Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с текстами, “Дидактический материал” Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Цель учителя на урок: организовать учебную деятельность, направленную на развитие активного мышления, самостоятельного поиска информации.

Этапы Деятельность учителя и учеников
1. Вызов.

1.1. Актуализация имеющихся знаний.

Языковая разминка.

- Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха

- Найдите лишнее слово, докажите (дети предлагают свои варианты ; лишнее слово – утренний - это имя прилагательное, т.к. – доказательство детей…). Слайд 1

Парная работа. Подумайте и обсудите в паре, что объединяет все эти слова? (Варианты детей выслушиваем) Кто увидел что-то интересное? (Подсказка в словах (первые буквы слов из разминки - существительное)

- Какой буквы не хватает? (ь). Какова её роль в этом слове?

- Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное)

1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём “Таблица ЗХУ” - Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени существительном, заполните таблицу (у каждой пары таблица) Дети заполняют первую часть таблицы “Знаю”, составляют список, что они знают по этой теме. (Приложение 2)

- Заслушиваем выступления пар.

Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки…

- Как вы понимаете выражение “постоянный признак?”.

(Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный?

- Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак.

Групповая работа. - Попробуйте заполнить вторую часть таблицы “Хочу узнать” после моего задания.

- Работать будем в четвёрках. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание

Дан текст:

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте. (Слайд 2)

- Какое слово вы нашли?

Выслушиваем мнения групп, дети доказывают

- В результате такого изменения получается новое слово? (Нет, формы этого слова)

- А кто знает, как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку (дети пишут вопрос в “Хочу узнать”)

- Я предлагаю Вам самим ответить на этот вопрос, прочитав текст, обсудить его и попробовать самим ответить на этот вопрос.

2. Осмысление (реализация). Работа с текстом в парах

 

Дети в парах читают текст.

“В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском - 22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием” (по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю) (Приложение 1)

- Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (Падеж)

- Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу.

- А что вы узнали из текста про падежи в русском языке?

- Сколько их? (В тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга.

- Сейчас попробуем ответить на этот вопрос.

- Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать.

Сказка “Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный.

Родился - стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (Слайд 3)

После обсуждения выслушиваем детей

- Сколько падежей вы узнали?

- Назовите их.

- Вот вы самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу.

2.1. Работа по учебнику. Работа с текстом определения. - Откройте учебник - стр. 74. Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре друг другу по правилу.

Проверка: Прочитайте первую часть определения.

- Какое это такое изменение ? (Изменение по вопросам)

- Прочитайте вторую часть. Что вы узнали про падежи?

- На какие вопросы они отвечают?

2.2. Самостоятельная работа. - Откройте дидактический материал на стр. 33 упражнение 60.

Выполните в тетради это упражнение.

После выполнения взаимопроверка.

3. Рефлексия. - Вот и подошёл наш урок к концу.

- В парах прочитайте друг другу, что вы хотели узнать, и что вы узнали на уроке нового. (Работа по таблице)

- Выслушиваем мнения детей. (Дети зачитывают свои записи)

- Что вы нового узнали на уроке?

- Что вызвало для вас затруднения?

- Над чем надо будет работать завтра? (Учиться задавать вопросы и определять падеж)

Дети при рефлексии используют выражения:

- Я считаю..

- Я думаю, что..

- У меня сегодня получилось..

- Я узнал, что…

- Моё мнение..

- Мне удалось…

- У меня получилось… (Слайд 4)

3.1. Синквейн. Работа в парах. - В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке.

Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны. (У детей памятки по составлению синквейна)

Памятка.

  1. В первой строчке тема одним слово. (Падеж)
  2. Вторая строчка-описание темы в двух словах. (Два прилагательных)
  3. Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя словами. (Глаголы)
  4. Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке.

- На следующем уроке в начале послушаем желающих.

4. Домашнее задание. Выучить таблицу “Падежи”, упр. 1. стр.97.

Приложение 1

“В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком -  4, в венгерском - 22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием”.

(По В.А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю)

Приложение 2

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