Цели.
Предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами.
Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, практические.
По уровню познавательной активности: частично-поисковый.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы, презентация.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности. Слайд 1. Презентация
Учитель:
Хочешь солнышко в ладошку?
Протяни - я положу
Ты сожми его покрепче
И почувствуй теплоту.
Это солнышко - кусочек
От моей души большой.
Для тебя его не жалко,
Хочешь, забери с собой.
Будет холодно, согреет,
Поцелует за меня.
Я с тобой, я буду рядом
На ладошке у тебя.
- Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне, и гостям свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению.
Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальными значками, какое у вас сейчас настроение. Слайд 2.
Настроение у всех хорошее.
2. Актуализация и постановка учебной задачи. Сейчас вам предстоит работать в паре. Давайте повторим правила работы в паре. Слайд 3.
Предлагаю начать урок такими словами: Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда… (Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. Слайд 4.
Одно слово в нашем высказывании пропало. Мы должны его восстановить
- Какое высказывание у вас получилось?
“Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется”.
- Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
- Я желаю вам добиться успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха? (Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум)
3. Определение темы и постановка целей урока.
Откройте Букварь на с. 116-117. Рассмотрите внимательно страницы учебника, на которых мы будем сегодня работать и определите тему нашего урока
Дети: Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой В.
Учитель: Определите цели на сегодняшний урок. Слайд 5. Ответы:
- Посмотрим, какие новые значки, модели есть на странице учебника.
- Познакомимся с новым звуком и новой буквой, которая его обозначает.
- Научимся правильно произносить новый звук
- Вспомним “Правило чтения звуковых моделей”.
Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуках. Слайд 6.
(Звуки, бывают гласными и согласными; гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими; мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)
Учитель: А теперь за дело. Отгадайте загадки и выполните звуко-буквенный анализ слов.
Сначала, давайте вспомним, с чего мы начинаем работу. Слайд 7.
Алгоритм: Определяем количество звуков.
Рассматриваем каждый звук. Как характеризуем? (Гласный или согласный; если согласный, твёрдый, то, обозначаем синим, если мягкий, обозначаем зелёным, если гласный, то красным).
Проверка.
Молодцы.
Выполняется звуковой анализ слов по алгоритму (ученики используют индивидуальные карточки для звукового анализа); 1 ученик работает со звуковыми карточками у доски.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки) Слайд 8.
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки) Слайд 9.
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам.
(Верблюд) Слайд 10.
4. Открытие нового знания.
Учитель: Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Слайд 11.
Протяни первый звук: В-в-в-в-в-в-в. Что в каждом случае делают губы и язык? Встречает ли воздух преграду? Участвует ли голос?
- Определите их по звонкости-глухости, назовите глухую пару звука; назовите букву, которой можно обозначить эти звуки.
Работа в группе “Игра кто больше назовёт слов, в которых есть новый звук” (обязательно называют местонахождение звука, мягкий или твёрдый звук).
Прежде мы приступим к этому заданию, давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 12, 13.
Учитель: Слайд 14.
- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [в], [в'].
-Замените первые фишки в схемах слов буквами из кассы, прочитайте слова.
-Замените все фишки буквами, прочитайте слова.
- Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
- Назовите, чем похожи и чем различаются эти слова (обращают внимание на звуковой состав слов, на количество слогов и на место ударения).
- Какую учебную задачу поставили на уроке? (Познакомиться с новой буквой)
- Для чего нам нужна новая буква? (Для чтения слогов и слов)
- Уточните, пожалуйста, учебную задачу. (Познакомиться с новой буквой, научиться читать слоги и слова с этой буквой)
Физкультминутка.
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…
1) Знакомство с буквой В в. Печатаем букву В.
Учитель:
- А теперь печатаем букву В.
- Рассмотрите печатные буквы в учебнике. Какая буква слева? (Заглавная). Посмотрите, как я напечатаю на доске.
Напечатайте в тетрадях для печатания три заглавных буквы В через клеточку.
Какая буква напечатана справа? (Строчная) Чем отличается от заглавной? (Высотой)
Напечатайте три строчных буквы в.
- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?
- Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (Читать слоги и слова)
5. Первичное закрепление.
1. Жужжащее чтение Коллективная работа.
Хоровое чтение слогов, слов с буквой В. Слайд 15.
Учитель: Посмотрите на экран. Сейчас будем читать слоги с буквой в.
- Что надо сделать прежде, чем прочитать букву согласного? (Посмотреть на следующую за ней букву гласного)
- Что нам подсказывает буква а, о, у, э, ы? Как должна читаться буква в? Твёрдо или мягко? Почему? На что указывает я, е, ё, ю, и. (На мягкость в)
Читаем хором.
2. Выборочное чтение:
Учитель:
а) Прочитайте слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук [в];
б) Прочитайте слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук [в’].
3. Прочитайте столбики слов. Работа по учебнику Букварь с.116.
а) Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.
б) Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает твёрдый согласный звук.
в) Прочитайте только те слова, в которых два слога.
г) Прочитайте только те слова, в которых три слога.
- Объясните, почему в слове конверт букв больше, чем в слове корова, а слогов меньше.
- Назовите непрочитанные слова (винт, велосипед). Посчитайте сколько в них слогов.
5.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону. Слайд 16.
- А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву в, которая обозначает мягкий согласный звук [в’]; подчеркните синим карандашом букву в, которая обозначает твердый согласный звук [в]. Какие умения вам понадобятся? (Умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).
ва ве ви ву
ветка ворона
А теперь вам надо проверить себя по образцу.
- Давайте вспомним алгоритм самопроверки.
- По каким критериям можем себя оценить? (Умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).
- Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку).
Физкультминутка для глаз.
6. Закрепление нового материала.
1. Чтение слов. Слайд 17. Прочитайте слово над левой таблицей (волос); поставь буквы в таком порядке, который дан в таблице; назовите получившееся слово (слово);
Прочитайте слово над правой таблицей (навес); поставь буквы в таком порядке, который дан в таблице; назовите получившееся слово (весна);
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
2.Дифференцированная работа. Работа по учебнику с. 117 (для слабо читающих детей. Работа выполняется вместе с учителем). Чтение рассказа А.Шибаева “Одна буква”.
- Прочитайте заголовок. Прочитайте фамилию автора.
- Прочитайте текст цепочкой (по одному предложению).
- Кто герои рассказа?
- О каких чудесах вы узнали?
- Прочитайте предложение, в котором содержится главная мысль.
Для хорошо читающих детей. Работа по учебнику с. 118. Чтение рассказа Я. Тайц
“По грибы”. (Работа самостоятельная; задание у ребёнка на карточке”.
- Прочитайте заголовок. Прочитайте фамилию автора.
- Прочитайте для себя и ответьте на вопрос: “Почему Надя решила поменяться лукошком с бабушкой?”.
- Прочитайте предложение, в котором содержится главная мысль.
7. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок подошел к концу.
- Какую сегодня учебную задачу мы ставили перед собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
Продолжите предложения: Слайд 18.
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
- На следующем уроке мы…
8. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.
Зелёный смайлик, если вам всё понятно было на уроке, жёлтый смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что-то сегодня не поняли и красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.
9. Рефлексия. Слайд 19.
Учитель: А настроение ваше изменилось? Покажите мне свои сигнальные значки. Хорошо, наше настроение почти не изменилось, оно такое же хорошее, как и вначале урока.
Спасибо вам за урок.