Цели и задачи урока
1. Научить детей как можно более полно описывать изображённое на картине.
2. Активизировать лексику учащегося по теме “Лето”.
3. Закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Оборудование: репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.
Ход урока
Рассказ о художнике.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся живописец, широко известен как певец русской природы.
Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Алексеевич проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь родной деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-труженником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мыслей, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне.
Картины А.А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине “Летом” А.А. Пластов показал братство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
Беседа по картине.
- любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
Предлагаю посмотреть, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине.
- Что прежде всего привлекло ваше внимание?
(“Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина” ,глиняный кувшин с ягодами, красная косынка на голове у девочки и зеленая трава”).
Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите каждого более подробно.
(“На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мама с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой”).
- Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщин? Какие они?
(“Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина- труженица”).
- Опишите девочку - как она сидит, что делает, как одета?
(“Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок”).
- Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(“Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое, румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка”).
- Что вы можете сказать ещё об одном существе, изображенном на картине, - о собаке?
(“Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду . Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха”).
- Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(“Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёз, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками , какие-то желтые цветы ”).
- Как художник показывает, что стоит солнечный, и тихий день?
(“Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так т играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, -темно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому, что в лесу тихо, безветренно ”).
- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(“Зелёный, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный”).
Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зелёный цвет может быть теплым и холодным. Всё зависит от того, какую краску добавляет художник в зелёный: желтую или синюю. Как видим, в картине “Летом” зелёный цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.
Какое впечатление производит на вас картина А.А. Пластова “Летом”?
(“Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь”).
В картине “Летом” А.А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, по больше- теплых. Богатство цветущей природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко- зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
Словарно-стилистическая работа.
- При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательные зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный? Яркий -ослепительный ?
Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
“Играют зайчики в изумрудной траве”.
“Зелёный стебель ромашки”.
“Художник изобразил летний день”.
“Яркие краски”.
Составление плана сочинения по картине.
1. Люди, собака.
2. Корзина, ведро, кувшин.
3. Поляна.
4. Моё впечатление от картины.
5. Устные высказывания учащихся. (После того как составлен план описания и подобраны 2-3 варианта начала сочинения, 1-2 сильных ученика рассказывают, как они описали бы картину).
“На картине художника Пластова изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы, расположились грибники, а с ними собака.
На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы.
Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у неё от жары висят как два лопуха.
Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх.
Рука у неё загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.
В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре- крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные плоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.
Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз , поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с её героями побывать на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве”.