I. Вступительное слово учителя.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из вас.
- Дайте определение слову “Прощение” (в группах)
А давайте сравним ваше определение с определением Ожегова и Даля.
В “Толковом словаре русского языка” С.Ожегова слово “простить” расшифровывается как “извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства”. А в словаре В.Даля “простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать”.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, кого мы обычно прощаем? (тех, кто нас обидел)
Учитель. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... (Обычно все поднимают руки.)
- Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников(все отвечают по кругу): – Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
Учитель.Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
- А есть среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал? (ответы детей)
Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого.
Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться, обрастает комплексами.
II. Обсуждение в группах.
Предлагаю вам рассмотреть ситуацию и обсудить ее в группе: читает ученик (рассказ) “Один взрослый человек с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни. Подростки бывают очень жестокими, В наш класс пришел новичок. Кажется, его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. “Эй, суслик, сказал я ему, ты из какой норы вылез?” Все дружно засмеялись. Я доволен был своей, как мне казалось, удачной шуткой. Все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг его подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только намного позже я понял, как плохо поступил. И как на самом деле было обидно Андрею”.
- Как чувствовал себя Андрей?
- Часто ли вы в школе даете друг другу прозвища?
- А вы задумывались, как чувствует себя человек, у которого есть физические изъяны, или непривлекательная внешность. Ему и без этого плохо, он и так переживает.
Учитель. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек – брат или сестра, отец или мама?
Участники. Надо налаживать отношения.
Учитель. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Ответы участников(все отвечают по кругу):
А в Библии написано, что надо уметь прощать, а мстить – один из смертных грехов.
На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: “Прости меня!”. Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: “Прости меня!” - Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.
III. Подведение итогов.
Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
Игра “Человеческие чувства”
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске). Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, чтобы ваши Злость и Обида ушли.
А на приготовленных зелёненьких листочках и цветочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.
(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)
Учитель просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.
Учитель. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта:
“Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них”.
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!
Порядочность Досада Агрессия Доброта Любовь Раздражение Уважение Гнев Интерес Презрение Ненависть Обида Зависть Сердечность Ненависть Любовь Взаимопонимание Равнодушие Радость Ревность Страх Счастье Успех Вдохновение