Урок окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Данный урок относится к типу урока – урок открытия новых знаний.

Цели:

1. Формировать первоначальное представление о свете и цвете.
2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
4. Воспитывать интерес к изучению нового.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

– описывать чувства, возникающие при виде радуги;
– называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
– запомнить последовательность цветов радуги ;
– высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
– работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся-картинки солнца и тучки.) Презентация. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Нам лениться не годится –
Будем новому учиться.
Если у вас настроение прекрасное,
То покажите солнце ясное.
Если грусть вас мучит,
Покажите тучу.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. И как всегда вместе с нами будут работать и помогать наши верные друзья. Кто это? (Правильно. Это муравей Вопросик и Мудрая черепаха.) Слайд 2. (Или картинки.)

Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас…

2. Повторение изученного материала.

Учитель: Давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?

(Почему звенит звонок? Как рождается звук?) Слайд 3.

Практическая работа № 1:

(Учитель показывает предметы: колокольчик, куклу-неваляшку. Предметы звучат.)

Учитель: Можно ли сказать, что было тихо? Что мы услышали? Как назвать одним словом? (Звук.)

– Что надо сделать, чтобы услышать звук? (Потрясти колокольчик и неваляшку.)
– Что произошло? (Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передаётся по воздуху. Так рождается звук.)
– Каким органом мы слышим звуки? (Правильно, уши – это орган слуха.)
– Как надо относиться к ушам?

Практическая работа № 2:

(Работа парами. На парте у детей конверты с заданиями.)

Задание: разложить картинки на две группы – правильно или неправильно поступают ребята. (Картинки о бережном отношении к ушам.)

Оцените работу в паре. Самооценка. Слайд 4.

3.Физкультминутка.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Дождь идёт”. Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.

Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берёт. (Имитируют движение.)
Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-ой строке.)
Потому что……. (Хором: “Дождь идёт!”)

(Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик.)

4. Актуализация знаний.

Учитель: – Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил … Слайд 5.

(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце.)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?...

Учитель: Какое же чудо появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

5. Определение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Ответы детей.) Да, ребята, верно, сегодня на уроке мы поговорим о радуге.

6. Работа по теме урока. (Работа по учебнику.)

Учитель: А сейчас, ребята, откроем учебник на с.40. Прочитайте название темы урока? (Почему радуга разноцветная?) Слайд 6.

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
– Кто из вас видел радугу?
– Вспомните, где и когда вы видели радугу? (Летом, после дождя.)
– А кто хочет ,чтобы сейчас наступило лето? Тогда закройте глазки...

(Фонограмма “Звуки природы” – шум дождя.)

– Откройте глаза. Что вы сейчас чувствуете, увидев радугу? (Радостное, сказочное, светлое, приятное, праздничное, и т.д.) Слайд 7.

Учитель: Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 8.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться... какой? кругом. Слайд 9.

Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся,
И выходит на луга,
Семицветная дуга.

7. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

Учитель: Нашему Муравьишке не даёт покоя вопрос: почему радуга разноцветная? А вы знаете ответ на этот вопрос? Может быть ,вам в этом поможет рисунок на с.41.

(Дети пытаются ответить на вопрос.)

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли, получиться у них радуга? (Да, если выглянет солнышко.)
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды, распадаются на разноцветные лучики и получится радуга.)

Объяснение учителя.

Демонстрация презентации. Слайд 10.

1. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
2. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.
3. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.
Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
4. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
5. И на небе появляется радуга.

– Прочитайте объяснение Мудрой Черепахи по учебнику с.41.

8.Физкультминутка “Радуга”.

В небе дождь, гроза. (Дети хлопают в ладоши над головой.)
Закрывай глаза! (Дети закрывают ладошами глазки.)
Дождь прошёл. Трава блестит. (Разводят руки в стороны.)
В небе радуга стоит. (Поднимают руки верх, помахивая руками.)
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (Хлопают в ладоши.)
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком. (Прыжок.)

9. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: А у Муравьишка снова вопрос:

– Сколько цветов у радуги? (Семь.)
– Из каких цветов состоит радуга? Рассмотрите рисунок в учебнике на с.40 и назовите цвета радуги по порядку, начиная сверху. ( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.)
– Чтобы не ошибиться в последовательности цветов,люди придумали предложение. Кто знает?
– Посмотрите в учебнике, какой подсказкой можно воспользоваться.
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки:

“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”. Слайд 11.

(Повторите фразы – подсказки, заучивание.)

– В чём суть этой подсказки? (По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.)

(Учитель прикрепляет магнитные буквы, обозначающие первые буквы слов и цветные карточки.)

– Найдём в коробочках разноцветные полоски. Разложите полоски друг под другом по порядку, как в радуге.
– Есть и ещё одна подсказка:

“Как однажды Жак – Звонарь городской сломал фонарь”.

10. Работа в рабочей тетради стр. 26–27.

1. Учитель: Прочитайте задание № 1 с.26. Какую фразу-подсказку нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?

– Помогите Муравьишке правильно раскрасить радугу.

Оцените свою работу. Самооценка (игра “Светофор” – смайлики из конверта).

(Проверка знаний в форме теста у интерактивной доски – учитель.) Слайд 12.

2. Учитель: В тетрадях на с.27 в № 2 поселились радужные человечки, которые живут на радуге и любят ездить на радужном поезде.

– Вспомните фразу-подсказку и раскрасьте самостоятельно:

1-й вариант – раскрасить по цветам радуги воздушные шарики.

2-й вариант – раскрасить вагончики человечков.

Оцените работу соседа по парте. Взаимопроверка (игра “Светофор” – смайлики наклейки).

Учитель: Сегодня на уроке мы построили радугу. (Открыть плакат с изображением радуги.) С каким настроением мы её строили?

– Покажите с помощь смайликов ваше настроение.

(Дети выходят к доске и прикрепляют смайлики на радугу.)

– Вот какая весёлая радуга у нас сегодня получилась?
– Чему она рада? (Узнали, как и когда появляется радуга, запомнили все её цвета…) Дети запомнили все её цвета.
– Как получается радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
– Молодцы! Спасибо за урок. Слайд 13.