Предмет | Русский язык | Класс | 3 класс | |||||
Тема урока | Понятие о временных формах глагола | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Формирование представления о временной форме глагола. Умение задавать к слову вопрос. Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола. Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения. |
Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: Работа в группе. Развивать способность сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности. |
||||||
Условия реализации урока | ||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) |
Учебная литература | Методические ресурсы | Оборудование | |||||
презентация | учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.Автор: Рамзаева Т.Г., методическое пособие к учебнику. | Пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Издательство «Просвещение», «Современный урок» Старикова М.Г. | Тетради, карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки – сигналы, опорные таблицы, проектор. | |||||
Основные понятия | Временная форма глагола | |||||||
Форма проведения урока | Классно-урочная форма проведения. По типу «Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми учебными умениями» |
Ход урока
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: Организовать положительную мотивацию к уроку. Продолжительность: 4-5 минут. |
||||
Приветствует учащихся. Организует самоконтроль готовности к уроку. Формирует психологический настрой на урок.
|
Итак, русский язык, друзья! Ребята, прочитайте предложение на экране (слайд 1). Каким может быть задание к этому предложению? |
Включаются в учебную деятельность. Заканчивают предложение. Записывают число.
|
Умение продолжить предложение, выражать свои мысли. |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция. |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи). Цели: Формулирование учащимися темы и цели урока. Продолжительность: 3-4 минуты. |
||||
Проводит фронтальный обзор знаний и подводящий к постановке учебной задачи диалог с учащимися.
|
Ребята, внимательно посмотрите на эту запись. (слайд 2) Найдите закономерность и разгадайте её.
Что вы знаете о глаголе? (слайд 3) Что вы не знаете? Сформулируйте вопрос к уроку.
|
Находят закономерность и отгадывают букву. Выделяют знакомые и незнакомые признаки глагола. Формулируют вопрос к уроку. Ставят учебную задачу. |
Умение находить закономерность. Умение выделять морфологические признаки глагола. Умение формулировать вопрос. |
Личностные: самоопределение, познавательные: умение проводить сравнение по заданным критериям; коммуникативные: постановка вопросов; регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: Выведение способа действия, включение нового в систему знаний. Продолжительность: 27 минут. |
||||
Организует поиск способа действия. Способствует открытию «нового знания». Организует первичное применение знаний. Работает вместе с учениками над выведением способа действия.
Способствует включению нового в систему знаний. Организует групповую работу с применением способа действия. |
Ребята, как вы понимаете слово время?
Что мы делаем сейчас, во время урока? Что вы делали во время урока вчера? А что будете делать завтра?
Слова, какой части речи, вы записали? Что произошло с глаголами? Почему изменились глаголы?
Значит, как изменяются глаголы?
У меня есть три карточки. Помогите их правильно расставить над словами. Настоящее время
Ребята, а зачем нам это нужно знать?
На экране появляется запись. Солнце (что … ?) светит. (слайд 4) Какое задание может быть к этому предложению? Запиши предложение с вопросом. В этом предложении есть глагол? Что узнали о глаголе. В каком времени стоит глагол? Почему? Что мы сделали, чтобы определить время глагола? Вывешивает карточку Задаю к глаголу вопрос. Что мы можем узнать с помощью этого вопроса? Вывешивает карточку По вопросу определяю время глагола. Ребята, что у нас появилось на доске? Какие ещё вопросы зададите к глаголу в настоящем времени? Вывешивает карточку с вопросами к глаголам в настоящем времени. Аналогично проводит работу со следующими предложениями. Снег (что…?) растаял. (слайд 5) Скоро ( что …?) зазеленеет травка. (слайд 6) Так как определить время глагола? Сравните ваши ответы с правилом в учебнике с.84 (так как будем определять время глагола) (слайд 7) Физ. пауза Прошедшее время – то, что прошло: Даёт задание «Почтальоны» Разнесите письма по адресу. Что поможет нам правильно это сделать?
На экране образец выполнения задания. (слайды 8-10) |
Отвечают на вопрос. Записывают на доске и в тетради.
Пишем Писали Будем писать
глаголы Они изменились. Потому что изменилось время, в которое мы совершаем действие. Глаголы изменяются по временам
Расставляют карточки над словами, поясняют свой выбор. (остальные ученики работают с карточками-сигналами) Ответы детей.
Отвечают на вопрос. В этом предложении не хватает вопроса. Записывают предложение с вопросом. Да (светит) Изменяется по временам. В настоящем. Действие происходит сейчас. Задали вопрос
По вопросу можем определить время глагола.
У нас появился способ действия или алгоритм определения времени глагола. Отвечают, рассуждают.
Записывают предложения. Подбирают вопросы к временным формам глагола. Использует способ действия.
Сравнивают свои ответы с правилом определения времени глагола в учебнике. Выводят способ действия.
Выполняют движения.
Работают в группах. Командир озвучивает ответ. Сравнивают ответ с образцом. Делают вывод о выполнении своей работы. Записывают глаголы по столбикам. |
Формирование представления о временной форме глагола. Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола. Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения. Умение задавать к слову вопрос. Умение составлять способ действия или алгоритма. Умение использовать способ действия при выполнении заданий. |
Личностные: самоопределение, умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ; познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других, делать устный вывод; регулятивные: Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; |
IV. Рефлексия деятельности (итог урока). Продолжительность: 9-10 минут. |
||||
Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой. |
Предлагает взять карточку и выполнить задание. (слайд 11) Чем воспользуетесь, чтобы правильно выполнить задание? Где могут пригодиться полученные знания? (слайды 13-15) |
Выбирают карточку, выполняют задания. Выполняют взаимопроверку, сравнивая с образцом.
|
Умение работать самостоятельно, применяя способ действия. Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
|
Личностные: самооценка; понимание причин успеха или неуспеха в УД; познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативные: Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью, учет разных мнений; регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |