Цель: Научить отличать маршевую музыку от песенной и танцевальной.
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей с маршевой музыкой, симфонией и симфоническим оркестром; творчеством Л. Бетховена, Р Щедрина.
- Воспитательные: воспитывать интерес к классическому музыкальному наследию; воспитание вокального слуха, как неотъемлемого фактора пения в единой певческой манере.
- Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкальными шедеврами; исполнительско-творческие навыки и умения.
Оборудование:
- Фортепиано;
- Презентация;
- компьютер и проектор;
- музыкальный материал: «Царь Горох», «Золотые рыбки» Р. Щедрин; «5 симфония» Л.Бетховен (фрагмент III части); «Утро», Э.Григ; «Вместе весело шагать» В.Шаинского;
- портреты композиторов Р. Щедрина и Л. Бетховена;
- иллюстрация симфонического оркестра;
- карточки с описанием Царя (Приложение 1, Приложение 2);
- словарь эмоций по Г.Ражникову (Приложение 4);
- карточка «Что такое оркестр» (Приложение 3);
- карточка «Солнышко» (Приложение 5);
- ноты песни «Вместе весело шагать» В.Шаинского (Приложение 6).
План урока:
1. Организационный момент. Музыкальное
приветствие класса.
2. Вступительное слово, сообщение темы урока.
3. Игра: назови характерные черты песенной,
танцевальной, маршевой музыки
4. Музыкальная викторина .
5. Углубление в тему.
6. Работа с карточкой – найди подходящее к
музыке описание Царя Гороха.
7. Физкультминутка – творческое задание .
8. Работа по теме урока.
9. Работа со словарём эмоций по
Г.Ражникову – на партах.
10. Слушание и анализ музыки.
11. Вокальная разминка (по методу В.Емельянова).
12. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни
«Вместе весело шагать».
13. Подведение итога урока.
14. Рефлексия эмоционального состояния.
15. Выход из класса под музыку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие класса
2. Вступительное слово, сообщение темы урока (Презентация, слайды 1-2)
Песня, танец, марш звучат
На уроках у ребят.
И узнает целый свет,
Что нас ведут они в балет.
И в опере они слышны,
А как в симфонии важны!
Сейчас в мир музыки большой
Мы отправляемся, друг мой!
– Ребята, давайте вспомним, с какими
качествами музыки мы познакомились на
уроках 1 четверти?
– Согласны ли вы с утверждением: (слайд 3).
Опера, балет, симфония – жанры, в которых мы можем слышать и песенную, и танцевальную, и маршевую музыку
3. Игра: назови характерные черты песенной, танцевальной, маршевой музыки (слайды 4-6)
– Молодцы! А теперь музыкальная викторина.
4. Музыкальная викторина (слайд 7).
Звучат музыкальные фрагменты: Э.Григ «Утро», Р.Щедрин «Золотые рыбки».
5. Углубление в тему
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым качеством в музыке, но с каким, я вам не скажу, вы определите это сами.
– Сейчас я вам зачитаю один отрывок, а вы попытайтесь ответить, о каком герое в нем говорится? Имя этого героя соответствует названию музыкального фрагмента.
Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился
За царем стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд,
На колени все тут пали
И «Ура!» царю кричали.
У: О ком идет речь?
Д: О царе Горохе.
У: Из какого крупного произведения этот
фрагмент и кто композитор?
Д: Этот фрагмент из балета Р. Щедрина
«Конек-Горбунок». (Слайд 8)
У: Если вспомнить литературный текст,
каким предстает перед нами царь:
– Молодой или старый?
– С бородой или без бороды?
– Какого цвета одежда?
– Какой характер музыки?
У: Р. Щедрин очень точно с сатирой изображает в музыке этого царя. Сейчас мы прослушаем фрагмент «Царь Горох». Представьте царя Гороха таким, каким его изображает музыка. Определите характер музыки.
Звучит фрагмент «Царь Горох». (Слайд 9)
6. Работа с карточкой – найти подходящее к музыке описание Царя Гороха
– Каким изображает музыка царя
Гороха?
– Прочитайте и назовите какое описание царя
соответствует музыке. (Вариант 1 читает Приложение 1, вариант 2
читает Приложение 2).
