Проект "Воспитание патриотических чувств у учащихся 7–11 лет в приобщении к традициям русской культуры"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовн-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения школьников к национальному наследию русской православной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Образовательные.

1. Сформировать у детей представления о местах проживания русских людей в прошлом.

2. Сформировать представления о старинных обычаях и обрядах.

3. Сформировать представления о художественном народном творчестве: фольклор, лубок, искусство в народном быту, старинная одежда.

Развивающие.

1. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

2. Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.

3. Способствовать развитию у детей уважения к традициям и обычаям народов.

4. Способствовать доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательные.

1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

2. Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.

3. Развивать гражданское самосознание.

4. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

Компетентности приобретаемые ребёнком.

Исследовательские:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Представление и обсуждение нового материала.

Социально-личностные:

Коммуникативные:

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.

2. Выступать на публике – владение способами презентации себя и своей деятельности.

Данный проект рассчитан на 4 года.

Для достижения оптимальных результатов необходимо создание доверительной рабочей атмосферы.

Помещение для занятий должно включать в себя следующее оборудование:

1) компьютер,

2) проектор,

3) интерактивная доска,

2) ковёр.

Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование,   театрализация и т.д.

Опорной точкой в работе с детьми младшего школьного возраста является использование игровых ситуаций.

Работа по проекту направлена на достижение следующих результатов:

полученные знания дают возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

На каждом занятии происходит формирование у ребёнка знаний и представлений об окружающем мире и происходящих в нем событиях. Старинных обычаях и обрядах, выражение в них взглядов народа о нравственности, его верований. Занятия построены таким образом, что учащиеся опираются только на те знания и тот опыт, который имеют. Это и является отличительными особенностями данного проета.

С целью изучения эффективности и результативности данной программы проводятся следующие виды диагностики: анкетирование, фронтальный опрос.

Заключительным этапом реализации программы будет организация итогового занятия с обсуждением пройденного материала, обменом эмоциями, пожеланиями, фотовыставка.

Этапы реализации проекта

Первый год

Проект “Живая Русь”

1. Село:

- игра-путешествие: “Веси”.

- посещение библиотеки с целью ознакомления с образованием села Алексеевка;

- мини-опрос: “Что я знаю о селе”;

- конкурс рисунков “Вот моя деревня”.

2. Дом:

- игра “Знайка”: “Твой старинный дом”;

- конкурс стихов о доме;

- конкурс рисунков: “Родная избушка”;

- разучивание колыбельных песен;

- игра-путешествие “Всякому делу традиция”.

- разгадывание кроссворда: “Крестьянский двор”;

- детская мастерская “Утварь”.

3. Костюм:

- игра-мастерская “Сказочный мир старинного костюма”;

- игра-активатор “Русский костюм” (работа в группах);

- творческая мастерская “Роспись русского народного костюма”.

4. Занятия:

- разучивание пословиц, поговорок.

- игра-путешествие “Знакомство с русским народным творчеством”;

- разучивание частушек, прибауток;

- знакомство с русскими народными сказками, заполнение читательского дневника;

- конкурс рисунков “Любимые сказки”.

5. Коллективное творческое дело:

- создание коллажа “Русь”.

Второй год

Проект “Хоровод-круглый год”

1. Традиции русского народа:

- анкетирование “Что я знаю о традициях и обычаях”;

- информационный поиск “Традиции русского народа”;

- игра-путешествие “Русские традиции”;

- детская мастерская “Радость наша кукла Дуняша”;

- посещение библиотеки с целью ознакомления с традициями, праздниками русского народа.

2. “Осенины”:

- знакомство со сказкой “Крупеничка”;

- творческая мастерская “Кукла “Крупеничка””;

- игра-активатор “Осень-мокрохвостка”;

3. “Коляда” зимний день бережёт:

- игра-путешествие “Пришла “Коляда””;

- творческая мастерская “Кукла “Коляда””;

- конкурс рисунков “Зимние кружева”;

- конкурс “Художественное слово”

(песни, стихотворения, загадки прибаутки русского народа).

