Урок окружающего мира на тему "Что такое деньги". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: познакомить с ролью денег в экономике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); советские и зарубежные монеты и банкноты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Слайды 3-9

Тест

1. Что даёт нам добывающая промышленность?

1) полезные ископаемые
2) мебель
3) лес
4) рыбу

2. Что производит электроэнергетика?

1) электрические приборы
2) электрическую энергию
3) электростанции
4) нефть

3. Что производит химическая промышленность?

1) машины
2) краски
3) военную технику
4) продукты питания

4. Что производит лёгкая промышленность?

1) автомобили
2) лекарства
3) ткани
4) топливо

5. Что производит добывающая промышленность для химической?

1) энергию
2) продукты питания
3) станки
4) нефть

6. Где производят электроэнергию?

1) в карьерах
2) на шахтах
3) на электростанциях
4) на заводах

7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?

1) добывающая промышленность
2) пищевая промышленность
3) металлургия
4) машиностроение

III. Самоопределение к деятельности

Слайд 10. Отгадайте загадки.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа «Что такое деньги»

– Что такое деньги? (Ответы учеников.)

Слайд 11.

В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:

«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Слайды 12-13.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.

Слайд 14.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Слайд 15.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можнобыло обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» С места могли только несколько человек.

Слайд 16.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Слайд 17.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
Металлическими деньгами были серебряные слитки в Риме, серебряные кольца – в Египте, медные слитки в Италии, свинцовые шарики – в Северной Америке, серебряные лямы в Китае, бронзовые слитки в Микенах. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

Слайд 18.

Русские деньги

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны (как и шкурки куницы) и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна».
В XIII в. Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Как ни тяжело было жить под властью захватчика, но жизнь продолжалась. Именно в это время в Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны, массой примерно 200 г. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г.
После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. это оказалось гораздо удобнее и точнее, чем рубить серебряный слиток. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам. В 1380 г. монголов прогнали с Русской земли, но еще почти 100 лет избавлялась Русь от монгольского ига. Даже название русских денег было взято от названия монгольской монеты «денга» (в переводе «звенящий»). в нашем языке слово «денга» постепенно превратилось в слово «деньги».
С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Кроме копейки, были и другие разменные монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки). Все эти монеты имели хождение до ХVIII в.

Слайд 19.

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Слайд 20.

Первые бумажные деньги

Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первыебумажныеденьгипоявилисьв Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затемденьгиразошлись по всему миру.

Слайд 21.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

Слайд 22.

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68.
– Назовите два способа обмена.
– Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)
– Приведите пример бартера.
– Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты).
– Назовите денежные единицы разных стран мира.

Слайд 23.

3. Практическая работа.

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

– Что изображено и написано на монетах? Сравните.
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

Слайд 24.

– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
– Опишите монету достоинством 1 рубль.

Слайд 25.

– Рассмотрите советские и зарубежные монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.
– Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик. )
– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков).
– Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты)
Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1(с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.

№ 2 (с. 38).

– Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.
– Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?
– Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?
– А в Европе?

VII. Рефлексия

Слайд 26.

1. Графический диктант

– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
  • Плата за работу – заработная плата.
  • Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения.
  • Оборотная сторона монеты – гурт.
  • Надпись на монете называется легендой.

(После выполнения задания проводится самопроверка. Проверка: –, +, +, –, + )

Слайд 27.

2. Обсудим!

– Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться?
– В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?

VIII. Подведение итогов урока

Слайд 28.

– Что такое деньги?
– Что нового вы узнали о деньгах?
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Слайд 29.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 39).

Использованные источники информации.

Литература:

  1. А.А.Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. – М.: «ВАКО», 2013г.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2013г.

Ресурсы интернет: