Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач МБДОУ Заринский детский сад “Солнышко”. Усилия работников учреждения направлены на культивирование здорового образа жизни и оздоровление каждого ребенка.
Одним из средств решения обозначенной задачи мы видим в применении здоровьесберегающих технологий. На базе детского сада внедряем инновационные подходы в сохранении и укреплении здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Положительным опытом осуществления инновационных преобразований в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ Заринский детский сад “Солнышко” стало внедрение образовательной программы “Радуга” Т.Н. Дороновой. На основании этого разрабатываем эффективный комплекс мероприятий, помогающий решить вопросы оздоровления подрастающего поколения в ДОУ.
Мы оказываем консультативную помощь всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников. Проводим открытые просмотры и показы с использованием оздоровительных технологий. Наряду с укреплением и сохранением здоровья детей решается еще одна немаловажная задача – обеспечение каждого ребенка радостным и содержательным проживанием дошкольного детства. Вместе с тем большое внимание уделяем традициям программы “Радуга” Т.Н. Дороновой. “Традиции” – позволяют сделать привлекательной и наполненной жизнь ребенка в детском саду, помогают ребенку избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ему возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получить необходимые для его эмоционального благополучия положительные эмоции.
Одной из добрых традиций МБДОУ Заринский детский сад “Солнышко” является проведение праздника для детей всех групп, их родителей и жителей поселка Плотниково, который проходит в конце года в мае на участке детского сада, на свежем воздухе. Проведение данного мероприятия позволяет нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Это самое радостное и незабываемое событие в жизни детей. Хорошо организованный праздник с участием сотрудников детского сада и родителей оказывает развивающий, психотерапевтический и оздоровительный эффект.
Целью данного праздника является оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни. Мероприятие способствует налаживанию доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми, установлению доверительных отношений между родителями и педагогами. Праздник создает благоприятные условия для физического и психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
В проведении этого мероприятия стремимся решать следующие задачи:
– активизировать физкультурно-оздоровительную работу с детьми через разные
виды деятельности;
– расширять представления об эмоциях, развивать умение передавать заданное
эмоциональное состояние;
– развивать речь, память, внимание, логическое мышление;
– обогащать представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
– повышать самооценку детей, сплачивать коллектив, формировать умения
договариваться между собой.
Мы применяем такие здоровьесберегающие технологии, которые играют важнейшую роль в оздоровлении детей:
- комплексы упражнений на развитие мелкой моторики;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- спортивные игры и упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- музыкально-ритмические движения.
Предлагаем сценарий физкультурно-оздоровительного праздника “В гостях у сказки”.
Место проведения: участок детского сада.
Материал к празднику: книга сказок, плетеный короб, лопата, гимнастическая скамейка, обручи – 4шт., ребристые дорожки – 2 шт., воздушные шары, мячи, аудиозаписи “Караоке из любимых мультфильмов”, пластмассовые тазики, мелкие предметы – “драгоценные камешки”, столовые ложки – 2шт, песок.
Ход праздника
Звучит музыка в исполнении Р. Ярушина “Веселый подсолнухи”. На празднично украшенном участке детского сада детей встречают Кузя и Анфиса.
Кузя:
Эй, народ, все сюда!
Будет все как никогда!
Будет представление
Всем на удивление!
Анфиса:
Мы зовем к себе всех!
Кто любит веселье и смех!
В детском саду “Солнышко” – праздник для всех.
Кузя:
Спешите скорей! Спешите скорей!
Нет, праздника нашего веселей!
Анфиса:
Мы сегодня на празднике таком,
Шутки и смех даром раздаем!
Кузя: Это, что бесплатно, совсем? Тогда подождите, минуточку (выносит короб).
Анфиса: Кузенька, зачем тебе короб?
Кузя: Как зачем? Ты же сама сейчас, сказала, что все бесплатно будет! Я целый короб наберу, а когда мне станет грустно, достану какую-нибудь шуточку или чей-нибудь смех и мне сразу станет радостно на душе!
Анфиса: Эх, ты! Кузя! Кузя!
Мы на празднике нашем
Будем в игры играть,
До упаду хохотать.
Кузенька, пора нам с гостями познакомиться.
Кузя: И то правда!
(Идет к детям и знакомится со всеми за руку.)
Анфиса: Кузенька, ты так до самого утра знакомиться будешь.
Мы сделаем иначе. Меня зовут Анфиса!
Кузя:
Я-Кузя, Кузьма Иванович.
Живу в этом детском саду,
И не тужу, а с детишками дружу!
Анфиса: А как вас зовут?
