Урок математики по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Учебник – Математика. 5 класс.  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28 изд., испр. – М.: Мнемозтна, 2011.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить способы решения задач на проценты;
    • систематизировать полученные знания, активизировать самоконтроль, взаимоконтроль.
  • Развивающие:
    • уметь применять полученные знания для решения задач на проценты;
    • развивать  математическое мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитать интерес к математике и к дисциплинам умственного труда.

Тип урока: итоговый урок

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое оборудование:  интерактивная доска, мультимедиа проектор, карточки с устными и подготовительными упражнениями, 4 варианта самостоятельной работы.

План урока

1. Организационный момент
2. Устные упражнения
3. Подготовительные упражнения
4. Повторение методов решений задач на проценты
5. Самостоятельная работа
6. Подведение итогов урока
7.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие учителя, отметить отсутствующих, проверить подготовку к уроку. Сообщить тему и цель урока. В дальнейшем все задания выводятся на интерактивную доску.

2. Устные упражнения

– Что называется процентом?
– Как называют 1% от метра, центнера, гектара?
– Как перевести десятичную дробь в проценты?
– Как перевести проценты в десятичную дробь?
– Перевести в проценты десятичные дроби: 0,25; 0,35; 0,5; 0,02; 1,05.
– Перевести проценты в десятичную дробь: 30%; 67%; 6%; 205%.
– Перевести в проценты: .

3. Подготовительные упражнения

  1. Найдите 20%,  50%, 4% от 200.
  2. Известно, что 30 составляет 15% числа. Найдите число.
  3. Сколько процентов составляет 40 от 600?
  4. Найдите 10%, 17%, 73% от 14,5.
  5. Известно, что 12,5 составляет 32% числа. Найдите число.
  6. Найдите, сколько процентов составляет 1,4 от 19,6?

4. Повторение методов решений задач на проценты

1. Путешественники должны проехать  на машине 120 км. Они проехали 45% намеченного пути и остановились на отдых. Сколько км проехали путешественники?
2. От мотка провода отрезали  30 % от его длины. Сколько м осталось в мотке, если его длина была 25,5 м?
3. В доме отдыха отдыхает 240 детей, что составляет 30% от всех отдыхающих. Сколько человек отдыхает в доме отдыха?
4. В парке посажено 1300 деревьев, 325 составляют березы. Сколько процентов составляют березы?

5. Самостоятельная работа (10-15 мин.)

1 вариант.

1. Площадь поля составляет 320 га. Комбайнеры скосили 45% травы на поле. Сколько га скосили комбайнеры?
2. В магазине продали 15% винограда, что составило 13,5 кг. Сколько кг винограда было в магазине?
3. В корзине 136 грибов из них 34 белых гриба. Сколько процентов белых грибов в корзине?

2 вариант.

1. В стаде 180 коров и телят, телята составляют 35% от стада. Сколько телят в стаде?
2. Папа и сын взвесились на весах. Сын весит 42 кг, что составляет 48% от веса папы. Сколько весит папа?
3. В школе учится 450 человек, из них 270 человек учатся в средней школе. Какой процент составляет количество учеников средней школы?

3 вариант.

1. Лесопарк занимает 420 га. 45% процентов занимает молодой лес. Сколько га занимает молодой лес?
2. Пассажирский поезд проехал 450 км, что составило 36% от намеченного пути, и сделал остановку. Сколько км должен проехать поезд?
3. В автопарке 128 машин. Грузовых машин 32. Какой процент составляют грузовые машины?

4 вариант.

1. Пароход должен проплыть 240 км. Он проплыл 35% до первой пристани. Сколько км проплыл пароход до первой пристани?
2. Тракторы вспахали 84 га , что составляет 60% от всего поля. Сколько га занимает всё поле?
3. На складе 56 тонн картофеля. Увезли 14 тонн. Сколько процентов картофеля увезли со склада?

6. Подведение итогов урока

Данный урок предпоследний перед контрольной работой по теме: «Проценты». На уроке рассмотрены основные задачи на проценты, разбираемые в школе. По итогам самостоятельной работы можно будет судить о готовности учащихся к контрольной работе. На следующем уроке подготовка к контрольной работе.

7. Домашнее задание (по учебнику Виленкина Н.Я., 2011) № 1609; № 1608; № 1596(2).