Форма организации деятельности: индивидуально-групповая и практическая.
Принцип организации коллективной композиции: презентация готовых детских работ в “Замке торжеств”.
Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру.
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- проводить рефлексию эмоционального состояния и деятельности в диалоге с учащимися и учителем,
- формирование навыков самооценки и взаимооценки.
Познавательные УУД:
- формулировать понятие “ассамблея”, “герб”, знакомиться с традициями Петровской эпохи;
- учиться высказывать своё предположение на основе исследовательского материала;
- наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Зрительный ряд: Геральдические таблицы: по форме герба, цвету, расположению линий и символов.
ИТБ: фотокамеры, компьютеры (графические планшеты).
Материалы и инструменты: Картон, цветная бумага, клей, ножницы
Сувениры: книги, бумажные и шоколадные медали.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: Ценностное отношение к процессу, осознание практической важности удерживать учебную задачу, мотивирование учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные: умение находить способы решения поставленной цели, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, умение слушать собеседника и вести продуктивный диалог, высказывая свою точку зрения.
Предметные: умение применять знания в жизненной ситуации.
Этапы урока.
I. Мотивация учащихся
“Погружаем” 5 класс в Петровскую эпоху через интерактивную, костюмированную игру-путешествие. Делим класс на группы и предлагаем пройти испытания за ограниченное время в разных мастерских (“остров кодекса чести”, “кузница мастеров”, “ущелье легенд и баллад”…). Весь путь показан в маршрутном листе.
Правила игры.
- Выполняя задание, каждая команда проходит свой маршрут в строго отведенное время.
- Все участники включены в игровой процесс. Если есть желающие не играть, предлагается альтернативная форма работы по заданной теме. (Как правило, таких – нет).
- В игре соблюдаются такие понятия, как: кодекс чести, благородство, милосердие, доблесть, уважение…
II. Познавательно-практический. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Описание игры | Задания | Примечание | |
1 блок | Преподаватель предлагает на машине времени посетить петровскую ассамблею. (Постановка учебной задачи). | ||
2 блок | Без документов этого невозможно. (Построение проекта выхода из затруднений). |
Создать охранную грамоту | Портал времени – старт. |
3 блок | Дворянство имеет свои знаки
отличия – герб. Посещаем различные мастерские: “Тайная комната” на Башне, встреча с Магистром (библиотека или кабинет истории) Кузница мастеров: кабинет ИЗО или технологии Остров кодекса чести: |
Получить историческую справку Создать геральдическую таблицу, для себя и своей семьи. Создание герба своей семьи Изучение науки. |
Геральдические таблицы: по форме герба, по цвету, по расположению линий и символов. |
III. Подведение итогов:
Описание игры | Задания | ||
1. | Замок торжеств. Храм посвящения Присваивается дворянство. Подтверждается указом. |
Презентация на петровской
ассамблеи. Дают клятву |
“Перемещаемся” в петровскую
эпоху в “Храм посвящения”. Выдаются памятные свидетельства |
Фрагмент урока – 2 блок (Построение проекта выхода из затруднений). “Создание охранной грамоты”:
Слово учителя.
- Ребята, что бы попасть на Ассамблею Петра Великого, у каждого из нас должна быть охранная грамота.
- Что бы получить ее, придется пройти серьезные испытания.
- Не забывайте, что надо быть весьма учтивым и вежливым как в словах, так и в делах:
1. Первое испытание: Надо сфотографировать свое лицо. Перенести с фотокамеры на компьютер изображение. Уменьшить до размера 5 на 5 (используя любую программу). Вставить в заданную форму охранной грамоты. Время выполнения 15 минут.
Дополнительное задание: Тот, кто сможет за это же время найти рисунок головного убора петровской эпохи в любой поисковой системе и совместить с фото, получит ключ, который открывает дверь, где хранятся несметные сокровища
- После выполнения первого задания всем, кто выполнил его, присваивается бумажная “медаль” “За доблестную службу Отечеству”. получат ничеРебятам, которые выполнили сложное задание - получают еще и ключ. Могут быть ребята, которые на первом испытание него.
2. Условие второго испытания: Молодцы, но нас ждет второе испытание! Используя шрифт: 16 Times New Roman, внесите текст в полученную форму грамоты:
- Фамилия, имя.
- Титул.
- Девиз. В него нужно включить слова: смелость, отвага, честь, достоинство, доблесть, мудрость, благородство, нежность, мягкость. Время выполнения 10 минут.
Дополнительное задание: Те, кто сможет за это же время составить свой девиз в стихах, внося некоторые предложенные слова, получат ключ к несметным сокровищам.
- Выполнившим второе задание, выдается серебряный петровский рубль. (Или мини шоколадки в форме петровского рубля). Ребята, которые преодолели сложное испытание – ключ. По итогам 2-ух испытаний могут остаться учащиеся, которые не смогли ни с чем справиться.
После всех испытаний зачитывается Указ Петра:
Указ: “Мы, Петр Первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая. Объявляем, сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.
Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. Всегда время пробавлять в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывать. За труды доблестные отмечен. Посему повелеваю:
- Всех, кто старался, но в делах государевых не должно преуспел, отмечать пожатием руки и книгой памятной, несущей знания великие.