(Спрашивает у детей.)
Давайте вы все дружно, громко назовете свое имя, а мы запомним. (Дети называют свои имена.)
Кузенька, ты всех запомнил?
Кузя: Конечно!
(Идет к детям и называет неправильные имена.)
Анфиса: Кузя, ты все перепутал!
Кузя: Я не расслышал, они все так тихо говорили, вот я и напутал.
Анфиса: Ребята, давайте громче скажем своё имя, а то Кузя глуховат.
(Дети еще раз выкрикивают свои имена.)
Кузя:
Теперь я знаю всех!
Как на празднике у нас
Песни, шутки в добрый час!
У лета на макушке
Разные приколюшки!
Анфиса:
Кузенька, а что такое приколюшки?
Я знаю ватрушки, печенюшки,
А приколюшек не знаю!
Они тоже вкусные?
Кузя: Ты, что! Приколюшки-это значит прикольно! Это все знают!
Анфиса: Когда я читала сказки, там такого слова не было. И вообще, представьте себе сказку: “Посадил дед репку, выросла репка, прикольная-припрекольная”, или “Снесла курочка яичко не простое, а прикольное”… Ерунда какая-то, а не сказки! Принеси нашу книгу сказок, и ты убедишься, что нет там такого.
(Кузя дает книгу Анфисе.)
Почему книга такая растрепанная, что ты с ней сделал?
Кузя: Ничего страшного, я на ней, пару раз, с горки прокатился и все!
Анфиса: Ты, что! Разве можно на книгах кататься
(Спрашивает у ребят, рассматривает страницы.)
Я так и думала! Страницы все пустые, эта книга не простая, ты все сказки потерял!
Кузя: Как потерял? Я люблю сказки! Что теперь делать?
(Плачет.)
Анфиса: Давай ребят просить, чтобы нам помогли, они все сказки знают.
Кузя: Ребята, вы нам поможете?
Анфиса:
В мире много сказок,
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Кузя:
В сказке может все случиться!
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: “Заходи”!
Анфиса:
(Загадывает загадку.)
Много тропок исходил,
Ото всех он уходил,
От лисы уйти не смог.
Кто же это? (Колобок.)
Выступление 1-й младшей группы (отрывок из сказки “Колобок”). Под русскую народную мелодию выходят Дед и Бабка, совместно с детьми выполняют элементы основных видов движений: ходьба по гимнастической скамейке, прыжки через обручи. Ведущий читает слова:
Жили-были дед и баба (Выходят дед и баба.)
На полянке у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки!
На полянку весело (Дети подбегают к бабушке и дедушке.)
Ребятки спешат,
Дедушку и бабушку
Навестить хотят.
Вот и прибежали детки в гости!
Попросил старик старушку:
(Дед встает вкруг и совместно с детьми выполняют соответствующие движения: месят тесто, лепят.)
“Испеки мне колобка!”…
Бабка тесто замесила,
Колобка она слепила,
В печь его поставила,
Там его оставила.
Вышел он румян, пригож (Показывают солнышко.)
И на солнышко похож.
Он остыть хотел немножко (Подставляют ладошку под щечку.)
И уселся на окошко.
Не хотел Колобок так лежать,
Захотел он убежать, (Дети прыгают на месте.)
Но сначала поскакать.
Огород он пересек (Перешагивание через “речку”.)
И пустился наутек, на мосток.
Колобок наш убежал
И к мосточку прибежал, (Ходьба по гимнастической скамейке.)
И вприпрыжку, скок да скок,
Через лужи на мосток (Перепрыгивание через обручи.)
Прыг – скок, прыг – скок!
Убежал наш Колобок, (Поднимают руки вверх – вдох, опускают руки вниз – выдох.)
Покатился круглый бок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Где ждала его лиса. (Выходит лиса в руках Колобок.)
“Не буду есть Колобка, я сегодня добрая!
Давайте мы лучше поиграем!”
Анфиса: Вот и замечательно! Одну сказку нашли, вернули в нашу книгу!
Кузя: Анфиса, а ты умеешь колобки печь?
Анфиса: Я не пробовала.
Кузя: Да ладно! Не нужны нам колобки, у меня есть шарики, такие же круглые, а как они умеют бегать, мы сейчас увидим.
Игра “ Передай соседу шарик”. (Приложение)
Выступление 2-й (1) младшей группы.
(Отрывок из сказки “Волк и семеро козлят”.)
Входит Коза и плачет
Кузя: Вы чего это гражданка, плачете?
Коза: Как же мне не плакать, остались мои детки одни дома, боюсь я за них ,вдруг волк придет! Беда будет! Они у меня, такие беззащитные!
(Поет 1 куплет из песни “Волк и семеро козлят” А. Воробьев.)
Выбегает волк и прячется за Кузей
Волк: Спасите, помогите!
Анфиса: Волк что с тобой? Ты, из какой сказки?
Волк: Не знаю я! Меня всего избили, рогами страшными бодали! Да вон они бегут сюда! Спрячьте меня!
(Выбегают дети в масках козлят, Коза их обнимает, целует.)
Коза: Это детки мои, Козлятушки-Ребятушки, все живы здоровы?
Волк: Это разбойники, а ни дети!
Коза: Козлятушки мои, ребятушки мои, давайте мы с вами станцуем и покажем какие, мы хорошие и послушные!
Дети исполняют танец “Польку – Янку”.
Кузя: Вовсе они и не страшные, а очень даже хорошенькие! Ребята возьмите волка в свою сказку, он потерялся.
Дети: А он не будет нас обижать?
Волк: Что вы! Я буду с вами в игры играть.
(Играет с детьми в игру “Жмурки”.)
Анфиса: Ребята, вы узнали, что это за сказка?
Правильно “ Волк и семеро козлят”.
Кузя: Вот здорово! Мы еще одну сказку вернули в книгу!
Мне эти лягушата так понравились!
Анфиса: Не лягушата, а козлята!
Кузя: Да какая разница!
Анфиса: Кузенька, я тебе и ребятам предлагаю поиграть в игру.
Игра “ Птичий двор”. (Приложение)
Анфиса:
Кузенька, теперь ты можешь отличить лягушонка от козленка?
Или тебе доктора вызвать.
Выступление 2-й (2) младшей группы
Звучит музыка из м\ф “Доктор Айболит” на велосипеде едет доктор Айболит.
Айболит: По-моему я сбился с пути! Здравствуйте! А что здесь происходит?
Анфиса: У нас праздник!
Айболит: Праздник – это хорошо, а здоровье важнее!
(Проверяет температуру у детей.)
Анфиса:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…….(Айболит.)
Кузя:
Айболита дети знают,
Всех зверей он исцелит,
Добрым словом он одарит
И здоровьем наградит!
Подходит к детям средней группы, переодетых в костюмы зверят.
Айболит:
Нашел! Нашел! Я нашел!
Вот они мои дорогие, ребятки мои, зверятки мои!
Мы выходи на площадку,
Начинается зарядка.
Шаг на месте, два вперед,
А потом наоборот.
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и безделья
Спасает нас она.
(Айболит вместе со “зверятами” под веселую спортивную музыку исполняют танец “Зарядка”, затем выполняют дыхательные упражнения. Айболит благодарит всех детей и взрослых за правильное выполнение упражнений.)
Кузя: Анфис, а здорово у нас получается, вот уже три сказки нашли. Это вам спасибо ребята, без вас мы бы не справились! Чего ты молчишь?
Анфиса начинает тараторить под фонограмму включение (записи ускоренного разговора).
Кузя: Что с тобой? Жалко доктор ушел! Что делать?...... Я знаю, надо фею позвать она ее расколдует, она в нашем садике живет, такие чудеса творит! Феюшка-Логопедушка, приди к нам!
Выходит фея под мелодию “В гостях у сказки”.
Фея: Что случилось? У меня сегодня выходной!
Кузя: Фея, помоги, пожалуйста! Смотри, что с нашей Анфисой приключилось. (Анфиса продолжает тараторить под фонограмму.)
Фея: Ерунда! Я и не такое исправляла! Повторяйте за мной ,и все будет в порядке. (Фея проводит логопедическую игру “Грибники” – Приложение.)
Анфиса: Спасибо милая фея! Ты и правда творишь чудеса!
(Появляется Кузя в руках у него лопата.)
Анфиса: Кузенька, ты грядки копать собрался?
Кузя: Какие грядки! Я клад хочу найти, он где-то здесь зарыт! (Начинает копать.)
Анфиса: Кузя, нет здесь никакого клада
Кузя: Не мешай! Вот если бы сюда гномы пришли из сказки “Белоснежка и семь гномов”, они бы помогли мне!
Выступление старшей группы.
Под музыку из м/ф “Белоснежка и семь гном” входят дети старшей группы в колпачках и танцуют.
Кузя: Вот здорово! Здравствуй Белоснежка! Здравствуйте гномы! Помогите мне, пожалуйста, сокровища отыскать!
Игра эстафета “ Найди драгоценный камень” Приложение.
Кузя: Спасибо за помощь!
Белоснежка: Нам пора уходить, работа ждет.
(Гномы выстраиваются в одну шеренгу, Белоснежка видит, что Ворчуна нет, зовет его.)
Ворчун! Ворчун, ты где? Куда ты, опять, запропастился?...
(Уходит вместе с гномами.)
Выходит Ворчун
Ворчун: Ушли? Надоели, принеси то, подай то, сделай это! Все командуют и командуют! Я хочу делать все, так как я хочу! Ребята, а вам надоело всегда слушаться маму с папой?
Я дам несколько советов (читает вредные совет из книги Г. Остера).
Появляется Белоснежка.
Белоснежка: Ах, вот ты где! Ребята не слушайте его, это вредные советы! Вы со мной согласны? (Дети соглашаются.) Молодцы!
Белоснежка и Ворчун уходят.
Анфиса: Ребята, а вы Кузю не видели?
(Выходит почтальон Печкин и отдает Анфисе письмо.)
Анфиса читает письмо: “Меня не ищите, я ушел искать сказки”
Анфиса: Беда с этим Кузей! Только бы ему разбойники по дороге не попались.
Выступление средней группы.
Дети вместе с воспитателем в костюмах разбойников прибегают на участок с криками.
Разбойница: Кто нас звал?
Анфиса: Никто вас не звал.
Разбойница: Правильно! Нас никто и никогда не зовет, мы сами приходим! Да, разбойнички мои? И сами все берем! Давайте, покажем, на что мы способны (исполняют танец под музыку из м\ф “Бременские музыканты”).
Разбойница: Выворачивайте карманы, гоните свое богатство!
Анфиса: Карманы наши пусты, а богатство наше это наши дети!
Разбойница: Не такого богатства мне не надо. Пойдемте отсюда, мои разбойнички, здесь делать нечего! (“Разбойники” уходят.)
Анфиса: Далеко не уйдете! Мы вас сейчас в книгу вернем, только волшебное слово скажем. Ребята вы какие волшебные слова знаете? (дети называют)
Анфиса: Давайте все вместе скажем “крибле, крабли, бумс”!
Под веселую русскую народную мелодию входит Кузя.
Анфиса: Кузя, ты вернулся! Нашел сказки, встретил по дороге кого-нибудь?
Кузя: Нет, сказок я не нашел, а вот разбойников встретил.
Анфиса: Да! И что ты не испугался?
Кузя: Кто? Я? Да я так сражался (показывает различные движения).
В общем, я их победил. Можете не бояться их.
Анфиса: Ох, и болтун ты Кузя!
Кузя: Кто! Я!!!
Анфиса: Мы сейчас с ребятами их отправили в нашу книгу сказок.
Кузя: Подумаешь! Какие смелые!
Анфиса: Ты мне, скажи, какая еще сказка была? Она последняя осталась.
Кузя: Не помню.
Выступление подготовительной группы.
Появление бабы Яги.
Яга: Зато я, касатик, помню! Забыл он! А не ты ли из моей сказки страницу вырвал и самолетик сделал?
Кузя: Не я!
Яга: А не ты ли рисовал на страницах солдатиков?
Кузя: Не я!
Яга: Испортили мою сказку, да еще и на праздник не пригласили! А я очень праздники люблю!
Кузя: Я больше не буду книги портить! Приходите к нам на праздник!
Яга: Опомнился! Я сама уже пришла и не одна, а с подружками
(Дети поют частушки из м\ф “Летучий корабль” и танцуют.)
Яга:
Ох, и ловкий же народ
В этом садике живет!
Но хочу у вас спросить
Вы умеете дружить?
Вы ссоритесь?
Ругаетесь?
А может, обзываетесь?
Ладно! Все равно не верю!
Я сейчас вас всех проверю!
Предлагаю станцевать,
Дружбу вашу показать!
Согласны?.............
Игра “Найди пару” приложение.
Яга: Танцевали вы на диво очень дружно и красиво! Но пора мне улетать, впредь прошу не забывать, чаще в гости приглашать!
Анфиса: Последнюю сказку мы вернули в книгу, спасибо вам ребята!
Кузя: Без вас мы не справились бы!
Анфиса и Кузя приглашают всех к столу отведать праздничного пирога. Звучит веселая музыка.
Список литературы
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с.
- Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой. – М.: ГНОМ и Д., 2002
- Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе “Остров здоровья”/авт.– сост. Е.Ю.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
- Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет.сада/ Т.Н. Доронова,С.Г. Якобсон,Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2004. – 78 с.
- Традиции в программе “Радуга”: Учебно-методическое пособие. Сост. В.В. Начевских. – Кемерово, 2003. – 46 с.