Тип урока: введение нового знания
Место в учебном плане: первый урок по данной теме.
Цель: познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.
Задачи:
- формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью,
- обучать ребят коллективной работе,
- развивать речь учащихся, образное мышление, логические операции (такие как сравнение, обобщение, конкретизация,
- воспитывать взаимовыручку, взаимоподдержку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Откройте тетради и запишите число. (Слайд 2)
– Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова
древнеримского писателя Петрония:
– Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Слайд
3)
– Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные
на уроке знания пригодятся в жизни.)
2. Чистописание
Запишите это предложение. (Слайд 3а)
Объяснить постановку знаков препинания.
Составить схему.
3. Словарная работа
– Прочитайте слова и определите часть речи. (Слайд 4)
Сочинять, решать, выражать, стараться (сочинение, решение, выражение, старание)
– Образуйте от них имена существительные с
помощью суффиксе -ени, -ани
– Запишите полученные слова, поставьте ударение,
подчеркните опасные места.
– В каких значениях может употребляться слово решение?
Поработайте в группах.
Примеры-подсказки:
1. Трудно было прийти к окончательному решению
(итогу)
2. Наконец-то зачитали решение суда
(постановление)
3. Многие ребята в классе правильно оформили
решение задачи
4. Решение исполнить эту песню было неожиданным и
для самого артиста (осуществление замысла)
Вспомните из какого произведения этот герой. (Из сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка») Я думаю все помнят эту сказку. (Слайд 5)
4. Создание проблемной ситуации:
– Кто помнит, что случилось со стариком? (Поймал золотую рыбку. Так начались его приключения)
– Ребята, запишите предложение:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
– Кто смог записать это предложение без проблем?
– Кто затруднился?
– Что в этом предложении необычного?
Предположения детей (предложение как будто состоит из 2 частей или разных предложений…)
Проводится анализ предложения:
– Что мы слышим?(2 предложения или 2 части)
1 часть: Рыбка спросила (Слайд 5а)
2 часть : слова, которые сказала рыбка.
– Но ведь я попросила вас записать 1 предложение! Что вы можете про него сказать? (Оно необычное: не похоже ни на простое предложение, ни на сложное)
– Нам предстоит с вами узнать, как называются такие предложения. Проведем исследование:
– Как можно назвать рыбку? (Предположения ребят: герой, тот, кто говорит,… Учитель подводит ребят к понятию автор)
– А как мы можем назвать слова, которые она говорит?(предположения ребят. Учитель подводит их к понятию речь)
– А как бы вы назвали предложение, где есть автор и его речь? (Предположения ребят) (Слайд 6)
5. Подведение к теме урока. Постановка целей
Учащиеся формулируют тему урока, цель и задачи.
– Что нам предстоит узнать?
– Чему должны научиться?
Постановка проблемы
– Наша тема звучит так: Предложение с прямой речью. (Слайд 7)
– А почему же речь мы называем прямой? (Предположение ребят)
– Делаем совместный вывод: Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменений.
– Давайте проверим себя, посмотрим, что про это говорят наши словари (работа в группах со словарями).
Каждая группа зачитывает определение прямой речи из различных словарей.
– Наши объяснения оказались верными? Мы молодцы! (Слайд 8)
– Как же на письме отделять слова автора от прямой речи? (В скобки, в кавычки…) Часто, читая произведения, мы встречаем предложения с прямой речью. Как же такие предложения оформляются на письме? (есть : и « «)
– Где бы вы поставили «:»?
– Что бы взяли в кавычки?
– А сейчас каждой группе предстоит придумать схему предложения с прямой речью
Работа в группах
Защита, анализ работ
Выбирается самая доступная и понятна схема: (Слайд 9)
– Для чего мы ставит двоеточие?
– Что мы заключаем в кавычки?
– С какой буквы пишется прямая речь?
Учитель еще раз обращает внимание учеников на необычность предложений с прямой речью: Это предложение начинается с заглавной буквы, и прямая речь тоже начинается с заглавной буквы.
– Давайте сверим свои открытия и выводы с учебником (стр. 84) Чтение правила
– Что же такое прямая речь?
– Как оформляется на письме?
– Давайте теперь запишем то предложение, которое в самом начале урока вызвало у нас затруднение:
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Один ученик работает у доски, объясняя написание предложения.
– В этом предложении есть обращение. Нашли его? («Старче»)
– А еще это необычное слово : оно любит окружать себя запятыми.
– Какой знак препинания вы поставили в конце предложения?
– Почему? Вы поставили перед кавычками (Потому что прямая речь была с вопросительной интонацией)
– К как вы запишете предложение с Восклицательным знаком?
– Почему точка выносится за кавычки?
Составление опорных схем (Слайд 10)
6. Первичное закрепление
– Мы отправляемся в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».11 слайд
Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, исправить ошибки.
Сын на ножки поднялся, (Слайд 12)
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко.
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
– Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.
Ветер на море гуляет (Слайд 13)
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый, (Слайд 14)
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывёте?»
– Объясните пропуск букв.
Князь пред нею стал божиться, (Слайд 15)
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».
Учитель: Глядя на экран, проверьте выполненное задание.
Задание 2. Игра «Найди ошибку»
Взаимопроверка.
Исправьте ошибки в схемах. (Слайд 16)
А «П». А: П? А П! «П» – а. П! – а. П? а.
Проверьте выполненное задание, глядя на экран.
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», – а. «П!» – а. «П?» – а.
Задание 3. Работа с текстом. (Самостоятельная работа по карточкам.)
(Под)…кном (Г,г)видон с…дит, (Слайд 17)
Молч… (на)м…ре гл…дит:
Не)шумит оно, (не)хлещет,
Лишь едва-едва тр…пещет,
И в лазоревой д…ли
П…к…зались к…р…бли:
(По)равнинам (О,о)кияна
Едет флот царя (с,С)алтана.
(Слайд 18)
Князь Гвидон т…гда вскочил, (Слайд 19)
Громогласно возопил
Матушка м…я р…дная!
Ты, кн…гиня м…л…дая!
П…см…трите вы туда:
Едет батюшка сюда.
– Составить схему предложения с прямой речью.
Дополнительно
Упражнение 85 выполняется по заданию.
Дополнительно:
– Разбить на слоги и для переноса слово КОРИДОР
– Выделить в словах уменьшительно-ласкательный
суффикс
7. Подведение итогов
– С какой темой мы сегодня познакомились?
– Решили ли мы те задачи, которые ставили перед
собой в самом начале урока?
– Прочитайте ключевые слова урока:
1.Чужая речь.
2. Слова автора.
3. Прямая речь.
4. Однородные члены.
5. Дословно.
– Какие трудности в усвоении материала вы
встретили?
– Что было особенно сложно?
– Что было особенно интересно?
– За что можете себя похвалить?
– Вам понравился урок или нет? Почему?
(Слайд 20)
8. Домашнее задание
Выписать из любых художественных произведений 3 предложения с прямой речью. Составить схему.