Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовн-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Образовательные.
1. Сформировать у детей представления о местах проживания русских людей в прошлом.
2. Сформировать представления о старинных обычаях и обрядах.
3. Сформировать представления о художественном народном творчестве: фольклор, лубок, искусство в народном быту, старинная одежда.
Развивающие.
1. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности.
2. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
3. Способствовать развитию у детей уважения к традициям и обычаям народов.
4. Способствовать доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательные.
1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
2. Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
3. Развивать гражданское самосознание.
4. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Компетентности приобретаемые ребёнком.
Исследовательские:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Представление и обсуждение нового материала.
Социально-личностные:
Коммуникативные:
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.
2. Выступать на публике – владение способами презентации себя и своей деятельности.
Данный проект рассчитан на 4 года.
Для достижения оптимальных результатов необходимо создание доверительной рабочей атмосферы.
Помещение для занятий должно включать в себя следующее оборудование:
1) компьютер,
2) проектор,
3) интерактивная доска,
2) ковёр.
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, театрализация и т.д.
Опорной точкой в работе с детьми младшего школьного возраста является использование игровых ситуаций.
Работа по проекту направлена на достижение следующих результатов:
полученные знания дают возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
На каждом занятии происходит формирование у ребёнка знаний и представлений об окружающем мире и происходящих в нем событиях. Старинных обычаях и обрядах, выражение в них взглядов народа о нравственности, его верований. Занятия построены таким образом, что учащиеся опираются только на те знания и тот опыт, который имеют. Это и является отличительными особенностями данного проета.
С целью изучения эффективности и результативности данной программы проводятся следующие виды диагностики: анкетирование, фронтальный опрос.
Заключительным этапом реализации программы будет организация итогового занятия с обсуждением пройденного материала, обменом эмоциями, пожеланиями, фотовыставка.
Этапы реализации проектаПервый год
Проект “Живая Русь”
1. Село:
- игра-путешествие: “Веси”.
- посещение библиотеки с целью ознакомления с образованием села Алексеевка;
- мини-опрос: “Что я знаю о селе”;
- конкурс рисунков “Вот моя деревня”.
2. Дом:
- игра “Знайка”: “Твой старинный дом”;
- конкурс стихов о доме;
- конкурс рисунков: “Родная избушка”;
- разучивание колыбельных песен;
- игра-путешествие “Всякому делу традиция”.
- разгадывание кроссворда: “Крестьянский двор”;
- детская мастерская “Утварь”.
3. Костюм:
- игра-мастерская “Сказочный мир старинного костюма”;
- игра-активатор “Русский костюм” (работа в группах);
- творческая мастерская “Роспись русского народного костюма”.
4. Занятия:
- разучивание пословиц, поговорок.
- игра-путешествие “Знакомство с русским народным творчеством”;
- разучивание частушек, прибауток;
- знакомство с русскими народными сказками, заполнение читательского дневника;
- конкурс рисунков “Любимые сказки”.
5. Коллективное творческое дело:
- создание коллажа “Русь”.
Второй год
Проект “Хоровод-круглый год”
1. Традиции русского народа:
- анкетирование “Что я знаю о традициях и обычаях”;
- информационный поиск “Традиции русского народа”;
- игра-путешествие “Русские традиции”;
- детская мастерская “Радость наша кукла Дуняша”;
- посещение библиотеки с целью ознакомления с традициями, праздниками русского народа.
2. “Осенины”:
- знакомство со сказкой “Крупеничка”;
- творческая мастерская “Кукла “Крупеничка””;
- игра-активатор “Осень-мокрохвостка”;
3. “Коляда” зимний день бережёт:
- игра-путешествие “Пришла “Коляда””;
- творческая мастерская “Кукла “Коляда””;
- конкурс рисунков “Зимние кружева”;
- конкурс “Художественное слово”
(песни, стихотворения, загадки прибаутки русского народа).
