Тематическая контрольная работа по русскому языку в формате ФГОС

Разделы: Русский язык


Общая характеристика.

Класс: 10–11.

Программа, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика.

Текст. Стили речи. Учебник для 10–11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2011.

Материал ориентирован на работу с текстами (в основном, публицистического и художественного стилей), овладение разными способами чтения (подробное, выборочное), работу с поиском и вычленением необходимой информации (поиск в тексте и нахождение определенных деталей), интерпретацию текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и его фрагментов, вычленение главной и второстепенной информации), формулирование собственной точки зрения по предложенной проблеме и ее обоснования.

Цель: подготовка к ЕГЭ.

Время выполнения: 90 минут (2 урока).

(1) “Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время – наша собственность, – писал Сенека.

(2) Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто этого захочет...

(3) Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании.

(4) Ты спросишь, может быть, как же поступаю я, поучающий тебя?

(5) Признаюсь, я поступаю, как люди расточительные, но аккуратные – веду счет своим издержкам.

(6) Не могу сказать, чтобы я ничего не терял, но всегда могу отдать себе отчет, сколько я потерял, и каким образом, и почему”.

(7) Так еще в самом начале нашей эры, в 50-м году, научные работники, – а Сенеку можно вполне считать научным работником, – вели счет своему времени и старались экономить его.

(8) Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(9) Однако мы, по своему самомнению, уверены, что у древних времени девать было некуда.

(10) Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерить его как следует не умели, а значит, и не берегли.

(11) Прогресс – он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время.

(12) Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда – на самолет.

(13) Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров – телевизоры, вместо пуговиц – “молнии”, вместо гусиного пера – шариковую ручку.

(14) Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы – все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время.

(15) Тем не менее почему-то нехватка этого времени у человека возрастает.

(16) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.

(17) Не только у него – цейтнот становится всеобщим.

(18) Недостает времени на друзей, на письма, па детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы, не думая, постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.

(19) Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков.

(20) Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(21) Часы перестали быть роскошью.

(22) У каждого они на руке, точные, электронные, водонепроницаемые, у всех тикают будильники, но времени от этого не прибавилось.

(23) Время распределяется почти так же, как и две тысячи лет назад, при том же Сенеке: “Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо”.

(24) Вполне актуально, если исключить время, которое тратится на работу.

(25) За эти две тысячи лет положение, конечно, несколько исправилось, появилось много исследований о времени свободном, времени физическом, космическом, об экономии времени и его правильном употреблении.

(26) Выяснилось, что время нельзя повернуть вспять, а также хранить, сдавать его излишки в хранилища и брать по мере надобности.

(27) Это было бы очень удобно, потому что человеку не всегда нужно Время.

(28) Бывает, что его вовсе не на что тратить, и тогда приходится его убивать.

(29) Время – оно тем и мучительно, что его нельзя не тратить, и транжирят его куда попало, на всякую ерунду.

(30) Есть люди, которых время обременяет, они не знают, куда его деть, как от него отделаться.

(31) Известно, что люди счастливые не наблюдают часов, верно и другое – что и те, кто не наблюдает часов, уже счастливы.

(32) ..И времени стало меньше, и цена на него поднялась.

(33) Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь.

(34) Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут…

Д. Гранин.

Разделы работы. Текст задания. Уровневые дескрипторы оценки, понятные ученикам.
Оптимальный уровень (5 баллов). Достаточный уровень (4 балла). Критический уровень (3 балла).

1. Предметные знания.

1. Из предложений 9–15 выпишите слова с орфограммой -н- и -нн- в суффиксах имен прилагательных.

2. Укажите тип речи, использованный в предложениях 9–15: а) описание, б) повествование, 3) рассуждение, 4) рассуждение с элементами описания.

3. Какой художественный прием используется в предложениях 9,10?

4. Укажите тип придаточной части в предложениях 6,9: а) определительное, б) изъяснительное, в) местоименно-соотносительное, г) обстоятельственное.

1. Ответ: водяными, гусиного.

Знатьусловия выбора написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.

Морфемный состав слов.

Уметьнаходить в указанном отрывке текста слова с данной орфограммой.

2. Ответ: рассуждение.

Знать – основные типы речи в русском языке.

Повествование (последовательность событий), описание (одновременность событий; описание внешности человека, предметов быта, деталей обстановки), рассуждение (тезис-аргументы-вывод). Смешанные типы.

Уметь – используя теоретические знания, определять тип речи в указанном отрывке текста.

3. Ответ: парцелляция.

Знать – типы художественных изобразительно-выразительных средств языка. Парцелляция.

Уметьиспользуя теоретические знания, определять вид использованного в указанном отрывке текста художественного средства.

4. Ответ: изъяснительное.

Знать – определение СПП, типы придаточных частей в СПП (определительное, изъяснительное, местоименно-соотносительное, обстоятельственное с подвидами); отличие главной части от придаточной; смысловые вопросы; союзы и союзные слова, используемые в СПП.

Уметь – используя теоретические знания, определять тип придаточной части в указанном отрывке текста.

2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале темы.

Свернуть текст (сжато изложить основные микротемы текста).

Ответ.

Еще в самом начале нашей эры древние философы пробовали обуздать время, так как уже тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. (Микротема 1. Быстротечность времени.)

Прогресс, по мнению многих, сводится к экономии времени нынешних деловых людей. Однако нехватка времени возрастает.

(Микротема 2. Прогресс и время.)

Время – самое дорогое в жизни. Она вся состоит из времени, складывается из часов и минут. (Микротема 3. Жизнь и время.)

Знать: основные способы компрессии текста.

Уметь: применять их на практике при сжатии конкретного текста.

3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале темы.

Объяснить, какие способы сжатия текста использованы при выполнении предыдущего задания.

Ответ.

Упрощение – замена СП ПП (7, 8).

Исключение – удаление фрагментов, содержащих подробности (12-14).

Знать: основные способы компрессии текста.

Уметь: применять их на практике при сжатии конкретного текста, анализировать работу, выполненную по тексту в предыдущем задании.

4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале темы. Обосновать верность утверждения, аргументируя свой ответ примерами из литературных произведений: “Если время – самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством”. (Б.Франклин.) Знать: структуру текста типа “рассуждение”, литературные произведения, в которых раскрывается проблема времени.

Уметь: создавать самостоятельные тексты-рассуждения; раскрывать смысл предложенной цитаты, аргументировать свою позицию.