Урок-исследование по окружающему миру. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок “открытия нового знания”.

Цель урока: формировать представление о “коже” и её функциях.

Задачи урока:

  • представление о строении тела человека;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знания правила поведения на уроке, работе в паре, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • создать условия для формирования понятия, строения кожи; расширить представление о функциях кожи;
  • обучить правильному уходу за кожей;
  • развивать умение выделять существенные признаки; пополнять словарный запас учащихся.

Метапридметные

  • Регулятивные: планировать свое высказывание;-понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем; сохранять учебную задачу урока; -выделять из темы урока известные знания и умения
  • Познавательные:  строить рассуждение; понимать содержание текста, принимать полученную информацию при выполнении заданий; находить и применять необходимую информацию; анализировать объекты с выделением отличительных признаков; проводить сравнения и классификацию по заданным критериям.
  • Коммуникативные:  включаться в диалог с учителем и сверстниками; формировать ответы на вопросы; признавать свои ошибки; слушать партнера, договариваться, приходить к общему мнению, совершенствовать работу в группе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Предметные:  проводить наблюдения и обобщать результаты личных наблюдений в окружающем мире

Методы

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации; передачи информации с помощью практической деятельности.
  • Методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (поощрение, похвала ,создание ситуации успеха); познавательные; волевые;  социальные (взаимопомощь)
  • Методы контроля и самоконтроля.
  • Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ресурсы: учебник, карточки с заданиями, кроссворд; презентация, лупа, пластилин, салфетка, тест - для проверки нового материала, энциклопедия, толковый словарь.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие, подготовка рабочего места, проверка осанки.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация знаний :

- Как вы понимаете девиз нашего урока “Здоров будешь – все добудешь” ?

(выслушиваем мнение детей)

ІІI. Проверка домашнего задания.

- А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов? Помогают нам познавать окружающий мир?

1. Расшифруем кроссворд разгадав загадки:

По вертикали:

1. Не лишился друг чтоб слуха
Не кричи ему ты в. ..(ухо)

2. На ночь два окошка сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.(глаза)

3. Между двух светил сижу я один. (нос)

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

По горизонтали:

1. Части тела, имеющие своё строение ,место и выполняющие определённые функции. (органы)

(индивидуально дети зачитывают краткое сообщение , об отгаданном органе по плану:

1) функция; 2) строение; 3) гигиена; 4) это интересно...

2. В это время индивидуальная работа выполняется на доске . “Соедини линиями”.

Глаза орган осязания
Уши орган вкуса
Нос орган зрения
орган обоняния
Язык орган слуха

IV. Постановка проблемы урока.

- Какой орган будем сегодня изучать? Отгадайте загадку:

Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу. (кожа)

- Тема урока: “Кожа – надёжная защита организма”.

- Что вы хотели бы узнать о коже? Какие цели и задачи поставим в изучении темы урока ?

Уточнение темы и целей урока.

Физкультминутка. (зарядка для глаз)

Закрыли все глазки:

Потемнело все вокруг,
Сильный вихрь поднялся вдруг (круговые вращения)
Ловко кисточкой забор красит Петя и Егор (движения вверх - вниз)
Тик – так, тик – так – ходят часики -вот так! (движения в стороны)
На качели мы качались, и друг другу улыбались (открываем глазки улыбаемся соседу)
Мурка спинку выгибает, глазки щурит и зевает. Потянулись. Сели правильно.

V. “Открытие” новых знаний. Поиск решений по теме урока.

Уч. - Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю.

Ученик зачитывает определение из словаря.

1. Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

Уч.- Какое определение нам понадобиться? Я предлагаю Вам провести исследование. Разделимся на три группы. Каждая группа получает задание - инструкцию. Ну а я буду выступать в виде эксперта. Работаем активно по плану. Приступим к нашим исследованиям, опираясь на практику.

1. Строение кожи.

Презентация слайд

Как мы видим - кожа состоит из трёх слоев.

Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС   - наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) сшелушиваются , образуются новые, которые растут изнутри (показать). Таким образом, наша кожа производит миллиарды новых клеток и именно столько же мы теряем старых клеток. На протяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется. Полный процесс обновления кожи за всю жизнь происходит примерно 1000 раз.

-З начит, что можно сказать из личного наблюдения?

Группа “Капельки” провела свои исследования .

