Тьюторская компетенция учителя-логопеда детского сада и школы: реализация принципа открытости образования

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика


15 лет назад, в 1999 г., я выпускница, тогда ещё 15-летней давности, дефектологического факультета МГПИ им. Ленина, с двумя своими статьями, нужными для соискания звания кандидата педагогических наук, оказалась на кафедре дошкольной логопедии своей “альма-матер”. Профессор Владимир Ильич Селивёрстов заинтересовался тематикой моей работы о логопедических пунктах и поделился своими планами открытия по всей России ККПП – консультационных коррекционно-педагогических пунктов. Соискательство моё не состоялось, ККПП не осуществились, в том виде, в котором они были задуманы корифеем отечественной логопедии. Но то, что делали мы, в унисон с Московской школой логопедии, в г. Волгограде, гордостью запало в душу. Именно с консультирования неорганизованных детей и их родителей началось, как оказалось впоследствии, мое овладение тьюторской компетенцией. “Крёстной матерью” нашей идеи, также как и идеи реорганизации логопедической службы в нашем районе в 1991 году, стала Л.В. Попова – инспектор, методист по дошкольному воспитанию Советского районного отдела образования г. Волгограда.

Не устаю повторять: “Врач работает с болезнью, педагог – с идеалами, психолог – с иллюзиями, социальный педагог – с бедой. Все вместе мы работаем с человеком” В социально-педагогических науках действуют объективные законы. И не зная, не понимая, не учитывая их, мы часто спотыкаемся и падаем, у нас развивается синдром эмоционального выгорания, в результате чего мы приобретаем профессиональные заболевания. Предметом любого педагогического воздействия является отношение. Отношение, как эмоционально-волевая установка человека на что-либо, другими словами, выражение его позиции, мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта. Для того, чтобы начать работать с ребёнком нужно раскрыть его. Тоже касается и его родителей. Без собственного отношения, без формирования обоюдных отношений помочь ребёнку, семье нельзя.

Цель педагогической деятельности заключается в формировании позиции, как системы доминирующих осознанных отношений человека к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

Этическая позиция педагога включает моральные, нравственные и духовные отношения. Как известно, мораль – это система внешних норм, нравственность – система внутренних установок, смыслов. Их человек не создаёт сам, а находит в окружающей культуре. Все отношения формируются и регулируются чувствами. Чувство стыда регулирует моральные, внешние, отношения. Совесть – регулятор нравственных, внутренних отношений. А вот духовные отношения регулируются состраданием. Стыд и совесть это реактивные чувства, иначе говоря, реакция на происходящее. И лишь сострадание – чувство побудительное. И духовное в человеке – это не нормы, не смыслы, а ценности. Моральные отношения диагностируются в поведении, нравственные – в общении. А духовные – в деятельности. Вспомним, выведенную и взятую за основу нашей деятельности много лет назад формулу: “Логопедия = Милосердие + педагогика”.

Чем отличается помощь социальная от помощи педагогической? Пример самый простой: “дать рыбу” – помощь социальная, “дать удочку и научить ловить рыбу” – помощь педагогическая. Первым базисным компонентом, на котором строится деятельность педагога, овладевающего тьюторскими компетентностями, является выбор стратегии воздействия или взаимодействия.

По степени инициативности педагога, его включённости в процесс преодоления затруднений, принятия новых решений, с одной стороны, и степени самостоятельности воспитанников, обучающихся и их родителей – с другой, коррекционная помощь может осуществляться в стратегиях педагогического руководства, поддержки или сопровождения семьи проблемного ребёнка.

Педагогическое руководство предполагает такую помощь детям и родителям в преодолении затруднений, когда учитель-логопед берёт на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности. Очевидно, что степень самостоятельности ребёнка и семьи в таком взаимодействии минимальна. Эта стратегия подходит для ситуаций, в которых нужно оказать экстренную помощь человеку. Основными методами реализующими в процессе коррекции педагогическое руководство являются стимулирование и требование.

