Внеклассная работа в современных условиях
Одной из важных и актуальных задач современного профессионального образования в колледже является формирование личности, способной и желающей участвовать в развитии различных областей науки и технике, в общественной жизни общества. Эта идея находит отражение в концепции современного профессионального образования, что ярко выражается в новых образовательных стандартах. Федеральные образовательные стандарты подготовлены так, чтобы создать условия для социального и образовательного самоопределения студентов колледжа.
В процессе математической деятельности студенты должны быть способны самостоятельно развивать в себе целый комплекс умений:
- умение классифицировать, обобщать и систематизировать различные объекты;
- умение логически мыслить, при этом формировать, обосновывать и доказывать различные суждения;
- умение открывать закономерности, устанавливая связи между разнородными на первый взгляд явлениями.
Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в колледже. Она позволяет расширить знания студентов, развивать их логическое мышление, расширять кругозор. Внеклассная работа даёт вовлечь как можно больше студентов в самостоятельную работу, привлечь их интерес к математике, как к предмету.
Поэтому для нашего времени характерна интеграция наук. Многие достижения человека обусловлены переносом теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Межпредметные связи в профессиональном образовании это дидактический эквивалент межнаучных связей.
Внеклассные мероприятия интегрированного характера способствуют развитию общекультурной и профессиональной компетентностям.
Хочу представить вашему вниманию одно из таких мероприятий, ориентированных на интеграцию – ученическую научно-практическую конференцию по теме: «Функции в природе и технике».
Ученическая конференция по математике «Функции в природе и технике»
Ученическая конференция по математике «Функции в природе и технике» является итогом научно-исследовательской деятельности студентов за учебный год. Проводится в конце апреля.
Данная тема выбрана не случайно. Понятие функции занимает одно из центральных мест в курсе математике и имеет профильную направленность, как в технических, так и социально-экономических группах нашего колледжа. Студенты в течение года изучают степенную, показательную, тригонометрическую и логарифмическую функции и их свойства. И хотя функциям в программе курса математике уделяется много времени, этого не достаточно, чтобы показать многообразие её приложений, заинтересовать студентов в более глубоком изучении функции для использования в профессиональной деятельности.
Цели конференции:
- показать практические приложения изучаемых функций и связанные с ними понятия;
- выстроить взаимосвязь между математикой и физикой, химией, биологией, экономикой при изучении функции как процесса взаимообмена идеями и методами;
- показать необходимость знаний понятия функции в окружающей нас жизни;
- развивать логическое мышление, используя формирование, обоснованность и доказательство различных точек зрения;
- воспитывать устойчивый интерес к обучению математики;
- воспитывать культуру речи
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- фотоаппарат:
- видеокамера.
Конференцию готовят студенты нескольких групп под руководством преподавателя. Подготовка начинается в начале учебного года. Студенты объединяются в группы по 4-5 человек и выбирают одну из тем и начинают под руководством преподавателя готовить проект по данной теме.
Темы проектов:
1. Функция – понятие математическое.
2. Функции в физике
3. Функции в химии.
4. Функции в биологии.
5. Функции в экономики.
Задачи исследований:
- Проследить этапы возникновения функций;
- Исследовать принципы и возможности практического применения функций в конкретных областях науки и технике;
- Описать функциональные зависимости;
- Определить возможные направления применения функций в профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что функции возможно применять в науке и технике.
Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретических данных, опорой на доказательства практических экспериментов проведённых в рамках рассматриваемых различных наук.
Новизна результатов исследования состоит в том, что бы выявить способы применения функции в науке и технике.
Пять групп студентов представляют на конференции в форме презентации свои исследования по своему проекту, как ученые в данной области: ученые-математики, ученые-физики, ученые-химики, ученые-биологи и ученые в области экономики.
Ведущим конференции может быть, как преподаватель, так и несколько студентов.
В конференции также участвует большая группа репортеров, фоторепортёров и кинооператоры из числа студентов. Причем эта группа выполняет две функции: готовят репортажи, фотографии для газеты, видео для телерепортажа и являются оппонентами на конференции.
Хочу обратить ваше внимание на вторую функцию. Оппоненты готовятся по тем же темам что и докладчики, под руководством преподавателя. Они тоже разбиваются по парам и занимаются одной из тем. Их задача подготовить интересные вопросы докладчикам и осветить в прессе колледжа свой репортаж.
Для проведения конференции создаётся организационный комитет, в который входят представители от администрации, преподаватели и студенты. Организационный комитет оценивает выступления студентов учитывая глубину, продуманность, осознанность и доступность изложения. Лучшие выступления отмечаются грамотами и призами. Если такая конференция проходит ежегодно, то можно использовать переходящий приз.
Такая организация конференции способствует более полному включению в работу всех присутствующих, а также более глубокому осознанию данной темы.
Задачи для конференции можно использовать из материалов ЕГЭ (Приложение 1).
Структура и краткое содержание конференции
Эпиграф конференции:
«А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.»
Н. Гумилев
Вступительное слово ведущего
В современной науке существует много
сообществ, профессионально изучающих
математические функции и их приложения в физике,
химии, биологии, экономике и других областях
науки и технике. Во многих профессиях и
специальностях используются данные знания.
Поэтому сегодня на конференции собрались ученые
разных областей науки и технике, которые
занимались изучением и исследованием функции в
конкретных науках. На ваш суд сегодня они
представят свои исследования.
Обратите внимание на эпиграф конференции –
слова Гумилева. Особое внимание обратите на
подчёркнутые строки, в конце конференции мы
попробуем объяснить их.
Так как функция понятие математическое, то
первое слово предоставляется
ученым-математикам.