4. “Весна, весна красная…”:

- игра-знайка “Весенние праздники на Руси”;

- творческая мастерская “Веснянка”;

- конкурс рисунков “Жаворонушки”;

- разгадывание кроссворда “Весна- Красна”.

5. “Солнышко, красное вёдрышко…”:

- игра-путешествие “Иван Купала”;

- творческая мастерская “Купавка”;

- игра-активатор “Летние забавы” (работа в группах);

- русские народные игры на свежем воздухе.

6. Выставка русских обрядовых кукол “Хоровод круглый год”.

Третий год

Проект “Народные промыслы России”

1. Народные промыслы России:

- анкетирование “Что я знаю о народных промыслах России”;

- игра-путешествие: “Золотые руки русских мастеров”

2. Золотая хохлома:

- игра-путешествие: “В гостях у народных мастеров”;

- мастер-класс: “Просто загляденье наша Хохлома” (практическое занятие учителя изобразительного искусства);

- конкурс рисунков “Хохломская роспись – алых ягод россыпь”;

- творческая мастерская “Декоративные фигурки”;

3. Жостовская роспись:

- игра: “Путешествие в Жостово”;

- творческая мастерская “Путешествие в Жостово” (мероприятие с участием родителей);

- конкурс рисунков: “Жостовский букет”;

4. Сказочная Гжель:

- игра-активатор “Голубая сказка-Гжель”;

- игра-мастерская “Незабудковая Гжель” (Гжельская чаша; работа в группах);

- творческая мастерская “Роспись русского народного костюма”;

- конкурс стихов “Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели?”

5. Городец-на-Волге:

- игра-знайка “Городец-на-Волге”;

- игра-активатор “Городецкая роспись”;

- конкурс рисунков “Чудо-роспись Городца”;

- творческая мастерская “Птицы смотрят из ларца – чудо-роспись Городца!”

6. Коллективное творческое дело:

- проведение общешкольного мероприятия “Народные забавы”;

- ярмарка народных промыслов.

- оформление коллажа “Народные промыслы России”.

Четвёртый год

Проект “В мире сказок народов России”

1. В мире сказок

- анкетирование “Что я знаю о сказках”;

- игровая программа “Сказка ложь, да в ней намёк…”;

- операция “Поиск” - “Сказки народов России”;

2. Сказка своими руками

- создание авторской сказки;

- творческая мастерская “Мы художники”;

- изготовление книжки-самоделки с любимой сказкой”;

- акция “Подари книжку детскому дому”;

3. Сказки гуляют по свету

- мастер-класс “Герои сказок” (изготовление игрушек);

- кукольный театр - постановка сказки “Как Иван за счастьем ходил” (представление сказки в дет.саду, пансионате для ветеранов ВОВ );

4. Встреча с театром

- литературный вечер “Сказочные посиделки” (совместно с родителями);

- посещение театра юного зрителя г. Самара;

- встреча с артистами театра юного зрителя;

- семейное спортивное мероприятие “Сказочные забеги”.

Диагностическая работа.

С целью изучения эффективности и результативности данной программы проводятся следующие виды диагностики: анкетирование, мини-социологический опрос, фронтальный опрос.

На разных этапах реализации программы обучающимся может быть предложено анкетирование.

Анкета

Ребята, знакомы ли вы с традициями русского народа? Соблюдаете ли вы традиции и обычаи?

Поставьте знак “+” в соответствующую строку.

Ф.И. ____________________

Класс____________________

Традиции Варианты ответа
Знакомы Не знакомы Соблюдается Не соблюдается
Праздничные колядки        
Масленица        
Сороки        
Иван Купала        
Покров день        

Таким образом, можно сделать выводы, знакомы ли дети с традициями русского народа, соблюдаются ли традиции, обычаи в семьях.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т.3.

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.

4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

5. Василенко В.М. “Русское прикладное искусство”. – М., 1977.

6.  Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

7. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.

8. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1999.

9. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.

10. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.