Математика – одна из основных наук, изучение которой приводит не только к умению считать, но и учит логически мыслить, а также применять полученные знания и умения в практической жизни человека.
После начальной школы учащиеся 5 класса начинают изучать новые учебные предметы. И если существует оторванность математических знаний школьного курса от практики, то у них возникают при изучении предмета математики ряд новых трудностей, что приводит к непониманию цели изучения материала, правил, а также сложных для них формул.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей [1]:
в направлении личностного развития:
– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту,
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного
опыта,
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения,
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе,
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей,
в метапредметном направлении:
– формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества,
– развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования,
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности,
в предметном направлении:
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения
смежных дисциплин, применения в повседневной жизни,
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
Другая проблема – обеспечение дифференцированного подхода в обучении учащихся, создание условий для развития мотивированных к математике учащихся.
И поэтому одних уроков для решения этих проблем недостаточно. На занятиях математического кружка “Эрудит” рассматриваются задачи и задания логического содержания, задачи на разрезание и моделирование фигур, исторические задачи и т.д., тем самым формируется у учащихся 5 класса устойчивый интерес к математике, выявляются и развиваются их математические способности. Особое место на занятиях уделяется подготовке учащихся к участию в олимпиадах (проекты “Познания и творчество” МАН “Интеллект будущего”, научно – исследовательских конференциях (“Я – исследователь”), в математических играх (“Кенгуру – математика для всех”) разного ровня.
Новизна программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению кружка “Эрудит” определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Цель: создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование ценностно – смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального маршрута.
Задачи:
– формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса,
– научить учащихся переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию,
– воспитывать творческую активность учащихся,
– научить работать с научной и справочной литературой, с измерительными
инструментами,
– оказать конкретную помощь учащимся в решении олимпиадных задач.
Практическая значимость обусловлена обучением методов, приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных учащимися знаний и умений как в аналогичные, так в изменённые условия.
Отличительные особенности:
– определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов,
– в основе – ценностные ориентиры, которые предполагают уровневую оценку
достижений планируемых результатов и воспитательные результаты.
Методы, используемые во внеурочной деятельности по математике, отличаются от основных методов обучением и содержанием и формой. Кроме традиционных методов (слово учителя, беседа, самостоятельная работа и т.д.) особое место занимают дидактические и логические игры, занятия, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приёмов, навыков быстрого счёта, знакомству с применением законов и правил логики, что естественно создаёт атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации работы на занятиях – устные журналы, игры, путешествия, конкурсы, олимпиады, викторины, защита проектов, научно-исследовательские конференции.
И как результаты:
– участие в олимпиадах, проектах, конкурсах, математических играх, научно –
исследовательских конференциях разного уровня,
– формирование Портфолио учащихся,
– формирование устойчивого интереса учащихся,
– накопление опыта в сопоставлении, наблюдении, в выявлении математических
закономерностей, ориентация в незнакомых ситуациях для решения задач и заданий
разного уровня сложности,
– подготовка учащихся к дальнейшему изучению курсов алгебры, геометрии,
выработка у них навыков самостоятельного получения знаний, ориентирование в
потоке различной информации, обеспечивая компетентностный подход к обучению
математике.
Литература:
- ФГОС второго поколения “Примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы”, раздел “Результаты обучения математике в основной школе”, М., Просвещение, 2010 г.
- Братусь Т.А. и другие “Все задачи “Кенгуру”, Санкт – Петербург, 1971 г.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. “Задачи на разрезание”, М., МЦНМО, 2002 г.
- Коннова Е.Г. “Математика” (готовимся к олимпиаде), Ростов – на – Дону, Легион, 2008 г.
- Лингрен Г. “Занимательные задачи на разрезание” перевод с английского Сударёва Ю.Н., под редакцией и с послесловием И.М. Яглома, М., Мир, 1997 г.
- Нагибин Ф.Ф. “Математическая шкатулка”, пособие для учащихся 4–8 классов средней школы/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин, М., Просвещение, 1988 г.
- Фальке Л.Я. “Час занимательной математики”, М., Илекса, Народное образование, Ставрополь, Сервисшкола, 2003 г.
- Шарыгин И.Ф. и др. “Наглядная геометрия: 5-6 классы”, М., Дрофа, 2004 г.
Электронные ресурсы:
- www.uroki.net
- http://festival.1 september.ru/
Приложение 1. Сценарий занятия по теме “Путешествие в мир задач на разрезание и моделирование фигур”.
Приложение 2. Подборка заданий, направленная на развитие одного из видов геометрической деятельности – конструирования [3], [5], [6], [8].
Приложение 3. Задания для самостоятельного решения [4], [7].