Актуальность вопросов гражданско-нравственного становления и развития подрастающего поколения через использование разнообразных действенных форм работы с молодежью не вызывает сомнений. Активная гражданская позиция и патриотизм как важнейшее морально-нравственное качество личности являются залогом стабильного развития государства.
Современная ситуация в обществе, для которой характерно наличие многочисленных социальных проблем, безусловно, определяет важность решения задач своевременной адаптации к ним различных групп молодёжи. Молодые люди должны получить навыки эффективного действия в динамично меняющейся реальности, научиться активно влиять на ход и направленность общественных процессов. От позиции молодежи, традиционно самого активного слоя населения, от выбранных ею гражданских, моральных и социальных ориентиров зависит интеграция общества, снижение уровня конфликтогенности, внедрение в общественную практику цивилизованных способов разрешения проблем с позиции взаимоуважения и конструктивного диалога.
Молодежь в определенное время естественным путем сменит старшее поколение в различных сферах жизни. И если сегодня процессы формирования и развития молодежи останутся без внимания, то уже в ближайшем будущем наше общество столкнется с рядом новых сложных проблем, от решения которых будет зависеть стабильность его существования. Именно поэтому усиление внимания различных общественных структур к молодым людям крайне актуально [8].
Глубокий кризис во всех сферах общества к концу 90-х гг. привел к массовому усвоению молодежной средой ценностей индивидуализма, эгоизма, к преобладанию материального над духовным, порицанию и даже полному отрицанию коллективного, резкому всплеску различных социальных патологий. И здесь особенно тревожным является то, что немалая часть российской молодежи в силу своей личностной и социальной незрелости, а также в результате отсутствия новых ценностных ориентиров и потери интереса к устаревшим формам проведения досуга становится объектом манипулирования в руках различных социально-политических сил для достижения их собственных целей, вопреки реальным интересам молодежи и общества.
Молодые люди становятся не только пассивными участниками различных сект и организаций, проповедующих экстремистские политические идеи и религиозные псевдоучения, но и активными проводниками в жизнь этих нелегитимных, антигуманных и антисоциальных концепций. Телевидение и пресса представляют нам многочисленные примеры негативной роли молодежи в межнациональных, межрасовых, религиозных конфликтах, экстремистских акциях.
Решению этих проблем способствует приобщение молодежи к культурному и историческому прошлому своего народа. Гражданское, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения выступают одной из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. В последние годы на федеральном уровне в Российской Федерации были приняты документы, нацеленные на активизацию воспитательного процесса, особенно по формированию у молодежи российской идентичности и гражданственности.
Альтернативой негативным действиям молодежи, средством профилактики асоциальных явлений и развития гражданского-патриотических качеств личности может стать музейная деятельность. Она обладает потенциалом для формирования патриотизма, воздействуя на сознание молодежи, воспитывает в ней чувства гуманизма, гордости за своё отечество, толерантности. Она предоставляет возможность воспитывать у школьников стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей страны, что на данный момент является наиболее востребованным в обществе.
Музейная педагогика связана с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея на различные категории населения, она исследует наиболее значимые формы совместной работы музеев с образовательными учреждениями, затрагивая вопросы воспитания патриотизма в современных условиях [1, 4, 5, 7]. Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием молодёжи.
Развитие гражданственности старшеклассников определяется преимущественно социальными и культурными ориентирами, средоточием которых является музей как социально-культурное учреждение, сохраняющее и транслирующее социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры в аутентичных документальных свидетельствах [9]. Обращение к устойчивым, непреходящим ценностям, одной из которых является музей трудно переоценить. Музей помогает прививать подросткам чувство патриотизма, ведь патриот – это человек, преданный своему отечеству, служащий его интересам [6, С. 185].
Гражданско-нравственное воспитание направлено на формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Важная составная часть гражданского воспитания – героико-патриотическое воспитание, ориентированное на пропаганду героических профессий, знаменательных дат нашей истории, воспитание гордости за причастность к деяниям предков.
В МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 24 г. Волжского Волгоградской области одной из форм гражданского воспитания и организации досуга подростков выступает привлечение их к работе в школьном музее космонавтики. Музей космонавтики является одной из форм дополнительного образования в условиях школы, развивающей коллективное творчество, исследовательские навыки обучающихся, формирующей гражданское мировоззрение старшеклассников. Деятельность музея способствует формированию в умах подростков образа национального героя – летчика-космонавта. Целями работы музея космонавтики на современном этапе являются:
- пропаганда достижений отечественной и мировой космонавтики;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование гражданско-патриотических личностных качеств;
- развитие понимания детьми и подростками необходимости планетарного и общечеловеческого подхода к земным проблемам;
- профилактика асоциальных поступков среди подростков через организацию их досуга и привлечение к разным формам самоуправления в рамках музея.
Музейная деятельность старшеклассников является уникальным средством для решения многих воспитательных задач, в том числе и организации досуга подростков. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в мире, воспитывает уважение к прошлому своей страны. Музей в нашей школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становится возможным сочетание традиционных (поисковая деятельность, оформление экспозиции, проведение экскурсий) и инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (информационные, проектные и телекоммуникационные технологии).
Музейно-образовательная программа “Школьный музей космонавтики: вчера, сегодня, завтра”, разработанная автором, предлагает систему по патриотическому и историко-культурному воспитанию детей и подростков в разновозрастной группе во внеурочное время в условиях музейного пространства. В этом году в школе запланирована новая форма использования экспозиции музея космонавтики при работе со старшими школьниками – проектная деятельность по теме “Школьный музей космонавтики. На пути к возрождению”. Работу над проектом выполняют ученики одиннадцатых классов с привлечением энтузиастов музея из восьмых и десятых классов. Выбор темы проекта может показаться очевидным для школы с многолетними космическими традициями.
Отметим, что музей космонавтики был открыт 12 апреля 1972 года, с тех пор его посетило свыше 60 000 человек из различных городов бывшего Советского Союза, США, Великобритании, Франции, Германии и других зарубежных стран. Музей удостоился чести принимать таких почетных гостей, как космонавты А. Александров, А. Леонов, немецкий космонавт З. Йен, дочь академика С.П. Королева. В музее собрано более 100 экспонатов, многие из которых подлинники.
Несмотря на свою былую славу, музей космонавтики (единственный музей подобного рода в Поволжье) несколько утратил свои позиции в середине 90-х годов. Смена общественно-экономических отношений в стране, кризис во всех сферах общества, недофинансирование образования привели к тому, что некогда самая передовая в космических исследованиях страна, оказалась отброшенной назад. Это ощутил на себе и музей космонавтики. Падение интереса к космонавтике в стране и обществе, смена ценностных ориентиров у молодежи, появление новых форм проведения досуга молодежью привели к тому, что космический музей несколько лет вообще не работал.
В конце 2005 года началась работа по восстановлению музея и усилению его функций в воспитательном процессе. Эту задачу и призван решить межпредметный (английский язык и физика) информационный проект “Школьный музей космонавтики. На пути к возрождению”. Общепризнанно, что музей способствует визуализации образовательно-воспитательного процесса [4, 7]. Отметим, однако, что взаимодействие музея и учебных занятий, а именно внедрение музейных событий в учебный процесс пока носит эпизодический характер в практике массовой школы. Далее мы представим результаты интегрированного применения проектной технологии – при обучении английскому языку и во внеурочной деятельности, а именно в работе школьного музея космонавтики.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта. Проектная технология нашла широкое применение при обучении различным предметам главным образом потому, что она позволяет интегрировать знания и умения обучающихся из разных областей при решении конкретной проблемы, даёт возможность ученику применить полученные знания на практике [3, С. 66–67].
Работа над данным проектом предполагает решение следующих задач: повышение интереса подростков к музейной работе, вовлечение новых энтузиастов в работу музея, организация досуга старшеклассников в рамках социально полезной деятельности, развитие нравственных качеств, воспитание гражданского патриотизма, бережного отношения к культурному наследию своей страны.
Обращение к теме проекта обусловлено и рядом других обстоятельств. Так, на уроках английского языка в десятом классе при изучении темы “Что популярно среди современной молодежи?” авторы учебника В.П. Кузовлев и др.[2] в качестве учебных материалов предлагают тексты, описывающие асоциальные явления в среде представителей различных субкультур (молодежная преступность, насилие, вандализм, употребление наркотиков). В качестве позитивной деятельности приводится лишь один пример – помощь представителей субкультуры байкеров детям, оставшимся без попечения родителей (посещение детских приютов и организация рождественских праздников). Текст устава ВЛКСМ на английском языке вызывает противоречивые чувства, его интерпретация носит односторонний, исключительно тоталитарный оттенок. Молодые люди, не знакомые с данной организацией, получают неполное представление о масштабе ее созидательной деятельности.
