Цели:
- Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме “размещение и миграция населения мира” с применением ИКТ и отдельных структур сингапурской системы.
- Развивающая: развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний.
- Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.
Задачи:
- выявить причины неравномерного размещения населения мира;
- миграции населения и ее виды;
- изучить причины миграции;
- закреплять умение анализировать тематические карты, таблицы, диаграммы
Оборудование: проектор, учебник по географии В.П.Максаковского, политическая карта мира, карта плотности населения мира, климатическая карта мира, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы
Ход урока
I. Организационный момент. МЭНЭДЖ МЭТ (организация эффективного учебного процесса в командах). Учащиеся сидят в группах по четыре человека.
II. Проверка домашнего задания.
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН
- Отвечаем утверждением или отрицанием: верно, не верно:
1. В понятие “качество населения” входят показатели – средняя продолжительность жизни и уровень грамотности.
2. Примерно в половине стран мира преобладает женское население. Особенно в странах СНГ и Зарубежной Европы.
3. Экономически активное население – часть трудоспособного населения, вовлеченная в процесс воспроизводства. В среднем в мире 49%.
4. Классификация народов по языку – подразумевает происхождение нескольких языков от одного “праязыка”. В мире на первом месте по распространенности – сино-тибетская языковая семья.
5. Когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуется однонациональное государство.
III. Изучение нового материала.
1. Тема урока: “Размещение и миграции населения”; сегодня мы познакомимся с особенностями размещения населения; выявим причины неравномерного размещения населения и механического движения людей. Вспомните определение Размещения населения.
(Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.)
Задание: по карте плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше?
- На земле выделяются 7 районов с наибольшей концентрацией населения:
1) Восточная Азия
2) островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии
3) южная Азия: полуостров Индостан
4) Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины
5) Центральная и южная часть западной Европы
6) Наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния
7) Центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами.
На этих территориях проживает около ? всего населения земного шара.
- Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.)
2. Охарактеризуйте по данным таблицы распределение населения по высотным поясам:
Регион | Ниже 200 м | От 200 до 500 м | От 500 до 1000 м | От 1000 до 2000м | Выше 200 м |
Европа | 69 | 24 | 7 | ... | ... |
Азия | 56 | 24 | 12 | ... | ... |
Африка | 32 | 24 | 21 | 21 | 2 |
- Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт? (Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000 м)
3. Охарактеризуйте население мира по степени удаленности от моря (рисунок 15, с. 76, учебник)
- Большинство населения Земли проживают на прибрежных территориях.
4. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Докажите это, используя климатическую карту мира.
(Самые густонаселенные районы находятся на субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата).
5. Выводы: размещение населения крайне неравномерно; на размещение населения изначально влияли природные условия (рельеф, климат, близость морей)
6. Структура РЭЛЛИ ТЭЙБЛ.
А) По карте плотности населения в атласе выполните задание № 9 в учебнике на стр. 86, используйте текст учебника на с.71. Работаем с партнерами по плечу, поочередно записываем свои ответы на одном листе бумаги на двоих, не повторяемся.
- 70% людей проживают на 7% территории
- 50% обитаемой суши имеет менее 5 человек на 1 кв.км
- Совершенно не освоено 15 % суши
- Из 100 человек 80 проживают на равнинах.
- 200-км зоне побережья морей сосредоточенно 50% населения.
- Максимальная плотность в Восточной и Южной Азии – в среднем 200 человек на 1 кв. км (может достигать 2000 человек на 1 км2).
- 90% мирового населения проживает в Северном и Восточном полушариях.
Б) Продолжаем работать с партнерами по плечу и отвечаем на вопрос: кроме природных условий, какие еще факторы влияют на размещение людей?
1. Влияние экономических факторов:
а) Занятость в сельскохозяйственных работах (трудоемкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии, средняя плотность - 200 чел. на 1 кв. км, в некоторых районах 1500-2000 чел. на 1 кв. км;
б) В промышленных районах Европы и США-1500 чел. на 1 кв. км.
2. В местах, где есть богатые природные ресурсы;
3. Ближе к транспортным и торговым путям.
7. Миграция населения: виды и география.
- Большое воздействие на численность, состав, размещение населения оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.
Миграции населения – это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ.
Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков, народов. Миграции имеют разнообразные аспекты. Их исследуют ряд наук.
8. Виды миграции.
(По схеме дети рассказывают о видах миграции, материал 9 класса)
- По направленности...
- По продолжительности...
- По мотивам...
- По способу реализации...
Вопросы и задания:
1) Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?
2) Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX-XX вв.?
3) Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?
4) Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения?
5) Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего Советского Союза, Югославии и других стран.
6) Расскажите о миграциях, связанных с “утечкой умов” (интеллектуальная миграция), “мускулов”.
7) Назовите причины миграции (экономические, политические, национальные, религиозные, экологические и др.)
9. Международные (внешние) миграции населения:
1. В глубокой древности, в средние века - связаны с великими географическими открытиями.
а) Первый очаг эмиграции, начало - в XIX веке – Европа;
б) Второй очаг эмиграции в Азии - эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях.
2. Главные очаги иммиграции (въезд) - США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.
3. К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции получили название трудовых миграций.
Выводы: основной поток эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны; главная причина миграции - экономическая: большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.
Задание: Выделите главные центры притяжения трудовых ресурсов (используем текст учебника, с.72; атлас, с.2, “Политическая карта мира”).
В мире существует 4 главных центра притяжения трудовых ресурсов:
1. Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
2. США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы.
3. Нефтедобывающие (нефтеэкспортирующие) страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).
4. Россия - из стран СНГ
IV. Итоги урока.
- Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете?
(Они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий, влияют на численность и структуру населения.)
- Какие проблемы вызывают миграции населения?
(Несмотря на экономические выгоды для стран, принимающих мигрантов, часто возникают проблемы, связанные с неприязнью местного населения приезжих, порой это выражается в массовых беспорядках, характерных для некоторых стран Европы, в т.ч. и России.)
- Выводы: численность и состав потоков мигрантов в будущем надо более строго регулировать, усилить борьбу с нелегальной иммиграцией. Радикальное решение проблемы в мире состоит в более быстром экономическом и социальном развитии стран – чтобы устранить причины, толкающие людей на выезд.
V. Задание на дом: учебник с. 71-72, задание 10 (учебник, с. 86).