Программа общеобразовательного учреждения М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “Русский язык”, Смоленск “Ассоциация XXI век”, 2010 г.
Цель: обобщить знания о личных местоимениях как части речи
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по овладению умениями правильно использовать местоимения в письменной речи через редактирование текстов.
- Организовать деятельность по предупреждению и устранению распространенных недостатков детской речи: неясностью и двусмысленностью предложений, неправильным образованием некоторых форм местоимений.
- Развивать информационную компетентность учащихся: способность добывать информацию, перерабатывать ее в выводы, аргументировано представить вывод.
- Формировать интерес к русскому языку, внимательное отношение к художественному слову.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки при работе в парах.
Метод организации и осуществления познавательной деятельности: частично-поисковый
Формы организации педагогической деятельности:
- Фронтальная – на этапе актуализации знаний
- Парная - на этапе проверки правила
- Индивидуальная – на этапе применения знаний
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент | Стихотворение - приветствие Громко
прозвенел звонок – Эпиграф к уроку. “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” (Константин Паустовский) |
Слайд №2
Слайд №3 |
II. Психологический настрой на работу | Посмотрели друг на друга. Улыбнулись, забыли всё плохое, вспоминаем только хорошее. | Ученики взялись за руки и подарили друг другу улыбки. |
III. Словарная работа | В русском языке много пословиц и
поговорок, которые делают нашу речь образной и
красивой. Попробуйте прочитать пословицы, которые я вам приготовила. - Запишите их и попытайтесь объяснить значение. Цыплят по осени считают. |
Чтение пословиц (Слайд №4) Цыплят по осени считают. По осени (осенью). Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в крестьянских хозяйствах до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. Преждевременно выражать радость от возможного успеха, если до окончательных результатов ещё далеко и многое может измениться. |
Не убив медведя, шкуры не продают.
Пуганая ворона и куста боится.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Проверка орфограмм |
Не убив медведя, шкуры не продают. Пока ты не сделаешь дело (в данном случае убьёшь медведя) нечего заранее что - то предпринимать (продавать). Пуганая ворона и куста боится. Тот, кто испытал трудности, пережил много несчастий, становится излишне осторожен и боится даже того, что не таит в себе опасности. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Слайд №5. |
|
IV. Работа по теме урока. 1. Введение и определение темы урока. |
Прослушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. | Как названье дать словам: Я, ты, мы, и нам, и вам, Кто и что, какой и сколько, Этот, тот, такой и столько, Наш, и ваш, и мой, и твой, Их, его, ее и свой? Это без сомнения, Все... (местоимения). |
Как вы думаете, какова тема урока? - Правильно. Тема нашего урока. Представляем ещё одну часть речи (местоимение) Сегодня на уроке мы будем исследователями. Мы и отправимся в сказочную страну Местоимений, познакомимся с жителями этой страны, поможем им правильно звучать в речи. План урока Мы вспомним, что такое местоимение. Будем учиться из большого объёма информации выбирать нужную для нас. Узнаем, какие формы принимает местоимение и как изменяется. Будем учиться находить местоимения в тексте и правильно использовать их в речи. |
Местоимение Слайд №6
Слайд №7 |
|
Перед вами таблица, которую вы
заполните в течение урока, затем эту таблицу
уберёте себе в папку для “памяток”. Таблица
поможет вам не ошибиться в определении
местоимений. Уселись поудобнее, и на корабле отправляемся в сказочную страну Местоимение. Сказка. |
Слайд №8 Записали число, классная работа Слайд №9 Звучит музыка “Прибой”. Слайд №10 Приложение № 2. |
|
2. Что такое местоимение? 3. Виды местоимений
4. Личные местоимения |
Что такое местоимение? Продолжение сказки. Какую группу местоимений мы будем изучать? Продолжение сказки. |
Слайд №11 Приложение № 3. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. (Запись в таблицу) Слайд №12 Приложение № 4. |
На что указывают личные местоимения? Перечислите личные местоимения.
На какие две группы можно разделить личные местоимения? |
Слайд №14 Группу местоимений - личные (запись в таблицу) Личные местоимения указывают на лица, которые участвуют в речи, но не называют их. я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Слайд №15 |
|
Местоимения не изменяются по числам.
Каждое местоимение употребляется только в форме
единственного или множественного числа. На какие три группы можно разбить личные местоимения? |
Первая группа – местоимения, которые
указывают на единственное число, вторая группа –
множественное число.
