итогов.
1) - Чему научились на этом занятии?
(Демонстрация работ детей).
- Солнышко восхищается вашими работами. Какие у вас замечательные получились композиции. А вы - настоящие мастера своего дела. Да у вас золотые руки. Как вы старались!
2) Пословицы о труде.
- А знаете ли вы пословицы?
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Терпение и труд всё перетрут.
3. Кто не работает, тот не ест.
4. Маленькое дело лучше большого безделья.
5. Без дела жить - только небо коптить.
Пословица — народная мудрость. Чему учат нас все эти пословицы? (Труд учит, кормит, облагораживает человека).
3) Подарки школе.
1. Игра на аккордеоне.
2. Рисунки детей.
3. Фильм “Лучшая из школ”.
4) Заключительная часть.
- Солнышко прощается с нами и говорит вам: “Спасибо!”. До новых встреч!
Ребята, солнышко нас согревает, мы тянемся к нему, оно щедро дарит нам свет, тепло. Но и мы, люди, должны быть такими же щедрыми, добрыми, ласковыми, чтобы к нам, как к солнцу тянулись люди. Будем излучать тепло, свет, приносить людям радость!
- Урок окончен!
Приложение 1 (Карточки)