4. “Весна, весна красная…”:
- игра-знайка “Весенние праздники на Руси”;
- творческая мастерская “Веснянка”;
- конкурс рисунков “Жаворонушки”;
- разгадывание кроссворда “Весна- Красна”.
5. “Солнышко, красное вёдрышко…”:
- игра-путешествие “Иван Купала”;
- творческая мастерская “Купавка”;
- игра-активатор “Летние забавы” (работа в группах);
- русские народные игры на свежем воздухе.
6. Выставка русских обрядовых кукол “Хоровод круглый год”.
Третий год
Проект “Народные промыслы России”
1. Народные промыслы России:
- анкетирование “Что я знаю о народных промыслах России”;
- игра-путешествие: “Золотые руки русских мастеров”
2. Золотая хохлома:
- игра-путешествие: “В гостях у народных мастеров”;
- мастер-класс: “Просто загляденье наша Хохлома” (практическое занятие учителя изобразительного искусства);
- конкурс рисунков “Хохломская роспись – алых ягод россыпь”;
- творческая мастерская “Декоративные фигурки”;
3. Жостовская роспись:
- игра: “Путешествие в Жостово”;
- творческая мастерская “Путешествие в Жостово” (мероприятие с участием родителей);
- конкурс рисунков: “Жостовский букет”;
4. Сказочная Гжель:
- игра-активатор “Голубая сказка-Гжель”;
- игра-мастерская “Незабудковая Гжель” (Гжельская чаша; работа в группах);
- творческая мастерская “Роспись русского народного костюма”;
- конкурс стихов “Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели?”
5. Городец-на-Волге:
- игра-знайка “Городец-на-Волге”;
- игра-активатор “Городецкая роспись”;
- конкурс рисунков “Чудо-роспись Городца”;
- творческая мастерская “Птицы смотрят из ларца – чудо-роспись Городца!”
6. Коллективное творческое дело:
- проведение общешкольного мероприятия “Народные забавы”;
- ярмарка народных промыслов.
- оформление коллажа “Народные промыслы России”.
Четвёртый год
Проект “В мире сказок народов России”
1. В мире сказок
- анкетирование “Что я знаю о сказках”;
- игровая программа “Сказка ложь, да в ней намёк…”;
- операция “Поиск” - “Сказки народов России”;
2. Сказка своими руками
- создание авторской сказки;
- творческая мастерская “Мы художники”;
- изготовление книжки-самоделки с любимой сказкой”;
- акция “Подари книжку детскому дому”;
3. Сказки гуляют по свету
- мастер-класс “Герои сказок” (изготовление игрушек);
- кукольный театр - постановка сказки “Как Иван за счастьем ходил” (представление сказки в дет.саду, пансионате для ветеранов ВОВ );
4. Встреча с театром
- литературный вечер “Сказочные посиделки” (совместно с родителями);
- посещение театра юного зрителя г. Самара;
- встреча с артистами театра юного зрителя;
- семейное спортивное мероприятие “Сказочные забеги”.
Диагностическая работа.
С целью изучения эффективности и результативности данной программы проводятся следующие виды диагностики: анкетирование, мини-социологический опрос, фронтальный опрос.
На разных этапах реализации программы обучающимся может быть предложено анкетирование.
Анкета
Ребята, знакомы ли вы с традициями русского народа? Соблюдаете ли вы традиции и обычаи?
Поставьте знак “+” в соответствующую строку.
Ф.И. ____________________
Класс____________________
Традиции | Варианты ответа | |||
Знакомы | Не знакомы | Соблюдается | Не соблюдается | |
Праздничные колядки | ||||
Масленица | ||||
Сороки | ||||
Иван Купала | ||||
Покров день |
Таким образом, можно сделать выводы, знакомы ли дети с традициями русского народа, соблюдаются ли традиции, обычаи в семьях.
Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т.3.
2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.
4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.
5. Василенко В.М. “Русское прикладное искусство”. – М., 1977.
6. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.
7. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.
8. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1999.
9. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.
10. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.