Класс: 7
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель | Усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему. |
Задачи | Образовательные: выявить уровень
овладения учащимися комплексом знаний и умений
по теме; научить в процессе реальной проблемной
ситуации использовать определение равных
треугольников, признаки равенства
треугольников, продолжить формирование умений
применять признаки равенства треугольников для
решения задач, распознавать равные треугольники,
доказывать их равенство, делать вывод о
равенстве некоторых их элементов, формирование
умения сознательного пользования основными
понятиями; Развивающие: совершенствовать умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать, формировать логическое мышление; способствовать развитию познавательной активности; прививать интерес к геометрии. Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы сверстников, воспитывать ответственность и аккуратность. |
УУД | Личностные УУД: умение выделять
нравственный аспект поведения; уважать и
принимать чужое мнение; формировать адекватную
самооценку и чувство собственного достоинства. Регулятивные УУД: работа по алгоритму, с памятками; прогнозирование своей деятельности для решения поставленных задач, целеполагание и выдвижение гипотез, умение выделять необходимую информацию для решения базовых задач и задач в измененной ситуации. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли, умение интегрироваться в группу, поддержание здорового духа соперничества. Познавательные УУД: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его; развитие пространственных представлений; развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать понятия равных
треугольников, равнобедренного треугольника,
свойства равнобедренного треугольника, признаки
равенства треугольников. Уметь применить признаки равенства треугольников при решении задач. Личностные: умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группы, через взаимодействие с математическим содержанием учиться уважать и принимать чужое мнение и поднимать самооценку. Метапредметные: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, связанных с признаками равенства треугольников. |
Основные понятия | Треугольники, виды треугольников, равные треугольники, высота, медиана, биссектриса. |
Межпредметные связи | Формирование у школьников конструктивных умений и навыков (например, таких как измерение, построение плоской фигуры, равной данной, геометрическое моделирование и конструирование) позволяет значительно ускорить процесс формирования некоторых умений при обучении изобразительному искусству. Применение материала урока для решения задач с практическим содержанием. |
Ресурсы: основные дополнительные |
Геометрия. 7-9 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/Л.С.Атанасян,
В.Ф.Бутузов, С.Д.Кадомцев и др. - М.: Просвещение,
2013.- 383с.:ил. Карточки, линейки, карандаши, компьютер с комплектующими. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
В презентации к уроку смена слайдов происходит по щелчку левой клавиши мыши. На слайдах используется анимация
Используемые ресурсы.
- Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. М., Просвещение, 2013. 383 с.
- Задачи по планиметрии с практическим содержанием / С.С. Варданян. М., Просвещение, 1999. 144 с.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text
- http://www.kc100.ru/mesto-volga-yurevec.html
- http://ozera.info/russia/ivanovo/rubskoe
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. Мотивация. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. А знаете ли вы о следующей истории? Было это много-много лет назад. Около гавани далеко в море стоял корабль. И необходимо было измерить расстояние до него от берега. А как это сделать никто не знал. Возможно, вы можете предложить свои варианты. Эту задачу сумел решить Фалес Милетский (древнегреческий философ и математик из Милета). Хотите знать, как это ему удалось? Я уверена, что вы сами найдете ответ на этот вопрос в конце урока. На столах у вас лежат карточки с заданиями. Вы будете работать с этими задачами на уроке. Сегодня у нас заключительный урок по теме: “Признаки равенства треугольников”. Как вы думаете, на какие вопросы вы должны знать ответ, изучая данный материал? Вам предстоит решать различные задачи: базовые задачи, задачи с практическим содержанием. Вы познакомитесь с некоторыми задачами, которые могут встретиться на итоговой аттестации в 9 классе (ГИА). |
Обучающиеся готовы к началу работы, имеют представление о форме проведения устных упражнений и работе с карточками. Обучающиеся заинтересованы и хотят найти ответ (предлагают свои гипотезы) Обучающиеся ставят проблемные вопросы и отвечают на них. Например: 1. Что называется треугольником? 2. Сколько элементов содержит треугольник? 3. Какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника? 4. Какие виды треугольников бывают? (по углам и сторонам) 5. Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник? 6. Какие треугольники называются равными? 7. Признаки равенства треугольников. |
II Актуализация знаний. Что является важным при решении задач? а) Проведем блиц-опрос (работа в половинках для устных упражнений) (Приложение 1) Инструкция: если вы согласны с утверждением, то ставите “+”, если не согласны, то ставите “ - ”. б) Устная работа по готовым чертежам (Приложение 2). |
Знание определений и теорем. Обучающиеся знакомы с такой формой работы. Отвечают на вопросы, которые появляются на слайде. Взаимопроверка (сверяют с ответами на слайде) Сдают работы. Формулируют определение равных треугольников, признаки равенства треугольников, определение и свойства равнобедренного треугольника. Следят за грамотностью речи. |
III Обобщение и систематизация знаний
(базовые задачи). Воспроизведение на новом
уровне. Работа в статических парах. Задача 1. Отрезки АD и ВC пересекаются в точке М и АМ = DМ, ВМ = СМ. 1) Какие отрезки надо провести, чтобы получились равные треугольники? (запишите треугольники и укажите признак равенства треугольников) 2) Докажите равенство треугольников. Задача 2. Дано: АВС – равнобедренный, СН – высота. а) можно ли доказать, что АНС = ВНС? б) если можно, то укажите признак.