– Все вы говорите правильно, а особенно
ценно то, что вы нарисовали картину шествия царя,
значит, вы услышали маршевые интонации в музыке?
– А как вы думаете, можно ли в жизни маршировать
под эту музыку?
– А в балете? (Дети делают вывод сами.)
7. Физкультминутка – творческое задание (с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.)
Дети исполняют фрагмент.
Повторное прослушивание с исполнением шага
хромого царя.
Задание: первый вариант хромает на левую ногу, второй вариант – на правую.
Звучит музыкальный фрагмент «Царь Горох».
– Молодцы!
8. Работа по теме урока (слайд 10)
– Ребята, весь мир, в котором мы живем, складывается из маленьких частичек. А мир музыки складывается из музыкальных жанров. Мы с вами знакомились и с оперой, и с балетом. А сегодня я хочу вас познакомить с новым музыкальным жанром.
Музыканты сели в ряд,
Приготовились, молчат.
Здесь и скрипки, и фагот,
Контрабас и флейта ждет.
И молчат виолончели,
Нам сказать они хотели:
«Все в тот час же оживет
Дирижер лишь к нам войдет,
Нежно палочкой взмахнет
И оркестр он поведет
В мир симфонии большой
Удивительный такой.
– Ребята, вы догадались, о каком крупном
музыкальном жанре говорится в
стихотворении?
– О симфонии (слайд 11)
– Правильно. Сегодня на уроке мы с
вами познакомимся с новым для вас крупным
жанром в музыке – симфонией. А знаете ли вы, кто
исполняет симфонии?
– Симфонический оркестр.
– Симфония – музыкальное произведение для
симфонического оркестра. И именно о нем я хочу
вам рассказать. (Приложение 3)
(Слайд 12)
– В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые — деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
– Если вы посмотрите на иллюстрацию симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке.
(Слайд 13)
– С музыкой великого немецкого композитора
Л. Бетховена мы уже знакомились во 2-м классе.
Сегодня мы прослушаем фрагмент крупного
произведения этого композитора – III часть 5-й
симфонии.
– Послушайте главную мелодию этой симфонии
(наиграть на фортепианино).
9. Работа со словарём эмоций по Г.Ражникову – на партах (Приложение 4)
– Какое настроение вы услышали в музыке? Воспользуйтесь словарём чувств у вас на партах и подберите подходящее определение настроения.
– Во все времена человек борется со злом. В
жизни композитора не все было таким
безоблачным. За несколько лет до окончания
своей первой симфонии Бетховен ощутил
ослабление слуха. Вскоре наступила полная
глухота.
Бетховен уничтожил свое фортепиано
Броадвуда, когда, тщетно пытаясь услышать
издаваемые инструментом звуки, с невероятной
силой бил по клавишам. В произведениях этого
великого композитора мы будем часто встречаться
с героическим звучанием. 5-я симфония – один из
самых ярких образцов именно такой музыки.
10. Слушание музыки
Видеофрагмент третей части 5-й симфонии Л. Бетховена (слайд 14)
– Услышали вы все о том, о чем мы с вами
говорили?
– Какой характер музыки?
– Какие характерные черты присущи маршевой
музыке?
– А как вы думаете, можно ли в жизни маршировать
под эту музыку?
– Ребята, а как часто мы встречаемся с
маршевой музыкой в жизни?
(Ответы учащихся.)
– Сегодня на уроке мы разучим новую песню «Вместе весело шагать». Но начнём как всегда с упражнений.
11. Вокальная разминка
Артикуляционная гимнастика – разминка для подготовки к вокально-исполнительской деятельности (по методу В.Емельянова)
12. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Вместе весело шагать» (Приложение 6).
(Слайд 15)
– О чем поется в песне? Назовите характер музыки?
– разучивание;
– исполнение припева и 1 куплета песни.
13. Подведение итога урока. Рефлексия (слайд 16)
Поблагодарить учеников за работу.
Выставить оценки.
– Понравился вам сегодняшний урок?
14. Рефлексия эмоционального состояния «Солнышко»
Учащимся предлагается нарисовать солнышко, которое соответствует их настроению. (Приложение 5)
Выход под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».