Цели урока: Закреплять свойства арифметических действий сложения и вычитания и действий с 0; выполнять вычисления с применением свойства сложения и вычитания и свойств 0; решать задачи.
Планируемые результаты образования:
Метапредметные:
- Познавательные:
- общеучебные – применение свойств арифметических действий; сложение, вычитание чисел с помощью знаков «+», «–»; составление числовых выражений; выполнение действий с 0;
- логические – осуществление сравнения между компонентами и результатами сложения и вычитания.
- Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; уметь задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.
- Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; умеют работать в парах.
Оборудование: линейка, фишки.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Приветствие
– Здравствуйте, ты скажешь человеку,
– Здравствуй, улыбнётся он в ответ
– И, наверно, не пойдёт в аптеку,
– И здоровым будет много лет!
2. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация опорных знаний
1. Найди закономерность
На доске: большой синий квадрат – маленький красный квадрат, большой синий квадрат – маленький красный квадрат …
Учитель: Посмотрите на доску, попробуйте найти закономерность. Что изменяется? Что не изменятся?
Дети: Изменяется размер и цвет. Не изменяется форма.
Учитель: Какие фигуры будут следующими?
Дети: Следующими будут: большой синий квадрат и маленький красный квадрат.
2. Устные вычисления
а) Все учащиеся выполняют задания на карточках.
Учитель: Ребята, возьмите на парте карточку №1 и подчеркните примеры, в которых сумма чисел равна 9.
На карточках примеры:
1 + 7 6 + 3 9 + 0 7 + 2 9 – 0 0 + 5 4 + 5 5 + 3
(Дети подчёркивают суммы: 6 + 3, 9 + 0, 7 + 2, 4 + 5)
б) Проверка заданий
Учитель: Сколько сумм вы
подчеркнули? Прочитайте, какие суммы вы
выбрали? Поднимите зелёную фишку, кто
правильно выполнил задание, красную – те, кто
ошибся.
– Почему вы не подчеркнули выражение 9 – 0?
Дети: Мы не подчеркнули это выражение, потому что это не сумма, а разность.
3. Решение задач:
Задача 1. Пете и Ире мама дала по 5 конфет. Сколько всего конфет получили дети?
Учитель: Каким действием можно решить эту задачу? Почему? Запишите решение. (Одни дети предлагают решить эту задачу сложением: 5 + 5 = 10, а другие – умножением: 5 х 2 = 10)
Учитель: Почему эту задачу можно решить умножением?
Дети: Здесь слагаемые одинаковые. Мы по 5 берём 2 раза. Значит, можно записать: 5 х 2 = 10
Задача 2. В связке 8 сушёных грибов. Их все израсходовали для супа. Сколько грибов осталось?
Учитель: Какое действие выберете для решения задачи? Что значит фраза «все израсходовали»? Запишите решение.
Дети: «Все грибы израсходовали» – это значит, что израсходовали столько, сколько было, т. е. 8 грибов.
– Чтобы узнать, сколько грибов осталось, надо из 8 – 8 = 0. (Запись решения задач дети выполняют на доске и в тетрадях)
III. Работа по теме урока
Постановка учебной задачи. (Работа с доской)
На доске числа: 10, 3, 6, 0, 2, 7, 9, 12, 20, 8, 4.
Учитель: На какие группы можно распределить записанные числа?
Дети: Данные числа можно распределить на однозначные и двузначные. Однозначные числа – 3, 6, 0, 7, 9, 2, 8, 4. Двузначные – 10, 12, 20.
Учитель: Назовите эти числа в порядке возрастания.
Дети: В порядке возрастания числа располагаются так: 0, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 20.
Учитель: Дети, какие числа можно вычесть из 10? Почему? Выполните действия. (Дети называют числа и выполняют вычисления.)
Учитель: Какие числа нельзя вычесть? Почему эти числа нельзя вычесть? (Уч-ся называют свойство вычитания)
Дети: Из меньшего числа нельзя вычесть большее. Числа при вычитании переставлять нельзя.
Учитель: Какую цель вы поставите перед собой на урок? Какова тема нашего урока?
Учащиеся высказывают своё мнение, учитель обобщает ответы детей, формулирует цели урока и определяет тему.
а) Дидактическая игра «Найди пару!»
У доски работают 10 учащихся. Они составляют пары из выражений с одинаковыми значениями.
На карточках примеры: 5 + 0, 0 – 0, 0 + 3, 6 – 0, 3 + 6, 5 – 0, 6 – 6, 9 – 6, 0 + 9, 0 + 6. Остальные уч-ся работают с карточками, соединяя примеры с одинаковыми ответами.
б) Проверка задания.
На доске выставляются парами карточки с одинаковыми ответами. Дети выполняют вычисления и ставят знак "=".
5 + 0 = 5 – 0
0 – 0 = 6 – 6
0 + 3 = 9 – 6
6 – 0 = 0 + 6
3 + 6 = 9 + 0
Учитель: Дети, назовите свойства сложения и вычитания, которые мы применили, выполняя это задания. (Учащиеся называют свойства.)
Физкультминутка
в) Работа в тетради на печатной основе.
Учитель: Откройте тетради на странице 14 № 4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Дети: В задании записаны примеры, в которых пропущены числа. Мы должны вставить пропущенные числа.
Учитель: Задание вы будете выполнять по вариантам:
1 столбик – I вариант
2 столбик – II вариант
(Учащиеся выполняют задание)
Учитель: Ребята, теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Если задание выполнено верно, ставьте «плюс», если не верно – «минус».
(Учащиеся проверяют задание и меняются тетрадями)
Учитель: Дети, назовите числа, которые вставили в первом столбике, во втором столбике. А теперь поднимите синюю фишку, если задание выполнили правильно и красную, если допустили ошибки.
IV. Закрепление пройденного материала. Решение задач
1. Работа с карточкой
(Учащиеся работают парами)
В магазине сувениров на одной полке стояло 6
матрёшек, а на другой полке – 4 матрёшки. Выбери вопрос к задаче.
|
а) Учитель: Прочитайте условие.
– Что известно?
– Можем ли мы выполнить какое-либо действие?
– Почему?
Учитель: Из предложенных вопросов выберите те, которые подойдут к данному условию.
(Дети обсуждают и выбирают вопросы)
б) Проверка
(Учащиеся читают условие, вопрос и записывают решение в тетради и на доске.)
Учитель: Какие вопросы выбрали?
Дети: К этому условию подойдут вопросы 2, 4, 5.
Учитель: Прочитайте условие и второй вопрос. Что нам известно? Можно ли ответить на вопрос задачи? Каким действием решите задачу?
(Дети называют действие и в тетрадях и на доске записывают решение задачи: 6 + 4 = 10)
Учитель: Прочитайте условие и четвёртый вопрос. Каким действием решите задачу?
(Дети записывают решение: 6 – 4 = 2. Такая же работа проводится с пятым вопросом.)
Учитель: Почему вы не выбрали вопросы 1 и 3?
Учащиеся доказывают, почему к данному условию нельзя поставить вопросы 1 и 3. Учитель подводит итог.
V. Подведение итога урока. Самооценка учащихся
Учитель:
– Что узнали на уроке? Чему научились?
– Что понравилось?
– Как работали?
– Кто был активнее всех?