Ещё одно обстоятельство, объясняющее актуальность избранной темы, заключается в следующем. При изучении темы седьмого раздела “Изобретения, которые потрясли мир” [2] на уроках английского языка в 11 классе старшеклассники сталкиваются с тем, что научно-техническим достижениям России уделяется недостаточное внимание в материалах учебника. Так, полностью отсутствуют учебные материалы о космических исследованиях, в которых наша страна многие годы занимала и продолжает занимать лидирующие позиции.
Обсуждая на уроках английского языка проблемы современной молодёжи на базе представленных в учебнике заданий, у школьников создаётся впечатление, что подавляющее большинство современных молодежных течений и субкультур, оказывающих влияние на молодежь в России и на Западе, отличаются асоциальной ориентацией или отсутствием активной жизненной позиции в обществе. В действительности это не совсем верно, в современном обществе намечается тенденция активизации молодёжной среды, ориентированной на социально значимые процессы.
Поэтому представляется целесообразным подобрать учебные материалы для уроков английского языка о позитивной деятельности молодежных объединений, поделиться опытом работы школьного музея космонавтики по организации досуга старшеклассников, пропаганде поисково-исследовательских мероприятий, вовлечению подростков в общественно-полезную деятельность с целью формирования гражданской ответственности и чувства долга.
Использование проектной технологии в работе музея позволяет развивать познавательные навыки, способности к самообразованию, учит ориентироваться в современном информационном пространстве, развивает целеустремленность, настойчивость, инициативность и ответственность, критичность мышления, коммуникабельность, формирует активную гражданскую позицию.
Защиту проекта школьники планируют приурочить к Дню космонавтики, который традиционно празднуется в школе 12 апреля. Краткая версия презентации представлена в печатном варианте – в виде рекламного буклета для гостей музея. Также разработана экскурсия по школьному музею космонавтики на русском и английском языках для школьников, студентов и иностранных гостей, которую проводят участники работы над проектом. Промежуточные результаты работы над проектом обсуждались на заседании научного общества учащихся школы, были представлены на ежегодной городской дистанционной конференции. Ученики, участвовавшие в конференции и представившие проектную работу, стали лауреатами первой степени.
Подводя итоги, отметим следующее. Работа над проектом способствовала развитию познавательных навыков, способностей к самообразованию, научила школьников ориентироваться в современном информационном пространстве, развивала такие качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность и ответственность, критичность мышления, коммуникабельность. Интегрированные проекты подобного рода являются наиболее действенным средством, позволяющим в единстве решать образовательные и воспитательные задачи в условиях модернизации системы общего образования и усиления роли гражданского воспитания школьников.
Итак, на фоне роста подростковых асоциальных действий и пагубных пристрастий необходима выработка современных форм работы с детьми и молодежью по формированию гражданско-нравственной позиции и организации их досуговой деятельности. Опыт показывает, что предлагаемые формы музейной работы эффективны и жизнеспособны, их дальнейшее совершенствование будет способствовать воспитанию достойных граждан.
Литература
1. Билалов, М.Ю. Социализация личности средствами музейной педагогики: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Ю. Билалов [Текст] – Казань, 2003.
2. Кузовлев, В.П. Учебник английского языка для 10-11 классов [Текст] / В.П. Кузовлев – М.: Просвещение, 2012.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под. ред. Полат Е.С. – М.: ACADEMIA, 2002.
4. Огоновская, А.С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.С. Огоновская.- Екатеринбург, 2007.
5. Ордуханян, Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.И. Ордуханян. – Владикавказ, 2004.
6. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] – М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
7. Соколова, М.В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: дис. ... канд. пед. наук: [Текст] / М.В. Соколова. – Ярославль, 2000.
8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // http://www.admhmao.ru/ socium/molod/Yprav/ 1760.htm.
9. Чесняк, М.Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Г. Чесняк. – Ставрополь, 2000.