Давайте послушаем их заключение:

Ответ детей: Наша группа провела опыт и пришла к выводу:

- Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать? (Нет)

- Для чего же служит верхний слой кожи? Это говорит о том, что наша кожа водонепроницаема. (На доску вывешивается слово – водонепроницаемость)

Группа “Лучики” провела свой опыт.

ОПЫТ 1:

Уч. - Возьмите лупу, лежащую на парте. - Посмотрите через неё на верхний слой кожи. - Что вы видите? (волоски, отверстия).

Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ .

- Как вы думаете , для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород.

- Какой вывод можем сделать из этого наблюдения? Кожа является органом дыхания. (На доску вывешивается – орган дыхания)

- Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.

Второй слой называется ДЕРМА - это и есть сама кожа. Этот сравнительно толстый слой богат железами, вырабатывающими кожное сало. Как из тюбика выдавливается крем и через поры в коже — кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы её высушили, и она бы растрескалась.

Сальные железы — не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берётся пот, как он возникает? Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно возмещать.

Как можно сказать об этой функции кожи ? (надпись на доске – орган выделения).

Вспомните, выйдя летом из воды, даже если на улице жарко, вам становится холодно. Точно также работают потовые железы.

ОПЫТ 2:

Уч. - Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит?

- Ваши предположения ? Выслушиваем мнение детей.

Да. Это связано с кровеносными сосудами. В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела. – Значит кожа выполняет функцию контролера . (на доске надпись – регулятор температуры)

И третий слой – ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.

VI. Первичное закрепление:

Итак, кожа – это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя. Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.

- Почему кожа у людей имеет разный цвет? (показ слайдов).

Человек рождается с кожей определённого цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определённое количество цветных зёрнышек, которые называются пигментом. (на доску) А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами, про них мы уже знаем. Правда, белую кожу можно немножко подкрасить солнышком. Солнце — источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чём-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество — витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям — для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить.

- Значит кожа - хороший защитник организма от солнечной радиации.

(на доске – защита от радиации)

- Подведем итоги наших исследований. Какую же роль играет наша кожа?

  • водонепроницаемость;
  • орган дыхания;
  • орган выделения;
  • орган осязания;
  • защита от солнечной радиации;
  • регулятор температуры тела;
  • защита от механических воздействий....

За кожей нужно следить. Чистота –залог здоровья! Давайте следить за своим здоровьем. Все встаем ,делаем зарядку.

Физкультминутка

Хомка – Хомка – Хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!

VII. Гигиена и уход за кожей. Выступление третьей группы “Чистюли”.

Опыт 3.

- У каждого человека личный рисунок кожи. Возьмите пластилиновый шарик и аккуратно, но с силой прижмите – это ваш биометрический рисунок.

- Как кожа становиться грязной? Вытрите руки салфеткой.

Дети в костюмах медсестры (косынки, повязки)напоминают правила гигиены:

- Нужно ухаживать за кожей. Наша кожа защищает организм от бактерий. (на доске надпись – защита от бактерий)

VIII. Первая помощь при повреждениях кожи.

К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

Сообщения учащихся.

Порез. Промой ранку теплой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей бактерицидный пластырь.

Ушиб. Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой.

Ожог. Сразу же полей обожженное место холодной водой или смазать специальными мазями от ожогов. Нельзя смазывать обожженное место йодом, зелёнкой – эти вещества могут причинить ещё больше боли.

Обмораживание. Обмораживание легко заметить. Кожа в обмороженных местах резко бледнеет. Эти места легкими движениями растирают сухой мягкой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать кожу снегом. Если не удалось отогреть на улице нужно быстро идти домой.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03. Итак, сделаем вывод: кожа – это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя. Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.

IX. Подведение итога.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

1. Из скольких слоёв состоит кожа?

а) 5 о) 3 г) 2

2. Кожа – это ...

ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

3. Можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет д) да г) не знаю

4. Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам

5. Пот выделяется, когда человеку...

з) холодно и) просто так л) жарко

6. Кожу надо мыть...

о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть

7. Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть

Рефлексия

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы). У кого получилось слово молодцы, справился с тестом, у кого не получилось не беда.

Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо. Вы настоящие исследователи, юные дерматологи.

- Дети, а вы знаете, кто такие дерматологи?

- Это люди, которые изучают, и помогают бороться с проблемами кожи.

Кожа - орган осязания, то есть об органе чувств. Надёжный защитник нашего организма, всего тела, самый большой орган человека.

X. Запись домашнего задания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. (слайды )

Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.