Педагогическая поддержка состоит в совместном с родителями, воспитанником и обучающимся определении его интересов, склонностей и способностей, ценностно-волевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих дальнейшему развитию. Гуманистическое содержание деятельности учителя-логопеда в этой стратегии педагогической помощи состоит в ориентации на поиск и открытие новых смыслов коррекционной работы. Психологической базой педагогической поддержки служат активно взаимосвязанные процессы продолжения себя в другом, развития педагога как “значимого другого взрослого”, и создания условий для саморазвития воспитанника в его семье, его социализации. Методы педагогической поддержки разнообразны: упражнение, социальные пробы, соревнование, проектирование.

Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия ребёнком и его родителями оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Как и в предыдущей стратегии, предполагается диагностика существа проблемы, её причин и выбор наиболее эффективных способов решения. Однако на этапе коррекции и преодоления проблемы, ребёнку и родителям предоставляется большая самостоятельность, а, следовательно, и большая ответственность: помощь оказывается методами консультирования на этапе принятия решений и выработки плана преодоления проблемы и лишь первичной помощи на этапе реализации плана. “Я помогу тебе, но ты должен сказать, в чём”. Мастерство педагога заключается в косвенном управлении.

Неотъемлемой характеристикой современного общества становится открытое образование, смысл которого состоит не только в вовлеченности общественности в образовательный процесс, но и в формировании ответственности всех участников за результаты образовательной деятельности. Принципами открытого образования стали вариативность – выбор из готовых вариантов, а также открытость – собственный выбор образовательной траектории.

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности “тьютор”, введение федеральных государственных образовательных стандартов, переход на новую систему оплаты труда работников образования, открывают реальные возможности введения в школах должности “тьютор”. Тьюторское сопровождение всегда личностно ориентировано, так как обеспечивает организацию действий там, где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей. Такая форма взаимодействия позволяет обеспечить доступ к полноценному качественному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ.

Существуют разные модели тьюторской работы: ею занимаются и конкретные, “освобождённые” специалисты, осуществляющие тьюторскую деятельность, и педагоги, обладающие тьюторскими компетенциями. Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, обеспечивающие воспитанникам и обучающимся эффективную поддержку по многим направлениям, априори должны владеть компетенциями тьютора – наставника детей, помощника их родителей, консультанта учителей и воспитателей в деле социализации ребёнка.

В основе грамотного построения всестороннего взаимодействия, тьюторского сопровождения и поддержки лежит классификация обучающихся на группы различной психологической ориентации, предложенная Н.В. Морозовой. Объективными её критериями являются: во-первых, успешность в учении, во-вторых, успешность в общении, в-третьих, состояние психосоматического здоровья и, в-четвёртых, адекватность и социальная приемлемость в поведении.

У детей так называемой группы “нормы” отсутствуют нарушения по всем 4 критериям. Учителя-логопеды относят к этой группе детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, фонетические дефекты. Главная задача педагогов – востребовать таланты, раскрыть способности ребят, привлекать их к участию в кружках, факультативах, тематических вечерах, образовательных событиях, проектах, постепенно подводя к пониманию того, что нужно самому ребёнку от школы и от образования. Предлагаем вашему вниманию фильм-презентацию, демонстрирующий прекрасную память и артистические данные Сербиновой Алёны (Логопедическое заключение “Выход из ФНР”). Приложение 1.

У детей группы “психологической поддержки” первичная проблема – нарушения в сфере межличностных отношений со сверстниками. К этой группе мы относим обучающихся, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нарушения средств общения и их применения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи разной степени тяжести, заикание). Эти дети, как правило, имеют низкий статус в группе. На первичную проблему такого ребёнка, не получившего во время поддержку, могут наслоиться многие другие проблемы. Для таких детей нужно создавать ситуацию успеха, с целью завоевания симпатии и уважения одноклассников. А это невозможно без коррекции проблемы и выявления сильных сторон личности этих детей, их способностей и талантов. Без привлечения родителей и педагогов к росту “успешности” проблемного ребёнка, его социализации. Предлагаем фильм-презентацию, демонстрирующий слоговое, очень выразительное чтение Цилинской Эвелины (Логопедическое заключение “выход из ФФНР”). Приложение 2.

