В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Преобразования в этой области продолжаются и в настоящее время, при этом учитываются следующие принципы и подходы:
- отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания истории и переход к плюрализму идеологий;
- признание традиций гуманизма как глобального мировоззрения;
- подготовка и внедрение параллельных и профильных программ и учебников;
- переход от авторитарной педагогики к педагогическим системам личностно ориентированного характера.
Последнее время мы все чаще обращаемся к альтернативным формам занятий. К таковым относим уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные и практические занятия.
Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам {1}.
Для лабораторного занятия характерны:
а) высокая степень самостоятельности учащихся
в изучении новой темы;
б) различные источники знаний;
в) деятельность учителя в качестве организатора
и консультанта.
Виды лабораторного занятия:
1) по учебнику;
2) по документам.
Цели лабораторного занятия по учебнику:
- формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;
- развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);
- формирование опыта социального общения.
Цели лабораторного занятия по документам:
- углубление и конкретизация исторических знаний;
- развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;
- формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.
Цели урока: показать неоднозначность деятельности и личности Николая 1; помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.
Задачи урока:
- Образовательная: систематизация и контроль знаний учащихся;
- Развивающая: развитие навыков работы с текстом, развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Воспитательная: развитие интереса и уважения к историческому прошлому страны, развитие способности к сотрудничеству.
Средства обучения: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций, мультимедийная Презентация по теме урока.
Структура урока:
Этапы:
I. Организационный. Сообщение темы урока и формы
самостоятельной работы, разъяснение инструкции
и требований к оформлению результатов
лабораторной работы.
II. Самостоятельная работа учащихся с учебными
текстами. Учитель выступает в роли консультанта
и координатора совместной деятельности класса.
Ш. Коллективное обсуждение результатов.
Творческие отчеты групп, выступление
представителей, фронтальная обобщающая беседа.
IV. Подведение итогов. Суммирование подходов и
оценок и формулирование общего вывода;
оценивание школьников.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1) Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
2) Вступительное слово учителя.
Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.
3) Постановка цели урока. На основе учебника истории, документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I. На уроке мы продолжим работать над развитием и совершенствованием общеучебных умений и навыков, таких как оценивание, сравнение, сопоставление, будем учиться аргументированно высказывать собственное мнение, личные оценочные суждения о личности и времени Николая 1.
4) Инструкция к работе.
II. Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе распределяются роли (Приложение 1). Организаторы-аналитики получают задание — карточки-инструкции как выполнять работу и пакет с документами.
Карточка-инструкция № 1. “Личность Николая I”
А. Источники: учебник + документы + портрет
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте учебник пр. 10, п. 1
Вопрос: Выделите черты характера Николая Первого в тексте?
2) Прочитайте документы 1-4 (Приложение 2), дающие представление о личности и характере Николая I.
Вопрос: Какие черты характера нового императора отмечают авторы высказываний?
В. Письменное оформление.
Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:
а) биографические сведения
б) его привычки, особенности характера
в) как выглядел внешне
г) суждения о нем современников и потомков
Карточка-инструкция № 2. “Русское общество в николаевскую эпоху”
А. Источники: документы (Приложение 2)
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек. Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.
Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?
2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.
3) Прочитайте документ 6.
Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?
В. Письменное оформление.
Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе (вопрос-ответ).
Карточка-инструкция № 3. “Система государственного управления (военные и чиновники)”
А. Источники: учебник + документы (Приложение 2)
Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте пр. 10, п. 2 учебника
2) Прочитайте документы 7-11.
3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.
В. Письменное оформление.
Составьте рассказ из предложенного текста от
имени иностранца, побывавшего в России в
правление Николая I.
Что он отметит, какие особенности? (“Россия
глазами иностранца” – Приложение
3)
III. Творческие отчеты групп
“Репортёры” выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.
IV. Подведение итогов
После выступления “репортеров” учитель
зачитывает документ 12. Всему классу
задается вопрос: Каковы были итоги правления
Николая I? Ответы учащихся.
Моё отношение к императору Николаю Первому.
Выскажите собственное мнение, используя попс-формулу:
П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что …
О – обоснование ( на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например …
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – … поэтому …
– Достигнуты ли цели урока?
– Как работали группы? Что особенно понравилось
или не понравилось на уроке? Чем
заинтересовались?
Домашнее задание на выбор:
а) “Личность в истории” – написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе.
б) Составить кроссворд по изученной теме.
в) Написать небольшое сочинение “Машина времени” – “Как я попал в николаевское время”.