Мотивация учебной деятельности при изучении физики

Разделы: Физика


Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или же все то, ради чего происходит активность (Л И. Божович).

В основе мотивов поведения человека лежат потребности.

Каждый педагог в своей практике рано или поздно сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно – человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса. Именно поэтому данному вопросу уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. 

В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес. Ученики стараются хорошо усвоить учебный материал, а учеба превращается для них в незабываемое событие. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские убеждения. 

Но как пробудить у ребенка желание изучать предмет? Как помочь ему полюбить процесс учения? 

Как показывает практика, мотивированные дети – это дети, обладающие высокой степенью самостоятельности, любознательные, уверенные в своих силах, умеющие ставить цели, способные проводить самоанализ своей деятельности.

1. На мой взгляд, воспитать личность, обладающую всеми выше перечисленными качествами, педагог может, построив систему исследовательской деятельности по предмету. Физика – достаточно сложный предмет. По учебному плану на базовом уровне на изучение физики отводится всего лишь два часа в неделю. Этого времени едва хватает на то, чтобы изучить теоретический материал, проделать лабораторные работы, научить школьников решать задачи. На организацию урочной исследовательской деятельности времени практически не остается. Поэтому ставку следует делать все-таки на внеурочное время. 

У умело организованной внеурочной исследовательской деятельности несомненно есть ряд плюсов:

– детские «почему?», являющиеся источником любого исследования – мощный стимул к изучению науки;
– вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;

У каждого ребенка есть природная любознательность. Каждый ребенок изначально обладает исследовательским интересом. Каждому свойственно стремление узнать что-то новое и полезное для себя. То есть каждый ребенок любит учиться, а педагогу остается помочь ребенку это понять.

Это один из способов, вовлечения в предмет.

2. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем.
На какую потребность учеников при этом опирается педагог? На их природную любознательность, на желание все знать. Бессмысленно повторять детям на уроке давно известные им истины и факты без добавления чего-то нового. Ребята в этом случае потеряют всякий интерес к учению. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям.

3. Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Действительно, смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, поиск своего места и утверждение в обществе. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (д. Карнеги). Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Мы при этом опираемся на их потребность активно действовать и добиваться успеха. Учитель должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков. Конечно, это совсем непросто – отыскивать для учеников то, что им пригодится в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. Но, с другой стороны, зададим себе вопрос: зачем ученику слушать и разбираться в том, что ему не нужно и, как ему кажется, никогда не пригодится! Школьников все меньше убеждают соображения в том, что им это нужно «для общего образования», или о том, что они просто «обязаны» учиться! Неубедительно эти слова для подростков. Итак, обучение, полагаем, обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика.

4. Противоречивость материала – тоже стимул. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями процесса, у него возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Почему противоречие возбуждает познавательную активность? Это связано, на мой взгляд, с врожденным стремлением человека к гармонии, упорядоченности. Противоречие разрушает гармонию, нарушает предполагаемый и ожидаемый порядок и поэтому вызывает желание (кстати, не всегда осознаваемое) глубже понять противоречивую ситуацию и восстановить упорядочесть.

5. Компьютерные модели – это программы, которые позволяют на экране компьютера имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.

Виртуальные лаборатории – это более сложные компьютерные программы, которые предоставляют пользователю значительно более широкие возможности, чем компьютерные модели.

Работа учащихся с компьютерными моделями и лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Поскольку интерактивное обучение – наиболее современное обучение, поэтому выдвигается гипотеза: через использование современных компьютерных технологий должна повыситься мотивация школьников к изучению физики. Ведь уровень сформированности мотивации является важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование современных технологий при изучении физики должно способствовать решению этой проблему.

Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса методы, привлекать школьников к их обсуждению и решению.