Современные методы восстановления слуха дают возможность большинству детей с нарушением слуха слышать практически все окружающие их звуки. Однако возможность слышать с помощью технических устройств еще не означает, что воспринимаемые ребенком звуки будут автоматически услышаны и поняты им. Для этого ребенок сначала должен научиться слушать: обнаруживать, узнавать, понимать окружающие его звуки. Современные методы слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха предусматривает создание для детей естественных условий для развития слухового восприятия и формирования речи.
Презентация.Слайд №
Цель слухоречевой реабилитации – развивать у ребенка способность к восприятию словесной речи, постоянно совершенствовать этот навык, упражнять его в умении контролировать свою речь, а также пользоваться речью и говорить максимально внятно. Конечная цель слухоречевой реабилитации – достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи ребенка для его дальнейшего обучения в общеобразовательной школе.
Успешное выполнение слухоречевой технологии реабилитации потребует постоянного взаимодействия с ребенком всех тех, кто его окружает и участвует в этом процессе. Ключевыми фигурами в реализации слухоречевой технологии реабилитации являются родители и члены семьи ребенка, а также специалисты дошкольного учреждения и школы.
Слайд №
На сегодняшний день существуют разнообразные методики реабилитации детей с различными нарушениями слуха: Метод LRS («Слушание – Чтение – Говорение»), метод Э. И. Леонгард, верботональный метод, билингвистический метод, целостный метод развития слуха и речи, адаптивный метод, полисенсорный метод, метод развития слуха и мышления по Л. Грамматико, метод моторного восприятия, метод кохлеарной имплантации, методика Т. К. Королевской. Кроме того, игра также может рассматриваться в качестве метода развития слуховосприятия. Авторы всех методик обучения считают принципиальным учет закономерностей психофизического развития дошкольников, обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем, раннее начало обучения детей с нарушенным слухом, создание речевой среды для формирования речи. Но существуют и различия в методиках обучения и воспитания, которые могут, в дальнейшем, повлиять на возможности полноценной адаптации в обществе слышащих людей.
Слайд №
На базе МБДОУ «Снегурочка» функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. В своей практической деятельности использую методики слуховой стимуляции для обучения и реабилитации детей дошкольного возраста: метод Э.И. Леонгард, элементы методики Т. К. Королевской, верботональный метод, а также игра используется как метод слуховосприятия. Ранее использовался метод кохлеарной имплантации.
Обучение по методу Э.И. Леонгард проходит в несколько этапов:
Слайд№
I этап – основная задача – это развитие движений. Речь – это не только продукт работы органов артикуляции, сколько итог согласованной работы мышления, остаточного слуха, разнообразных движений. Здесь создается полнота сенсорной активности.
II этап
– оречевление действий;
– активизация голосовых реакций;
– повторяемость сопряженных действий;
– установление персонального и личного
контакта с детьми;
– сохранность и развитие сенсорной активности
Главная задача второго этапа – это становление речи, которое у ребенка является сугубо практической деятельностью. Оречевление действия взрослым дает возможность поддержать и активизировать голосовые реакции ребенка, соотнесенные с действием. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в своих ощущениях изменения в действиях и настраивать себя на соответствующий отклик. Необходимо сделать акт восприятия ситуации самостоятельным и активным действием ребенка, т. е. ребенок должен сам устанавливать персональные и личные контакты с другими детьми. В ситуации должны реализовываться намерения и желания ребенка, возникшие у него в данных конкретных ситуациях. На этом этапе создается полнота обстоятельств, которая сохраняет и развивает сенсорную активность ребенка.
III этап
Формирование речевой активности.
Основное педагогическое средство – это конструирование взрослым собственного поведения. Задача взрослого – построить речевое поведение, формирующее у детей с нарушенным слухом намерение, сказав что-то кому-то (в принятой, обычной манере), выслушать отклик для своего последующего ответа.
IV этап: реализация способности
– разговаривать;
– продуцировать самостоятельные речевые
высказывания;
– формирование образа слова.
На четвертом этапе происходит реализация способности слабослышащих детей разговаривать, общаться с другими людьми и между собой в обычной манере, т. е. устной речью, продуцировать самостоятельные речевые высказывания. Идет процесс формирования образа слова.
