Цель мастер-класса: Развитие речи детей дошкольного возраста”
Тема: “Зима”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обогащение, закрепление, активизация словаря детей, систематизация
имеющегося у детей опыта; называть предмет, его признаки, качества, действия,
обогащать речь прилагательными и глаголами, подбирать слова, близкие по
значению, упражнять в подборе определений и сравнений к названному слову;
упражнять в отчетливом, выразительном чтении стихов, передавая настроение и
чувства,; уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического
поля слова “зима”, “снег” функции словообразования
Коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, развивать слуховое внимание детей развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать потребность ребенка в общении; воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;
Предполагаемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, умеет поддержать беседу о признаках зимы, высказать свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года, сравнивать и давать необходимые пояснения, эмоционален при рассказывании стихотворения, сопровождает творческо-познавательные игры эмоциональной речью, может подобрать нужные слова и выражения, интересуется предлагаемой деятельностью, активно участвует в играх.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.
Ход
1. Организационный момент.
Педагог читает стихотворение М. Щеловановой “Утро”.
(Звучит музыка, (Приложение. Слайд 2–3) по содержанию стихотворения.)
– Какое сегодня утро?
– Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
– Почему же плохое утро?
– Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый
Серый, пасмурный день. –
Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце!
И прохладная синяя тень.
– О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом дне?
Подберите слова, близкие по смыслу к слову хмурый (дождливый, грустный, скучный, неприветливый).
А если утро солнечное, как можно еще сказать какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу к слову “солнечное”. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.)
Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
– Если человек хмурится, как об этом можно сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился рассердился.)
Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? А какое сейчас время года?
2. Педагог “заколдовывает” детей, дотрагиваясь до них “волшебной палочкой” и говорит, что они попали на зимнюю лесную полянку.
Загадывает загадки о зиме:
Снег на полях, лед на реках,Вьюга гуляет.Когда это бывает? (Зима.) (Слайд 4)
Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.) (Слайд 5)
Без досок, без топоров через реку мост готов.Мост как синее стекло -скользко, весело, светло! (Лед.)
(Слайд 6)
Предлагает детям вспомнить, какие красивые пейзажи они наблюдали во время прогулок вокруг детского сада, и просит детей почитать стихи о зиме.
3. Дети читают стихи. (Спросить детей с низким уровнем развития речи.)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Наподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев. (Слайд 7)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалося сосна…
(Слайд 8)
4. Педагог спрашивает: “Может быть лес волшебным? А если в нем есть чудеса, он чудесный? А если в нем много снега, он заснеженный? Заколдованный? Зимний? Дремучий?”.) Педагог обобщает ответы: — вот какой лес: волшебный, чудесный, заколдованный, зимний, заснеженный, дремучий.
5. Педагог: Как поэты в стихах называют зиму?
(Волшебница, Зима, матушка, чародейка.) Какими словами можно описать зиму? Зима какая? (Белая, снежная, холодная, морозная.)
Педагог: подставьте мне ладошки и представьте, что на них падают снежинки. (Слайд 9)
Медленно-медленно кружат снежинки,
Падают ровным ковром.
Блестят и искрятся хрустальные льдинки.
Тихо звенят за окном.
Они какие? (Белые, маленькие, ажурные, резные, красивые.)
Снег идет и идет. Земля вся покрылась снегом, словно одеялом.
Как можно сказать про снег? (Слайд 10)
Утром выглянем в окно –
Все на улице бело!
На дорожке снег,
Под окошком снег,
Вот на елке снег.
И под елкой снег.
На скамейке снег.
Под скамейкой снег,
Всюду, всюду белый снег.
Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий, колючий.)
6. Динамическая пауза “Снегопад”.
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисти рук.)
Над деревнею кружит и над колокольней (Руки вверх.)
Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома.)
Снеговая шубка и шапка снеговая (Показывают шубку и шапку.)
Белых хлопьев белый пух с неба валом валит (Показывают как падает снег.)
Укрывая белый снег белым одеялом, (Поглаживают одну ладонь о другую.)
Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления.)
Сладко спали до весны дерева и травы (Показывают, как спят.)
Это сколько ж наметет снега за ночь-то (Покачивают головой.)
Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке.)
7. Педагог: Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы, похожие на снег, чтобы они были белые, рыхлые и непрозрачные. (Мука, соль, манная крупа, сахар, стиральный порошок.)
8. Педагог.
Я расскажу вам историю про мальчика Ваню, который рассказал своим друзьям про чудо, которое он увидел, а они над ним посмеялись.
Он сказал ,что видел зимой на крышах снег. И светило солнце. С одной стороны крыши были синие, с другой – розовые И все блестели. Это было очень красиво и чудесно! (Слайд 11)
Этот мальчик видит красивое во всем, что окружает.
9. Итог занятия, рефлексия.
Рекомендуемая литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М.1997.
- Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность. М.2007.
- Ушакова О.С.Теория и практика развития речи дошкольников. М ., 2008.
- Ушакова О.С.Развитие речи детей дошкольного возраста. Газета “Дошкольное образование”, № 4/2001.