Выступление математиков:
- От истоков до нашего времени;
- Виды функций и их свойства;
- Исследование функций;
- Задачи с практическим содержанием
- В заключении выступления ученых вопросы им задают оппоненты-репортеры. Проходит обсуждение по заданным вопросам.
Ведущий: Ученые-математики показали
на практических задачах, применение полученных
вами знаний. Студент успешно усвоивший курс
математики может решить любую из данных задач.
Слово предоставляется ученым-физикам.
Выступление физиков:
- Радиоактивный распад вещества;
- Закон Циолковского;
- Изменение высоты с помощью барометра;
- Равномерное падение парашютиста;
- Гармонические колебания;
- Биение, приливы, отливы и другие вопросы.
В заключении выступления ученых вопросы им задают оппоненты-репортеры. Проходит обсуждение по заданным вопросам.
Ведущий: Много интересного мы узнали от учёных-физиков. Давайте предоставим слово ученым-химикам.
Выступление химиков:
- Разветвлённые цепные реакции;
- Ионное произведение воды рН раствора.
В заключение, выступления ученых вопросы им задают оппоненты-репортеры. Проходит обсуждение по заданным вопросам.
Ведущий: Перед нами выступали ученые-химики. А теперь предоставим слово ученым-биологам. Оказывается, даже в биологии мы встречаемся с функциями.
Выступление биологов:
- Процессы выравнивания;
- Ощущения, воспринимаемые человеческими органами чувств
В заключении выступления ученых вопросы им задают оппоненты-репортеры. Проходит обсуждение по заданным вопросам.
Ведущий: В конференции участвует ещё одна группа ученых– это экономисты. В современном мире без знаний экономических вопросов ничего не добьешься, поэтому хотелось бы услышать и их точку зрения.
Выступление экономистов:
- Функции у истоков экономики:
- Функции в банковском деле.
- В заключении выступления ученых вопросы им задают оппоненты-репортеры. Проходит обсуждение по заданным вопросам.
Ведущий: Хочу поблагодарить всех выступающих за содержательные доклады. Остаётся подвести итоги.
Вопросы к подведению итогов:
– Почему в курсе математике много время
уделяется различным функциям? Как они влияют на
профессиональное образование?
– Как можно объяснить строки эпиграфа?
Краткий вывод: Различные явления в природе и технические задачи, такие как гармонические колебания, биение, приливы, отливы, радиоактивный распад вещества, Закон Циолковского, цепные реакции и многие другие – приводят к математическому понятию функции. Отвлекаясь от конкретного содержания каждой задачи, результат соответствующих математических вычислений называют исследованием функции. Мы показали, что математическое понятие функции используется в описании и изучении процессов и явлений реального мира, при помощи функций решаются различные задачи. А так как функция связана с понятием числа, то эпиграф конференции становится нам понятен в ходе выступления и обсуждения студентами данной темы.
Ведущий: Проанализировав применение функций в математике, а также в различных областях науки и технике можно предположить, что
- Функция является одним из основных понятий в различных областях науки и технике;
- При анализе и возможных численных выводах в различных приложениях, необходимо рассмотреть и изучить функции в математике.
В наши дни армия математиков работает
специалистами в смежных областях науки. Широкое
развитие физики, химии, авиации, сотовой
связи, ракетостроения и вообще техники в
наши дни было бы невозможно, если бы математики
не пришли на помощь ученым инженерам и рабочим.
И в заключение приведу слова академика
П.И.Чебышева «Сближение теории с практикой даёт
самые благотворительные результаты, и не одна
только практика от этого выигрывает: сами науки
развиваются под влиянием её».
Заключение
Приведенный выше сценарий ученической
научно-практической конференции представляет
собой один из возможных вариантов проведения
заключительного мероприятия. Поняв общий
замысел, вы сможете разработать свою
конференцию, учитывая профессиональную
направленность колледжа, интересы и возможности
ваших студентов. Главное, чтобы студенты приняли
активное участие в подготовке и проведении
конференции, ощутили свои успехи, осознали, какие
они способные, как многому они научились и как
много узнали.
Надеюсь, что данная методическая разработка
сможет оказать помощь преподавателям математики
и других предметов.
Литература и интернет-ресурсы
1. Л.Ф.Пичурин. За страницами учебника
алгебры.–М., Просвещение, 1990.
2. М.С.Атаманская, Технология графических
образов6 Методический сборник.– Ростов н/Д.:
Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.– 48 с.
3. Открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2012.
Учебники.
1. А.В.Перышкин, Физика-9,М., Дрофа, 2007.
2. Н.С.Пурышева, Физика-7, Дрофа, 2008.
3. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник.
Мордкович А.Г. ., Мнемозина, 2011
4. Математика в школе, №5 – 2005. Графическое
моделирование в задачах на движение. (стр. 78)
5. Приложение к газете 1 сентября «Математика»,
№14–2008, Интегрированный урок. Решаем задачи с
физическим содержанием, З.Гамалиева, И.Ткачук.
6. С. М. Никольский Элементы математического
анализа Москва «Наука» 1989
7. Г. И. Литинский Функции и графики Москва
«Аслай» 1995
8. И.П. Гурский Функции и построение графиков
Просвещение 1968
9. А.А. Колосов Книга для внеклассного чтения
по математике в старших классах Учпедиздат 1963
10. Н.Я. Виленкин Функции в природе и технике
Просвещение 1985
11. math-sol.ucoz.ru/studentsproect/Ivasyuk.doc
12. Детская энциклопедия. Том 2. Мир небесных тел.
Числа и ...
13. childrenpedia.org/2/contents4.html
14. Физика — Википедия
15. ru.wikipedia.org/wiki/Физика
16. Тригонометрические функции
17. physicalsystems.narod.ru/index03.1.17.01.htm