Нетрадиционные формы занятий в детском творческом объединении по декоративно-прикладному искусству

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


В настоящее время уделяется все большее внимание человеку как личности. В центре внимания такие качества, как духовность, нравственность, культура, интеллектуальный потенциал и развитый интеллект.

Педагоги дополнительного образования в современных условиях должны постоянно осуществлять поиск, цель которого – новые формы и приемы воспитательно-образовательного процесса, позволяющие объединить в себе воспитательные, образовательные и развивающие задачи в единое целое. В итоге должна быть реализована концепция, реализующая одновременное воспитание, разностороннее развитие и обеспечение прочными знаниями материала программы обучающихся.

Приоритетными свойствами путей и способов достижения этих принципов должны стать эффективность и нетрадиционность.

С помощью различных форм проведения занятий можно не только разнообразить воспитательно-образовательный процесс, но и вызвать у обучающихся настоящее удовлетворение от самого процесса работы. Нетрадиционные формы обучения и развития очень эффективны. Поскольку можно проявить не только знания, но и смекалку, творчество, обучающиеся охотно включаются в такие занятия.

Цель применения нетрадиционных форм занятий: мотивация активной познавательной деятельности у обучающихся.

Задачи:

  • повышение интереса к занятиям;
  • стимулирование творческо-поисковой деятельности;
  • развитие самостоятельности при решении задач.

Нетрадиционные по форме занятия весьма значимы в воспитательно-образовательном процессе ввиду того, что традиционный подход к обучающей деятельности с его направленностью на усвоение материала программы, не сопряженный в должной степени с творческой деятельностью, может привести к торможению интеллектуального развития обучающихся. При выполнении стандартных заданий на занятиях по стандартным технологическим картам, направленных на закрепление базовых навыков, обучающиеся привыкают к наличию только единственного правильного решения, что не дает возможности действовать самостоятельно, эффективно развивать свой интеллектуальный потенциал. Постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку их самооценка и оценка педагога зависит от прилежания и старательности, исключая ряд таких важных качеств, как сообразительность, способность к творческому поиску, выдумка.

Занятия в творческом объединении по прикладному творчеству представляют собою процесс по развитию у обучающихся способности творчески мыслить и самостоятельно решать проблемы, имеющие значение в различных сферах деятельности. Такой подход к занятию позволяет использовать современные педагогические технологии в полной мере. Это активные и интерактивные технологии, проблемное обучение и многие другие

При том, что задачи воспитательно-образовательного процесса остаются неизменными уже на протяжении многих десятков лет – воспитание и развитие личности обучающихся, – цель состоит не столько в накоплении знаний, умений и навыков, сколько в подготовке обучающих как субъектов их же образовательной деятельности.

Нетрадиционные формы занятий помогают формировать познавательную активность обучающихся, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор, позволяют адаптировать материал к возрастным особенностям. Одним из важных вопросов, стоящих сегодня перед педагогом дополнительного образования – это решение воспитательно-образовательных задач в условиях скромного количества часов занятий. Применение нетрадиционных форм занятий помогает найти баланс между задачами педагога и возможностями обучающихся в плане усиления самостоятельной творческо-поисковой активности обучающихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нетрадиционным формам обучения, с их субъект-субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог обучающихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке нетрадиционных форм обучения, задействуются внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности обучающихся (игровой, дискуссионно-оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении декоративно-прикладному искусству. Поскольку человеку по своей природе нравится играть, а в игре гораздо больше мотивов, чем в обычной образовательной деятельности, посредством подобных занятий происходит возбуждение познавательного интереса. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Эти занятия отрицают пассивное слушание, чтение. Даже интеллектуально пассивный ребенок на подобном занятии может выполнять такой объем работы, который ему недоступен в привычной обычной учебной ситуации. Нетрадиционные формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

Можно выделить несколько видов нетрадиционных занятий, наиболее интересных для применения в детском творческом объединении по декоративно-прикладному искусству:

Занятие-игра Внимание обучающихся концентрируется на ответе “сильного” обучающегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. Установка в начале занятия на то, что обучающимся самим придется оценивать свои знания и знания товарищей, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Занятие-конкурс Позволяет проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания обучающихся, формировать у обучающихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; воспитывать волю к победе, прививать обучающимся интерес к выбранной профессии, развивать у обучающихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.
Проектная деятельность Отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность обучающегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Работа по проектной методике требует от обучающихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль педагога заключается в подготовке обучающихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи обучающимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании обучающихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Занятие-конференция Своеобразный диалог по обмену информацией. На таком занятии, как правило, обучающиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
Учебные экскурсии Такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Таим образом, применение нетрадиционных форм занятий помогает поднять интерес обучающихся к занятиям по декоративно-прикладному искусству в частности и воспитательно-образовательному процессу в общем, развивать творческую активность и самостоятельность.