Работа в группах. 1 группа. Дано: АВ = ВС, АD = ЕС. Докажите, что ВDЕ – равнобедренный. 2 группа. Дано: АВ = АС, АСЕ = АВD. Доказать, что АСЕ = АВD. |
Чертеж не копируют, только решения пишут в тетрадь. Совместное обсуждение решения задач, взаимопомощь, демонстрируют умение договариваться. Выдвигают гипотезы, доказывают или опровергают предположение. Рассматривают разные пары равных треугольников.
Обсуждение решения задачи. Чертеж не копируют, только решения пишут в тетрадь. Совместное обсуждение решения задач, взаимопомощь, демонстрируют умение договариваться. Предлагают различные варианты решения задачи. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Обсуждение решения задачи. Обучающиеся делятся на группы, демонстрируя умение интегрироваться в группу, слушать и вступать в диалог. Решают поставленную задачу в своей группе. Целеполагание, выдвижение гипотез. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Обсуждение решения задач. |
Физкультминутка (Приложение 3). | Ребята выполняют упражнения, демонстрируют управление поведением. |
IV. Применение знаний и умений в новой
ситуации. Самостоятельная работа по вариантам. Учащимся, имеющим проблемы с учебным материалом, испытывающим сложности при решении задач, пропустившим по болезни уроки, предлагается тест, который они могут выполнить, используя учебник. 1 вариант. Дано: АК = КВ = ВМ = МС, АD = DC. Докажите, что: 1) ADK = CDM; 2) BKD = BMD. 2 вариант. Дано: 1 = 2, 3 = 4 Докажите, что: 1) ADO = ABO; 2) ОBC= ОDC |
Обучающиеся самостоятельно выполняют
задания в тетрадях. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. |
V. Задача Фалеса. Возвращаемся к задаче Фалеса. Так как же Фалес Милетский предложил измерять расстояние до корабля, находящегося в море? Он изобрел прибор дальномер. Какому признаку равенства треугольников Фалес нашёл важное практическое приложение? |
Знакомятся со способом решения задачи с использованием прибора дальномера. Делают вывод о практическом приложение второго признака равенства треугольников. |
VI. Рефлексия Проводим рефлексию “Незаконченное предложение” |
Пишут в тетрадях (используют имеющиеся в дневниках карточки с незаконченными предложениями). Несколько человек зачитывают свои предложения. |
VII. Этап оценивания знаний учащихся и
подведение итогов урока Наш урок подходит к концу. В течение урока мы хорошо работали. Перед нами была задача: формирование умений применять признаки равенства треугольников для решения задач, распознавать равные треугольники, доказывать их равенство, делать вывод о равенстве некоторых их элементов. Как вы думаете, мы справились с этой задачей? |
Обучающиеся самостоятельно учатся оценивать, продуктивно прошел урок или нет. |
VIII. Информирования учащихся о
домашнем задании Домашнее задание: п.14-20, вопросы 1-15 на стр. 48; Дифференцированное задание:
Творческое задание: 1) индивидуально или в группах подготовить сообщения об известных треугольниках (например, о египетском треугольнике, Бермудском треугольнике, о спидронах и др.); 2) придумать паркеты из треугольников. Спасибо за работу на уроке! |
Ребята внимательно слушают и записывают задания. Обучающимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам. Выполняя творческое задание (по выбору), ребята узнают немало полезной информации и наглядно видят практическое применение признаков равенства треугольников. |
Примечание. При проверке задач на “4” и “5” домашнего задания дать краткую информацию о достопримечательностях Ивановской области: о Рубском озере и Асафовых островах. Можно предложить еще несколько задач с практическим содержанием, которые разместить на стенде в рубрике “Это интересно и полезно знать” (Приложение 6).