V этап
Закрепление навыков и развитие способностей
Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществляется при самом активном участии родителей. Создание речевой среды в семье, использование правильно подобранных слуховых аппаратов для развития речевого слуха, который становится основой для развития речи (навыков слухозрительного восприятия речи, формирования словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяют создать условия для возможно более раннего включения слабослышащих детей в среду слышащих.
Мы считаем, что на данный момент обучение по методу Леонгард является наиболее оптимальным для слабослышащих детей.
Слайд №
Также в своей практике применяю верботональную методику. В работе с детьми используется звукоусиливающая аппаратура системы «Верботон». Аппарат представляет собой усилительное устройство, предназначенное для фронтальной и индивидуальной работы. Аппарат состоит из микрофона, усилителя, системы фильтров, выходного усилителя и наушников, вибратора и «вибротактильного стола».
Основной принцип этого метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий. Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильный стол», сидя на котором можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр. Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям.
Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцетивные ощущения, а также через наушники. Они учатся воспроизводить нормальные ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Дети развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях.
Верботональный метод подчеркивает важность одновременного развития всех органов чувств, не предлагает изолировать отдельный вид восприятия, не преувеличивает роль какого либо стимула или замену другим лингвистическим кодом. Но он не является принципом «всеобщей коммуникации» в реабилитации лиц со слуховыми нарушениями, а подход «целостная сенсорика», подчеркивает важность устной речи.
У верботонального метода есть два принципиально важных, на наш взгляд, преимущества перед теми методами, которые используются в коррекционной педагогике. Во-первых, процесс реабилитации детей с нарушенным слухом проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях. Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, формируется слуховая картинка в коре головного мозга.
Метод успешно применяется также и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию. После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.
Слайд №
В индивидуальной работе с детьми с нарушенным слухом использую методические приемы Т.К. Королевской. Основная задача, стоящая перед педагогом на индивидуальном занятии – обучение слабослышащего ребенка восприятию речи с индивидуальным слуховым аппаратом и без него на все увеличивающемся от педагога расстоянии. Основным способом восприятия речевого материала является слуховое. В настоящее время на этих занятиях используется аналитико-синтетический метод, который предусматривает восприятие в ходе слуховой тренировки не только целостных речевых единиц, но и в случае необходимости анализ материала на уровне слов, отдельных слогов, звуков, составляющих на слух единицу. В ходе работы дети учатся выполнять поручения, отвечать на вопросы, воспринимать на слух тексты и задания к ним.
I этап – различение. Воспитанники воспринимают на слух речевой материал, знакомый им по звучанию. Восприятие облегчается за счет ограниченного наглядного выбора, при котором используются картинки, таблички, предметы. На этом этапе обучения расстояние между воспитанником и педагогом должно быть удобным для ребенка.
II этап – опознавание. «Слуховой словарь» детей начинает постоянно пополняться: в нем есть и тот материал, который ребенок научился различать на предыдущих занятиях. Педагог предлагает ребенку сразу на слух вне ситуации, вразбивку, без всякой предварительной тренировки. Слова, фразы, предназначенные для опознавания на слух, отбираются для каждого занятия. Это вызвано тем, что речевой материал, который предлагается для опознавания, постоянно переходит в более «высокую» категорию – после каждого занятия какая-то его часть должна перейти в материал для распознавания. Такое перемещение материала демонстрирует продвижение ребенка, развитие его слухоречевых способностей. Следует отметить, что полезен следующий прием, когда опознаваемый на слух материал переводится на более низкую ступень восприятия – различение, но при этом увеличивается расстояние между говорящими.
Слайд №
На наш взгляд, в жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры так же важна, как и для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. Поэтому мы рассматриваем игру как один из методов развития слуховосприятия детей с нарушенным слухом. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. Т.е. игра, служит прежде всего методом социальной абилитации ребенка.
Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых. В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Итак, при создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
Слайд №
Ранее использовался метод кохлеарной имплантации, работа по данной методике велась с тремя детьми. В настоящее время они выпущены в школу.
Используя в своей практической деятельности данные методики имеется положительный результат. Итак, в 2012-2013 учебном году из группы компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом выпущено в школу 6 воспитанников и определены образовательные маршруты: 4-м детям – в общеобразовательную школу, два из них в класс коррекционно-развивающего обучения.