Цель. Показать красоту зимней природы используя различные литературные жанры.
Задачи. Совершенствовать навык чтения; развивать и обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, делать выводы; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: тетради по развитию речи, презентация.
1. Организационный момент. Сообщение темы. Слайд 1, 2.
– Расшифруйте слово, которое назовёт вам тему нашего занятия.
– Какое слово получилось? Зима.
– Тема нашего занятия “Моя зима”. Запись в тетради. Слайд 3.
2. Лингвистический этап. Слайды 4, 5, 6, 7, 8.
– Эмоциональная речевая разминка. Отгадайте зимние загадки, в словах-отгадках выделите орфограммы.
Тихо-тихо снег идёт, белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд во дворе … лопатой
Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять… варежки
Без рук, без ног, а рисовать умеет …мороз
Два березовых коня по снегам несут меня.
Кони эти рыжи, а зовут их … лыжи
Есть один такой цветок. Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка: был цветок – и нет его … снежинка
“Почему нас так назвали”. Слайд 9, 10.
Считается, что слово “варежки” произошло от слова “вареги” – варяжские рукавицы. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова – от древнерусского глагола “варити”, “варовати”, т. е. “защищать”, “охранять”. От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово “вареги” – от “варить”, т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни – по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха – оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.
Лыжи – это слово известно на Руси с XII века. В наших народных говорах и сейчас ещё звучат слова “лызнуть” – “убежать”, “лызок” – “бегство”, да и современное “улизнуть” означает то же самое. “Лыжи” с ними в родстве. Так что кататься на лыжах – это непременно бегать на них.
– Составление словарика на тему “Зима” и запись слов в тетрадь. Слайд 11: снег, снежинки, снеговик, снегопад, хоккей, лыжи, Дед Мороз, Новый год, Снегурочка, варежки, шуба, валенки, горка, снежки…
– Разгадывание кроссворда “Цвет зимы”. Слайды 12, 13, 14.
Слова-отгадки вписывать надо по горизонтали.
- ГУСБОР = сугроб.
- Снег + ирис – с = снегири.
- Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.
- И ребятам помогаю делать горку, строить дом – лопата.
- Какое время года приходит за осенью – зима.
- НЯАВЬР
– Какого же цвета зима. Белая.
Физкультминутка. Слайды 15, 16.
3. Литературоведческий этап. Слайды 17, 18, 19.
–Чтение стихотворений о зиме учащимися
И. Суриков “Зима”.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело, точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею
Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы – и зима настала.
С. Есенин “Берёза”.
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Т.М.Белозёров “Чудная старушка”.
В старинной избушке старушка жила. Чудной в деревушке старушка слыла:
Из снега старушка вязала носки, лепила снежки и пекла пирожки.
Могла из сосулек конфеты варить, любого готова была одарить
Румяной ватрушкой, цветным леденцом и всем говорила с весёлым лицом:
– Почаще катайте тугие снежки, лепите, пеките из них пирожки,
Вертите ватрушки… Намного – ей-ей! – они ржаных и пшеничных вкусней!..
– Снег – это миллионы снежинок. Они бывают маленькие, большие, пушистые, красивые. У каждой снежинки, возможно, есть своя мечта. А вот о чём они мечтают, мы с вами сейчас прочитаем. Слайд 20.
– Чтение сказки.
Сказка о Снежинке.В огромной синей туче, которая летала над лесами и полями, городами и дорогами, жили-были маленькие пушистые снежинки. Они резвились, играли, водили веселые хороводы, летали наперегонки, шептались друг с другом о своих снежиночьих тайнах – в общем, росли, обрастая кристалликами льда, в ожидании того дня, когда первым снегом они просыпятся на землю. И у каждой снежинки была своя маленькая мечта – мечта о судьбе, уготовленной каждой. Невелика жизнь снежинки – одна зима, но всем хотелось узнать как можно больше об этом удивительном мире. Никто из снежинок не хотел быть раздавленной колесами автомобиля или собранной уборочной машиной и отвезенной на свалку. Нет, снежинки мечтали об интересной, полной событий и радости, жизни. Одной снежинке хотелось опуститься на ель в лесу и увидеть, как клест растит своих птенцов под пушистой елкиной лапой. Другая снежинка мечтала стать маленькой льдинкой, превратиться в прозрачное ледяное стекло на реке и узнать тайны подводной жизни. Еще одна снежинка мечтала опуститься на крышу дома, подружиться с котами и синицами. И любоваться по вечерам ночными огнями города, а дождавшись весны, – стать сосулькой и, весело щелкнув мальчугана по носу, звонкой капелькой скатиться в ручей. Кто-то мечтал превратиться в сказочный узор на стекле и заглянуть в жизнь людей, кто-то – улечься пушистым ковриком на трибуне катка и всю зиму слушать музыку. О многом мечтали снежинки, поверяя друг другу свои тайны. И только одна Снежинка-Пушинка не рассказывала подружкам своей мечты. Залетевший ветерок рассказал ей о чуде дивном – Снежной Бабе, которую лепят ребятишки из первого снега, и вокруг которой всю зиму водят хороводы, играют в снежки и штурмуют снежные крепости, а самое главное – доверяют ей свои ребячьи дела и секреты. Ах, как мечтала Снежинка-Пушинка попасть в такую Снежную Бабу и до самой весны быть в центре веселых детских игр и звонких голосов. Знала Снежинка-Пушинка, что одной удачи ей мало – нужно стать самой большой, самой мохнатой и пушистой снежинкой, чтобы дети, увидав ее, захотели слепить Снежную Бабу. Поэтому очень старалась Снежинка-Пушинка вырасти, с любовью нанизывала на себя кристаллики, хорошела и росла. Росли и все остальные снежинки в большой синей туче. И вот однажды настал долгожданный для всех снежинок день. Завыл ветер, заметелил, завьюжил, и понес снежинки первым снегом по небу. Снежинка-Пушинка постаралась попасть в тот воздушный поток, который несся к городу. И вот уже она кружит в вечернем темном небе, освещенном уличными желтыми фонарями, и выбирает двор, где бегают и веселятся ребятишки. Медленно опускалась самая большая, самая мохнатая, самая красивая Снежинка-Пушинка. И увидев ее, самую большую, самую мохнатую, самую красивую снежинку, какой-то мальчуган подставил ей варежку. Опустилась Снежинка-Пушинка на синюю тряпичную варежку, заискрилась, засеребрилась, засверкала радостными искрами. И мальчуган, зачарованный, протянул: “Ух ты…какая красивая…”, и дохнул на нее своим теплым дыханием. Улыбнулась Снежинка-Пушинка и растаяла.
– О чём мечтают снежинки?
– Какая мечта была у Снежинки-Пушинки?
– Сбылась эта мечта? Почему она улыбалась?
Слайд 21.
– Нарисуйте свою Снежинку, попробуйте написать про неё историю. Это будет вашим домашним заданием.
Просмотр клипа “Зима”. Слайд 22.