Урок русского языка по теме "Понятие о временных формах глагола". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (606 кБ)


Предмет Русский язык Класс 3 класс
Тема урока Понятие о временных формах глагола
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Формирование представления о временной форме глагола.
Умение задавать к слову вопрос.
Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола.
Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: Работа в группе. Развивать способность сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы
(в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература  Методические ресурсы Оборудование
презентация учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.Автор: Рамзаева Т.Г., методическое пособие к учебнику. Пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» Издательство «Просвещение», «Современный урок» Старикова М.Г.  Тетради, карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки – сигналы, опорные таблицы, проектор.
Основные понятия Временная форма глагола
Форма проведения урока Классно-урочная форма проведения. По типу «Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми учебными умениями»

Ход урока

Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: Организовать положительную мотивацию к уроку. Продолжительность: 4-5 минут.

Приветствует учащихся. Организует самоконтроль готовности к уроку.

Формирует психологический настрой на урок.

 

Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь сегодня я!
Вы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Хотите учиться?.....
Значит можно всем садиться.

Ребята, прочитайте предложение на экране (слайд 1).

Каким может быть задание к этому предложению?

Включаются в учебную деятельность. Заканчивают предложение.

Записывают число.

 

 

Умение продолжить предложение, выражать свои мысли.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи).

Цели: Формулирование учащимися темы и цели урока. Продолжительность: 3-4 минуты.

Проводит фронтальный обзор знаний и подводящий к постановке учебной задачи диалог с учащимися.

 

Ребята, внимательно посмотрите на эту запись.

(слайд 2)

Найдите закономерность и разгадайте её.

 

Что вы знаете о глаголе?

(слайд 3)

Что вы не знаете?

Сформулируйте вопрос к уроку.

 

Находят закономерность и отгадывают букву.

Выделяют знакомые и незнакомые признаки глагола.

Формулируют вопрос к уроку.

Ставят учебную задачу.

Умение находить закономерность.

Умение выделять морфологические признаки глагола.

Умение формулировать вопрос.

Личностные:

самоопределение,
установление связи между целью учения и ее его мотивом,
проявление интереса к изучению темы;

познавательные:

умение проводить сравнение по заданным критериям;
формулирование проблемы,
целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;
умение выражать свои мысли;

регулятивные:

фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения;
целеполагание.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Выведение способа действия, включение нового в систему знаний. Продолжительность: 27 минут.

Организует поиск способа действия.

Способствует открытию «нового знания».

Организует первичное применение знаний. Работает вместе с учениками над выведением способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствует включению нового в систему знаний.

Организует групповую работу с применением способа действия.

Ребята, как вы понимаете слово время?

 

 

Что мы делаем сейчас, во время урока?

Что вы делали во время урока вчера?

А что будете делать завтра?

 

Слова, какой части речи, вы записали?

Что произошло с глаголами?

Почему изменились глаголы?

 

Значит, как изменяются глаголы?

 

У меня есть три карточки. Помогите их правильно расставить над словами.

Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время

 

Ребята, а зачем нам это нужно знать?

 

На экране появляется запись.

Солнце (что … ?) светит.

(слайд 4)

Какое задание может быть к этому предложению?

Запиши предложение с вопросом.

В этом предложении есть глагол?

Что узнали о глаголе.

В каком времени стоит глагол?

Почему?

Что мы сделали, чтобы определить время глагола?

Вывешивает карточку

Задаю к глаголу вопрос.

Что мы можем узнать с помощью этого вопроса?

Вывешивает карточку

По вопросу определяю время глагола.

Ребята, что у нас появилось на доске?

Какие ещё вопросы зададите к глаголу в настоящем времени?

Вывешивает карточку с вопросами к глаголам в настоящем времени.

Аналогично проводит работу со следующими предложениями.

Снег (что…?) растаял.

(слайд 5)

Скоро ( что …?) зазеленеет травка.

(слайд 6)

Так как определить время глагола?

Сравните ваши ответы с правилом в учебнике с.84 (так как будем определять время глагола)

(слайд 7)

Физ. пауза

Прошедшее время – то, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло».
Настоящее время приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время ещё не пришло:
«Будет у нас всё хорошо!»

Даёт задание «Почтальоны»

Разнесите письма по адресу.

Что поможет нам правильно это сделать?

 

 

 

На экране образец выполнения задания.

(слайды 8-10)

Отвечают на вопрос.

Записывают на доске и в тетради.

 

Пишем
Читаем

Писали
Читали

Будем писать
Будем читать

 

глаголы

Они изменились.

Потому что изменилось время, в которое мы совершаем действие.

Глаголы изменяются по временам

 

Расставляют карточки над словами, поясняют свой выбор.

(остальные ученики работают с карточками-сигналами)

Ответы детей.
(чтобы правильно писать окончания глаголов, составлять предложения)

 

 

Отвечают на вопрос.

В этом предложении не хватает вопроса.

Записывают предложение с вопросом.

Да (светит)

Изменяется по временам.

В настоящем.

Действие происходит сейчас.

Задали вопрос

 

 

По вопросу можем определить время глагола.

 

 

У нас появился способ действия или алгоритм определения времени глагола.

Отвечают, рассуждают.

 

 

Записывают предложения. Подбирают вопросы к временным формам глагола.

Использует способ действия.

 

 

Сравнивают свои ответы с правилом определения времени глагола в учебнике.

Выводят способ действия.

 

Выполняют движения.

 

 

 

 

Работают в группах.

Командир озвучивает ответ.

Сравнивают ответ с образцом.

Делают вывод о выполнении своей работы.

Записывают глаголы по столбикам.

Формирование представления о временной форме глагола.

Усвоение понятий «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время» глагола.

Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Умение задавать к слову вопрос.

Умение составлять способ действия или алгоритма.

Умение использовать способ действия при выполнении заданий.

Личностные:

самоопределение, умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ;
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

умение работать в группе, слушать и понимать других, делать устный вывод;
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

регулятивные:

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Выполнение пробного учебного действия.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока).

Продолжительность: 9-10 минут.

Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой.

Предлагает взять карточку и выполнить задание. (слайд 11)

Чем воспользуетесь, чтобы правильно выполнить задание?

Где могут пригодиться полученные знания?

(слайды 13-15)

Выбирают карточку, выполняют задания.

Выполняют взаимопроверку, сравнивая с образцом.

 

 

Умение работать самостоятельно, применяя способ действия.

Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

 

Личностные: самооценка; понимание причин успеха или неуспеха в УД;

познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью, учет разных мнений;

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Приложение