У детей группы “неустойчивой адаптации” – первичны проблемы в состоянии здоровья. Известно, что часто болеющие дети отстают в учёбе. Как следствие, появляются трудности и нарушения в формировании школьных навыков. На детей обрушивается бремя дополнительных занятий, репетиторство. Подобные нагрузки могут привести к срыву. Нередко дети начинают манипулировать своей болезнью. В этом случае взрослому необходимо установить доверительные отношения с ребёнком, учить его анализировать своё состояние каждый день. Обязательны коррекционные занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом. Развитие механизмов саморегуляции, обучение различным методам релаксации, гимнастика, смена деятельности, выявление интересов, увлечений, предпочтений.

Дети группы “дезадаптации” отличаются асоциальным поведением и устойчивой психологической защитой. Референтная группа – значимый для ребёнка круг лиц – находится вне школы. Со школой у такого ученика – состояние психологической войны. Выявить значимый для школы интерес ребёнка и постоянно развивать и направлять его в нужное русло – вот тьюторская задача, которую должны решить социальный педагог, педагог-психолог в содружестве с родителями и учителями.

К группе “патологических нарушений” относятся обучающиеся, не подлежащие обучению в массовой общеобразовательной школе, но в силу различных обстоятельств, интегрированные в среду нормально развивающихся сверстников. Это дети с детским церебральным параличом, аутизмом, тугоухостью, задержками психического развития и другими нарушениями. Конечно, в этом случае правильнее будет говорить не о поддержке, а о настоящем тьюторском сопровождении ребёнка. О дистанционных формах работы, если ребёнок находится на домашнем обучении. Если ребёнок посещает школу, речь идёт о постоянном присутствии в классе, рядом с ребёнком, тьютора, которого другим обучающимся представляют как помощника учителя. О подобной практике шёл разговор на Информационном Марафоне, посвящённом проблемам синдрома дефицита внимания с гиперактивностью СДВ(Г), раннего детского аутизма (РДА) и дислексии 10.09.2012 г. Приводим ссылки на проект РИА “Новости” (Москва) и группы “Суламот” (Израиль). [1] [2] [3] [4]

Ссылки на серию статей “Обычная история особенного ребёнка” предоставленные Мариной Слепян, руководителем группы “Суламот”, матерью ребёнка с РДА. [5] [6] [7] [8] [9]

Одним из путей создания открытого образования и, одновременно стратегией нашей работы, стало включение практики тьюторского сопровождения в работу образовательного учреждения. Тьюторское сопровождение во многом меняет воспитательное пространство, переустанавливает границы, задаёт новые формы совместной деятельности детей и взрослых.

Ярким примером обоюдной реализации стратегии сопровождения является взаимодействие с семьёй Неснова Артёма, воспитанника нашего консультационного пункта в 2011–13 уч. годах. Воспитательное пространстве нашего детского сада и логопедического кабинета стали, во-первых, примером “избыточной среды” для ребёнка с СДВ(Г) и задали новые вехи в его развитии. Во-вторых, примером вариативности для его мамы и папы, которые посетили до этого других логопедов. И о “навигации”, совместном проложении, обсуждении маршрута, расстановке приоритетов, учёте рисков и бонусов. И о постепенном наборе статистики предпочтений, интерпретаций, интересов ребёнка, переводе их на другой масштаб; в нашем случае, это и игры, созданные вручную, и информационно-коммуникационные технологии, и совместная деятельность с другими детьми. Тем “вершинам”, которые достигнуты семьёй Несновых на сегодняшний день, посвящены статьи в журнале “Здоровье и экология” “С днём рождения, сынок”, “Письмо любимому городу”, “Город мой Волгоград” и “Успехов тебе, юный волгоградец!”.

