Внутренняя политика Николая I

Разделы: История и обществознание


В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Преобразования в этой области продолжаются и в настоящее время, при этом учитываются следующие принципы и подходы:

  • отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания истории и переход к плюрализму идеологий;
  • признание традиций гуманизма как глобального мировоззрения;
  • подготовка и внедрение параллельных и профильных программ и учебников;
  • переход от авторитарной педагогики к педагогическим системам личностно ориентированного характера.

Последнее время мы все чаще обращаемся к альтернативным формам занятий. К таковым относим уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные и практические занятия.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам {1}.

Для лабораторного занятия характерны:

а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;
б) различные источники знаний;
в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.

Виды лабораторного занятия:

1) по учебнику;
2) по документам.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

  • формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;
  • развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);
  • формирование опыта социального общения.

Цели лабораторного занятия по документам:

  • углубление и конкретизация исторических знаний;
  • развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;
  • формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

Цели урока:  показать неоднозначность  деятельности и личности Николая 1; помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

Задачи урока:

  • Образовательная: систематизация и контроль знаний учащихся;
  • Развивающая: развитие навыков работы с текстом, развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • Воспитательная: развитие интереса и уважения к историческому прошлому страны, развитие способности к сотрудничеству.

Средства обучения: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России. XIX век”, пакет документов и заданий-инструкций, мультимедийная Презентация по теме урока.

Структура урока:

Этапы:

I. Организационный. Сообщение темы урока и формы самостоятельной работы, разъяснение инструкции и требований к оформлению результатов лабораторной работы.
II. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
Ш. Коллективное обсуждение результатов. Творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.
IV. Подведение итогов. Суммирование подходов и оценок и формулирование общего вывода; оценивание школьников.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1) Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2) Вступительное слово учителя.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой – первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

3) Постановка цели урока. На основе учебника истории,  документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Николая I. На уроке мы продолжим работать над развитием и совершенствованием общеучебных умений и навыков, таких как оценивание, сравнение, сопоставление, будем учиться аргументированно высказывать собственное мнение, личные оценочные суждения о личности и времени Николая 1.

4) Инструкция к работе.

II. Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I. В каждой группе распределяются роли (Приложение 1). Организаторы-аналитики получают задание — карточки-инструкции как выполнять работу и пакет с документами.

Карточка-инструкция № 1. “Личность Николая I”

А. Источники: учебник  + документы + портрет

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте  учебник пр. 10, п. 1

Вопрос: Выделите черты характера Николая Первого в тексте?

2) Прочитайте документы 1-4 (Приложение 2), дающие представление о личности и характере Николая I.

Вопрос:  Какие черты характера нового императора отмечают авторы высказываний?

В. Письменное оформление.

Составьте словесный портрет Николая I по следующей схеме:

а) биографические сведения
б) его привычки, особенности характера
в) как выглядел внешне
г) суждения о нем современников и потомков

Карточка-инструкция № 2. “Русское общество в николаевскую эпоху”

А. Источники:  документы (Приложение 2)

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Известен интересный факт. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения Проект одного из зданий, рядом с которым для масштаба был нарисован человек. Николай возмутился, почему человек штатский, а не военный.

Вопрос: О чем говорит этот поступок Николая I?

2) Прочитайте документ 5. На основе анализа документа сделайте выводы о развитии русского общества во время правления Николая I.

3) Прочитайте документ 6.

Задание: Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чем вы видите трагизм положения русских солдат? Как армейские порядки могли отразиться на боеспособности русской армии?

В. Письменное оформление.

Возьмите интервью у рядового армии времен Николая I о его жизни и службе (вопрос-ответ).

Карточка-инструкция № 3. “Система государственного управления (военные и чиновники)”

А. Источники: учебник  + документы (Приложение 2)

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте пр. 10, п. 2  учебника
2) Прочитайте документы 7-11.
3) Задание: Назовите основные черты николаевского режима.

В. Письменное оформление.

Составьте рассказ из предложенного текста от имени иностранца, побывавшего в России в правление Николая I.
Что он отметит, какие особенности? (“Россия глазами иностранца” – Приложение 3)

III. Творческие отчеты групп

“Репортёры” выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.

IV. Подведение итогов

После выступления “репортеров” учитель зачитывает документ 12. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.
Моё отношение к императору Николаю Первому.

Выскажите собственное мнение, используя попс-формулу:

П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что …
О – обоснование ( на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей  позиции) – …потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например …
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – … поэтому …

– Достигнуты ли цели урока?
– Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?

Домашнее задание на выбор:

а) “Личность в истории” – написать сообщение о Николае I, П.Д. Киселеве или А.Х. Бенкендорфе.
б) Составить кроссворд по изученной теме.
в) Написать небольшое сочинение “Машина времени” – “Как я попал в николаевское время”.