Первая группа – местоимения, которые указывают на 1 лицо, вторая группа – на 2 лицо, третья группа – на 3 лицо. |
|
Опрос: - Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя - С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? Это местоимения 1 лица. - С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? - Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? Это местоимения 2 лица. |
местоимение Я
местоимение Мы с помощью местоимения ТЫ
с помощью местоимения Вы |
|
5. Обобщение | - Местоимение Вы, очень интересное
местоимение. Иногда оно пишется с маленькой
буквы, а иногда с большой. Почему? - Назовите местоимения, которые указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят - Это местоимения 3 лица Личные местоимения употребляются вместо имён существительных и указывают на лицо.. Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица, указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно, они – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или о чём говорят. Мы уже сказали, что по числам они не изменяются. Как вы думаете, а могут ли местоимения изменяться? |
(ответы учеников)
он, она, оно, они
Слайд №16 |
- Попробуем изменить местоимение по
падежам - Что нового вы узнали о местоимениях? - Понаблюдайте за местоимениями 3 лица. - Как они изменяются? Какого рода местоимения он, она, оно? Можно ли определить род остальных личных местоимений? Докажите. |
изменяются по падежам Слайд №17 местоимения изменяются по падежам, как имена существительные.
Мужского, женского, среднего рода Нет (ответы учеников) Слайд №18 Вывод: (запись в таблицу) В русском языке личные местоимения имеют формы:
Личные местоимения изменяются:
|
|
Работа в группах - Прочитайте все, что вы узнали о местоимении |
У местоимений 3-го лица после предлога
добавляется “н-”: её — у неё, ими — с ними читают по таблице Опрос друг друга. |
|
Физминутка | слайд 19 | |
IV. Работа с текстом | Прочитайте отрывок из рассказа А.
Куприна “Сапсан” От какого лица ведется повествование? Как вы это определили? Значение какого слова вам непонятно? В каком словаре мы можем узнать значение этого слова? |
слайд 20 Приложение № 5.
от лица собаки
прикорнуть толковом словаре |
Прочитайте в толковом словаре о
значении слова ПРИКОРНУТЬ. Что оно обозначает? О ком говорится в отрывке? Выпишите местоимения. Проверка. Какие местоимения вы выписали, но здесь их нет. Моему - притяжательное, сам - возвратное, всех - определительные |
Прикорнуть - заснуть ненадолго,
прислонившись к кому-либо, чему-либо, прилечь о девочке (выписывают местоимения) я, его, нее, я, меня, на меня. я, мне, она, у меня, она, мы, я, ее, мы, с нею, она, я, я, меня
моему, сам, всех |
|
Игра “Четвертое – лишнее”. | На доске записаны местоимения и другие
слова. В каждом ряду убери лишнее слово, докажи,
что оно лишнее. я, он, а, ты |
Слайд №21
а – союз |
Упражнение 354 (учебник), стр. 14. | - Прочитайте словесный этюд. Всё ли вам
нравится? Какие есть недочёты в употреблении
слов? Как их устранить? - Исправьте недочёты, вставьте орфограммы, замените повторы местоимениями. – Прочитайте текст, который у вас получился. Проверка. |
Слайд №22
Слайд №23 Снова (наречие с окна) выпал (падает) снег. Он шёл всю ночь (сущ. ж.р.) и сделал улицы (сл.слово, окончание -Ы) сказочно (наречие) красивыми (красный, какими?). Теперь деревья стоят под кружевными накидками (накидочка, сущ., т.п.). Но тронешь ветки, и с них спадут (падают) белые пышные оборочки. Жалко! С оборочками (сущ., т.п.) красивее! |
V. Итог урока. | Что вы знаете о местоимении? | Слайд №24 Местоимение – это часть речи, которая обозначает предмет, но не называет его. Местоимение бывает единственного и множественного числа, 1,2,3, лица. Местоимения изменяются по падежам, в 3лице единственного числа по родам когда они вы - мы – ты Слайд №25 я – мы оно |
Шуточные вопросы. - Когда руки бывают местоимениями? - Какие два местоимения портят дорогу? - Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? |
||
VI. Домашнее задание: | упражнение 352 (записать текст в измененном виде). | Слайд №26 инструктаж по выполнению домашнего задания |
VII. Тест “Местоимение” | Приложение № 6. выполнение теста |
|
VIII | Спасибо за урок. За большую плодотворную работу вам подарок. | Песня |