Неотъемлемым базисным компонентом в организации деятельности тьютора является её технологичность. Методики, с одной стороны просто выполнимые и понятные детям и родителям, с другой стороны, легко транслируемые (т.к. речевая продукция записывается на диктофон и хранится в аудиофайлах воспитанников, обучающихся), прогностичные и “висящие на кончиках пальцев” специалиста. Этапность, ресурсоёмкость, адекватность – вот составляющие пропагандируемой нами технологии “Обследование и коррекция речевого развития ребёнка с помощью компьютерных технологий и средств”. Технология эта была представлена на региональном конкурсе “Дефектолог года Волгограда – 2011”, имеет симпозиума “Язык, личность, общество в современном мире” – 2012 (Солнечный Бряг в Болгарии). Работа была выдвинута на соискание премии города-героя Волгограда в области образования в 2013. Именно при овладении тьюторской компетенцией зародилась и постепенно создавалась вторая наша технология “Мультимедийная поддержка коррекционного процесса”. Фильм-презентация “Вам загадок батарея” (Запись – семья Несновых). Приложение 3.

Целостность процесса обучения и коррекции представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Любой педагогический процесс, если он дает положительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время занятия, за время серии занятий, и процесс обучения отдельным навыкам и в целом процесс совершенствования речи. Философы относят к целостным системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. Год назад родилась наша новая личностно-ориентированная технология “Презентация достигнутых результатов”.

Деятельность педагога и его воспитанника на взаимосвязанных между собой диагностико-мотивационном, проектировочном, реализационном, аналитическом этапах сопровождения дошкольника, затем школьника, оформляется в портфель достижений ребёнка. Портфолио, который ведёт обучающийся, вначале вместе с родителями, а потом и самостоятельно, накапливая материал, видоизменяя и структурируя его, помогает отслеживать этапы образовательной траектории и является для ребёнка эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая ребёнку организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведёт и собственный, педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксируя применяемые на каждом из этапов педагогические технологии, их эффективность. [10]

Как учитель-логопед детского сада и школы, развивающий и реализующий тьюторскую компетенцию, накапливаю собственный “портфель тьюторских достижений”. В 2012/13 учебном году прошла курс дистанционного обучения в Педагогическом университете “Первое сентября” по теме “Основы тьюторского сопровождения в общем образовании”. Постоянно пополняющимся хранилищем работ моих воспитанников стал сайт “Портфолио ученика” издательского дома “Первое сентября” http://project.1sept.ru/person.php?id=105-887-712. Дипломами этого престижного Всероссийского форума отмечены работы 28 ребят из НОУ СОШ “Родник”, МОУ СОШ № 52, МОУ гимназии № 15.

Выявленные вместе с родителями интересы моих воспитанников лежали изначально в совершенно разных областях. Моей задачей было сорганизовать их с преодолением проблем, возникших в развитии устной и письменной речи, с трудностями в обучении, использовать детский потенциал владения компьютерными технологиями. При этом нельзя было глубоко скатываться в специализацию, иначе другие формирующиеся интересы детей были бы ущемлены. Все работы актуальны ныне, они находятся в постоянном развитии и востребованы многими педагогами, обучающимися, родителями. Приведу их темы: “Компьютер в борьбе с дисграфией”, “Говорим и пишем – похвалы мы слышим”, “Говорим, читаем, пишем – похвалы всегда мы слышим”, “Буквы, звуки различаю – похвалы я получаю”, “Автоматизированное чтение – базовое умение”, “Автоматизированное чтение – глобальное умение”, “Легко избавит всех от БеД электронный наш планшет. Дифференциация букв Б–Д”, “Легко избавит всех от бед электР-Р-Ронный наш планшет. Автоматизация звука Р”, “Ok-ok-ok – начинается урок. Автоматизация звука “К”, “Армянский, родной, уважаю, а русский язык изучаю. Русская зима”, “Я пишу, пишу, пишу... Письма моим родным”, “Информационные революции в жизни человечества”, “Слово толковое стоит целкового. Русские пословицы и поговорки о языке”, “Город мой, Волгоград”, “Приглашаю в мир балета”.

