Урок математики по теме "Вычитание числа 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: Закреплять свойства арифметических действий сложения и вычитания и действий с 0; выполнять вычисления с применением свойства сложения и вычитания и свойств 0; решать задачи.

Планируемые результаты образования:

Метапредметные:

  • Познавательные:
    • общеучебные – применение свойств арифметических действий; сложение, вычитание чисел с помощью знаков «+», «–»; составление числовых выражений; выполнение действий с 0;
    • логические –  осуществление сравнения между компонентами и результатами сложения и вычитания.
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; уметь задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.
  • Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; умеют работать в парах.

Оборудование: линейка, фишки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Приветствие

– Здравствуйте, ты скажешь человеку,
– Здравствуй, улыбнётся он в ответ
– И, наверно, не пойдёт в аптеку,
– И здоровым будет много лет!

2. Проверка готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний

1. Найди закономерность

На доске: большой синий квадрат – маленький красный квадрат, большой синий квадрат – маленький красный квадрат …

 Учитель: Посмотрите на доску, попробуйте найти закономерность. Что изменяется? Что не изменятся?

Дети: Изменяется размер и цвет. Не изменяется форма.

Учитель: Какие фигуры будут следующими?

Дети: Следующими будут: большой синий квадрат и маленький красный квадрат.

2. Устные вычисления

а)   Все учащиеся выполняют задания на карточках.

Учитель: Ребята, возьмите на парте карточку №1 и подчеркните примеры, в которых сумма чисел равна 9.

На карточках примеры:

1 + 7     6 + 3     9 + 0     7 + 2    9 – 0    0 + 5      4 + 5     5 + 3

(Дети подчёркивают суммы: 6 + 3, 9 + 0, 7 + 2, 4 + 5)

б) Проверка заданий

Учитель: Сколько сумм вы подчеркнули?  Прочитайте, какие суммы вы выбрали?  Поднимите зелёную фишку, кто правильно выполнил задание, красную – те, кто ошибся.
– Почему вы не подчеркнули выражение 9 – 0?

Дети: Мы не подчеркнули это выражение, потому что это не сумма, а разность.   

3. Решение задач:

Задача 1.  Пете и Ире мама дала по 5 конфет. Сколько всего конфет получили дети?

Учитель: Каким действием можно решить эту задачу? Почему? Запишите решение. (Одни дети предлагают решить эту задачу сложением: 5 + 5 = 10, а другие – умножением: 5 х 2 = 10)

Учитель: Почему эту задачу можно решить умножением?

Дети: Здесь слагаемые одинаковые. Мы по 5 берём 2 раза. Значит, можно записать: 5 х 2 = 10

Задача 2.  В связке 8 сушёных грибов. Их все израсходовали для супа. Сколько грибов осталось?

Учитель: Какое действие выберете для решения задачи?  Что значит фраза «все израсходовали»? Запишите решение.

Дети: «Все грибы израсходовали» – это значит, что израсходовали столько, сколько было, т. е. 8 грибов.

– Чтобы узнать, сколько грибов осталось, надо из 8 – 8 = 0. (Запись решения задач дети выполняют на доске и в тетрадях)

III. Работа по теме урока

Постановка учебной задачи. (Работа с доской)

На доске числа: 10, 3, 6, 0, 2, 7, 9, 12, 20, 8, 4.

Учитель: На какие группы можно распределить записанные числа?

Дети: Данные числа можно распределить  на однозначные и двузначные.  Однозначные числа –  3, 6, 0, 7, 9, 2, 8, 4. Двузначные – 10, 12, 20.

Учитель: Назовите эти числа в порядке возрастания.

Дети: В порядке возрастания числа располагаются так:  0, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 20.

Учитель: Дети, какие числа можно вычесть из 10?  Почему? Выполните действия. (Дети называют числа и выполняют вычисления.)

Учитель: Какие числа нельзя вычесть?  Почему  эти числа нельзя вычесть?  (Уч-ся называют свойство вычитания)

Дети: Из меньшего числа нельзя вычесть  большее. Числа при вычитании  переставлять нельзя.

Учитель: Какую цель вы поставите перед собой на урок? Какова тема нашего урока?

Учащиеся высказывают своё мнение, учитель обобщает ответы детей, формулирует цели урока и определяет тему.

а)  Дидактическая игра «Найди пару!»

У доски работают 10 учащихся. Они составляют пары из выражений с одинаковыми значениями.

На карточках примеры: 5 + 0, 0 – 0, 0 + 3, 6 – 0, 3 + 6, 5 – 0, 6 – 6, 9 – 6, 0 + 9, 0 + 6. Остальные уч-ся работают с карточками, соединяя примеры с одинаковыми ответами.

б)  Проверка задания.

На доске выставляются парами карточки с одинаковыми ответами. Дети выполняют вычисления и ставят знак "=".

5 + 0 = 5 – 0
0 – 0 = 6 – 6
0 + 3 = 9 – 6
6 – 0 = 0 + 6
3 + 6 = 9 + 0

Учитель: Дети, назовите свойства сложения и вычитания, которые мы применили, выполняя это задания. (Учащиеся называют свойства.)

Физкультминутка

в) Работа в тетради на печатной основе.

Учитель: Откройте тетради на странице 14 № 4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Дети: В задании записаны примеры, в которых пропущены числа. Мы должны вставить пропущенные числа.

Учитель: Задание вы будете выполнять по вариантам:

1 столбик – I вариант
2 столбик – II вариант

(Учащиеся выполняют задание)

Учитель: Ребята, теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Если задание выполнено верно, ставьте  «плюс», если не верно – «минус».

(Учащиеся проверяют задание и меняются тетрадями)

Учитель: Дети, назовите числа, которые вставили в первом столбике, во втором столбике. А теперь поднимите синюю фишку, если задание выполнили правильно и красную, если допустили ошибки.

IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач

1. Работа с карточкой

(Учащиеся работают парами)

 В магазине сувениров на одной полке стояло 6 матрёшек, а на другой полке – 4 матрёшки.

Выбери вопрос к задаче.

  1. Сколько матрёшек на другой полке?
  2. Сколько матрёшек на двух полках?
  3. Сколько матрёшек на трёх полках?
  4. На сколько матрёшек больше на первой полке?
  5. На сколько матрёшек меньше на другой полке?

а)  Учитель: Прочитайте условие.
– Что известно?
– Можем ли мы выполнить какое-либо действие?
– Почему?

Учитель:  Из предложенных вопросов выберите те, которые подойдут к данному условию.

(Дети обсуждают и выбирают вопросы)

б) Проверка

(Учащиеся читают условие, вопрос и записывают решение в тетради и на доске.)

Учитель: Какие вопросы выбрали?

Дети: К этому условию подойдут вопросы 2, 4, 5.

Учитель: Прочитайте условие и второй вопрос. Что нам известно?  Можно ли ответить на вопрос задачи? Каким  действием решите задачу? 

(Дети называют действие и в тетрадях и на доске записывают решение задачи: 6 + 4 = 10)

Учитель: Прочитайте условие и четвёртый вопрос. Каким действием решите задачу?

(Дети записывают решение: 6 – 4 = 2. Такая же работа проводится с пятым вопросом.)

Учитель: Почему вы не выбрали вопросы  1 и 3?

Учащиеся доказывают, почему к данному условию  нельзя поставить вопросы 1 и 3. Учитель подводит итог.

V. Подведение итога урока. Самооценка учащихся

Учитель:

– Что узнали на уроке? Чему научились?
– Что понравилось?
– Как работали?
– Кто был активнее всех?