- Кто ж добился высот больших, прилежно науку постигая: отметить речью хвалебной и дарами Государева. Например, могут быть: книги, но другого формата, модели кораблей (самоклеющиеся)…
- Тем, кто смог, на пути трудном, в глубокой сути предмета разобраться и получить ключи к несметные сокровищам - поблагодарить. Провести в сокровищницу государеву и приоткрыть тайны. (Разыгрываются различные варианты).
1 вариант. На уроке. Дверцы шкафов пронумерованы. Предлагается выбрать и открыть любые двери по количеству ключей.
2 вариант. Педагог ведет на перемене в заготовленную тайную комнату (кабинет) и там открываются “тайные двери” (двери шкафов).
3 вариант. К “повелителю” всех тайн и секретов - директору (завучу) (по договоренности). И там он достает или ему вручают книги о петровской эпохе с напутствиями, что книга – это кладезь знаний, который открывает любые двери!
Фрагмент урока – 3 блок по теме: “Создание герба”:
Дворянство имеет свой знак отличия – герб. К ассамблее каждый дворянин должен знать, как выглядит его семейный герб.
Создать герб – сложно, но вы познакомитесь с магистром “Тайной комнаты” на Башне (библиотекарь или преподаватель истории), где хранятся уникальные старинные книги и рукописи, позволяющие изучить историю и законы создания герба.
С магистром создаем собственную геральдическую таблицу, разбив класс на 3 творческие группы. (По изучению форме, цвета и символов).
Кузница мастеров. В кузнице мастеров учащимся предлагают создать герб из бумаги в виде щита (для мальчиков) и в виде бутоньерки (для девочек).
Остров кодекса чести: (cамостоятельная работа в группах)
1. Чтобы не попасть впросак, надо как можно быстрее собрать информацию: Петровская эпоха, ассамблея, петровский указ об ассамблеях, место проведения, куртуазность, кодекс чести, модные тенденции...
2. Класс разбивается на группы по желанию или по жребию: выбери цвет, выбери изображение или фишку… Я предлагаю разбиться на группы “разведчиков” (“дипломатов”, в петровское время это было одно и то же), работающих в разных областях, ограниченных временем, по темам: “город”, “политика”, “этикет”, “мода”.
3. *Выдается лист с явками, паролями (можно получить задание, информацию, к какому государственному лицу обратиться, например: группа “Город”: библиотека, летописец - Антонина Петровна; группа “Политика”: кабинет истории – дипломат Павел Арнольдович; группа “Этикет”: кабинет музыки - дворцовый концертмейстер Княжна Анна Михайловна; группа “Мода”: кабинет ИЗО – Графиня Вероника Аркадьевна).
4. *Выдается тайный конверт с заданием для каждой группы: (другой вариант - проще)
- Собрать “деловое досье” (15-20 минут). Выдается 1/2 листа ватмана для отображения информации (подбираем, распечатываем, клеим). Или ребята работают малой группой на компьютере (создают презентацию, включая различные возможности программы Power Point)
- Задание “Город”: Временные рамки петровской эпохи. В каком городе проходили ассамблеи. Кто мог участвовать (а в современном мире)?
- Задание “Политика”: Выберите, пожалуйста, 5 пунктов в указе Петра Великого об ассамблеях, которыми можно пользоваться и в современном культурном мире. Для групп гуманитарного класса или детей, углубленно изучающих историю, вопрос: Как церковь отнеслась к ассамблеям?
- Задание “Этикет”: Как проходили ассамблеи? Что такое куртуазность? Был ли “кодекс чести” в петровскую эпоху? В современном мире проходят ассамблеи?
- Задание “Мода”: Из какой страны Петр Первый привез законы модной одежды? Что так возмутило в предписании Петра 1 об изменение в одежде?
- Презентация с обоснованием ответа:
“Город” - “Политика” “Этикет” - “Мода” (одновременно 3 минуты)
“Город” - “Мода” “Этикет” - “Политика” (одновременно 3 минуты)
“Город” - “Этикет” “Политика” - “Мода” (одновременно 3 минуты)
- Надо ли соблюдать на Ассамблее кодекс части? Что такое кодекс чести? Был ли он в петровские времена, а в современном мире?
Рефлексия.
Учащимся на различных этапах мероприятия предлагается провести рефлексию.
Например, рефлексия настроения и эмоционального состояния через выбор карточки цвета.
Групповая рефлексия. Эффективен прием незаконченного предложения:
После работы на “Острове кодекса чести”, участникам предлагается дописать предложения, оценивая работу всей группы. (Смогли бы вы достичь результата, если бы с нами не работал ….(имя)”, “Какую помощь в работе оказал… (имя)”)
Рефлексия деятельности: В конце всего мероприятия учащимся раздаются “Листы рефлексии” и просят ответить на вопросы:
• Доволен ли ты тем, как прошел урок?
• Было ли тебе интересно на уроке?
• Сумел ли ты получить новые знания?
Литература
- Комиссаренко С.С. “Культурные традиции русского общества”. СПб., 2003, с. 124-140.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.
- Молчанов Н.Н. “Дипломатия Петра I” — М.: 2006 г.
- Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С. Суворина 1889 г. Издана в Москве в 2000 г.
- Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005.
- Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А.Н. Маркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.