У моей “команды” со временем появился собственный слоган: “Слушать и внимать – друг друга понимать. Красиво говорить – успешным в жизни быть. Правильно писать – всегда преуспевать. Полюбить читать – многое узнать. Мечтать, творить – мир собственный открыть!”

И как всегда, на фоне удовлетворения сделанным, достигнутым, реализованным, перекликаясь с новыми мечтами, задумками, поисками, проектами, из чувства сопричастности наших небольших дел Родному и Русскому, родилось стихотворение “Родной язык моей страны”.

Он так красив, могуч, прекрасен,
Любимый русский наш язык!
Разумен он, подробен, ясен,
По-настоящему, велик!

Как лексика его богата,
Грамматика точна, сильна…
Язык таков, всем сразу ясно,
Какая Русь – твоя страна!

Когда на свет ты появился,
И языков ещё не знал,
На радость близким всем по-русски
Ты первое “АГУ” сказал.

Нам русских сказок обороты
Знакомы с самых детских пор –
Богатырей, Елен Прекрасных,
Премудрый точный разговор.

Крылова, Пушкина, Толстого –
Некрасова родной язык…
И узнавать всех слов значенье
У Даля с детства ты привык.

Громил захватчиков проклятых
Солдат российский всех времён.
Не устояли перед русским
Ни Гитлер, ни Наполеон.

Наш космонавт – Гагарин Юрий
Преодолел земной барьер!
Сказав “Поехали!” по-русски,
Всем странам показал пример.

Родной язык, как наша Волга,
Пшеницы спелые поля…
Раздолен он, как и родная,
Российская моя земля.

Наш русский так многообразен,
Изящен, скромен, чист и свеж.
Он для врагов своих опасен,
А для друзей – добрее нет.

Он милосердию всех учит
И жизни в мире без войны.
Животворит и сострадает
Родной язык твоей страны.

И если вдруг беда случится
В ауле, в шахте, на реке
Мы отзовемся непременно
На нашем русском языке.

Мы ждёт к себе Олимпиаду,
Многообразье языков.
И гимн России пусть взлетает
Созвучьем музыки и слов.

Оставь же, друг, ты все сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
Во все грядущие века!

И прославляй страну Россию,
Учись, работай и твори!
Язык наш русский – это сила
Достоинства, добра, любви!

Овладение компетенциями тьютора, наставника стало моим педагогическим кредо. Мне нравится чувствовать интересы и образовательные потребности ребят. Раскрывать потенциальные возможности, прослеживать этапы их становления. Вдохновлять и окрылять. Учить слушать себя, планировать ближайшие действия и открывать горизонты. Вместе с родителями ребёнка радоваться его победам, огорчаться проигрышам. Жить настоящим, мечтая о будущем. Моей личной наградой стала возможность наблюдать “…самое прекрасное зрелище на свете – ребёнка, уверенно идущего по дороге, после того, как вы показали ему путь” (Конфуций).

Ссылки, литература

  1. http://pressria.ru/media/20120910/600738960.html
  2. http://pressria.ru/media/20120910/600747646.html
  3. http://pressria.ru/media/20120910/600747737.html
  4. http://pressria.ru/media/20120910/600747823.html
  5. http://ria.ru/ocherki/20120608/668452594.html
  6. http://ria.ru/ocherki/20120625/681551051.html
  7. http://ria.ru/ocherki/20120717/701442491.html
  8. http://ria.ru/ocherki/20120731/713557887.html
  9. http://ria.ru/ocherki/20120904/742400698.html
  10. Ковалёва Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.