Задачи: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с текстами, “Дидактический материал” Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Цель учителя на урок: организовать учебную деятельность, направленную на развитие активного мышления, самостоятельного поиска информации.
Этапы | Деятельность учителя и учеников |
1. Вызов. 1.1. Актуализация имеющихся знаний. |
Языковая разминка. - Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха - Найдите лишнее слово, докажите (дети предлагают свои варианты ; лишнее слово – утренний - это имя прилагательное, т.к. – доказательство детей…). Слайд 1 |
Парная работа. | Подумайте и обсудите в паре, что
объединяет все эти слова? (Варианты детей
выслушиваем) Кто увидел что-то интересное?
(Подсказка в словах (первые буквы слов из
разминки - существительное) - Какой буквы не хватает? (ь). Какова её роль в этом слове? - Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное) |
1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём “Таблица ЗХУ” | - Вспомните и обсудите со своим
соседом информацию об имени существительном,
заполните таблицу (у каждой пары таблица) Дети
заполняют первую часть таблицы “Знаю”,
составляют список, что они знают по этой теме.
(Приложение 2) - Заслушиваем выступления пар. Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки… - Как вы понимаете выражение “постоянный признак?”. (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный? - Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак. |
Групповая работа. | - Попробуйте заполнить вторую
часть таблицы “Хочу узнать” после моего
задания. - Работать будем в четвёрках. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание Дан текст: У норы добычи ждёт, - Какое слово вы нашли? Выслушиваем мнения групп, дети доказывают - В результате такого изменения получается новое слово? (Нет, формы этого слова) - А кто знает, как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку (дети пишут вопрос в “Хочу узнать”) - Я предлагаю Вам самим ответить на этот вопрос, прочитав текст, обсудить его и попробовать самим ответить на этот вопрос. |
2. Осмысление (реализация).
Работа с текстом в парах
|
Дети в парах читают текст. “В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском - 22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием” (по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю) (Приложение 1) - Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (Падеж) - Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу. - А что вы узнали из текста про падежи в русском языке? - Сколько их? (В тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга. - Сейчас попробуем ответить на этот вопрос. - Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать. Сказка “Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный. Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (Слайд 3) После обсуждения выслушиваем детей - Сколько падежей вы узнали? - Назовите их. - Вот вы самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу. |
2.1. Работа по учебнику. Работа с текстом определения. | - Откройте учебник - стр. 74.
Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре
друг другу по правилу. Проверка: Прочитайте первую часть определения. - Какое это такое изменение ? (Изменение по вопросам) - Прочитайте вторую часть. Что вы узнали про падежи? - На какие вопросы они отвечают? |
2.2. Самостоятельная работа. | - Откройте дидактический
материал на стр. 33 упражнение 60. Выполните в тетради это упражнение. После выполнения взаимопроверка. |
3. Рефлексия. | - Вот и подошёл наш урок к концу. - В парах прочитайте друг другу, что вы хотели узнать, и что вы узнали на уроке нового. (Работа по таблице) - Выслушиваем мнения детей. (Дети зачитывают свои записи) - Что вы нового узнали на уроке? - Что вызвало для вас затруднения? - Над чем надо будет работать завтра? (Учиться задавать вопросы и определять падеж) Дети при рефлексии используют выражения: - Я считаю.. - Я думаю, что.. - У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что… - Моё мнение.. - Мне удалось… - У меня получилось… (Слайд 4) |
3.1. Синквейн. Работа в парах. | - В завершении нашего урока
попробуем проявить своё творчество. Попробуйте
написать, что вы сегодня узнали на уроке. Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны. (У детей памятки по составлению синквейна) Памятка.
- И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке. - На следующем уроке в начале послушаем желающих. |
4. Домашнее задание. | Выучить таблицу “Падежи”, упр. 1. стр.97. |
Приложение 1
“В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском - 22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием”.
(По В.А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю)
Приложение 2
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |