Урок развития речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • обучающие: научиться соотносить словесный и зрительный образ описания картины, формировать первый навык описания картины, совершенствовать навыки грамотного письма;
  • развивающие: развивать самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ,
  • воспитательные: прививать обучающимся чувство ответственности, уважительного отношения к близким.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, рабочий лист для обучающихся, красный, зеленый фломастер и карточка для рефлексии,

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня, ребята, - урок развития речи.

А чем мы будем заниматься на уроке (мы будем учиться правильно говорить и писать)

- Для чего человеку необходимо уметь правильно говорить и грамотно излагать свои мысли? Что значит быть интересным человеком в общении? (Окружающим нравится общаться с интересными в общении людьми, которые могут правильно и понятно формулировать свои мысли, умело пользоваться чужими мыслями, украшать свою речь различными способами)

- Сегодня мы будем учиться выражать свои мысли, а завершающим этапом нашей работы будет написание сочинения, но сначала нам нужно провести небольшое исследование. Объектом исследования будет репродукция картины Федора Павловича Решетникова “Опять двойка”, которую вы видите сейчас на доске, также в учебниках.

Запись темы в тетрадь для творческих работ: Сочинение по картине Федора Павловича Решетникова “Опять двойка”.

- А начнем с истории написания картины “Опять двойка” (с сообщением на эту тему дома готовилась_______________ Во время ее выступления поработайте с текстом 1 задания. Закончите предложения под номером 1, записав концовку прямо на лист, используя материал доклада. Итак, слово докладчику.

История написания картины “Опять двойка”

Федором Павловичем Решетниковым картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.Двойка – не случайность, она результат расхлябанности, неорганизованности. Прокатился на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упрёки.

Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

1. Федором Ивановичем Решетниковым картина “Опять двойка!” была написана в ____ году. Это ___ лет после окончания страшной Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

2. Детей, живших в этот период охватила___________________________________.

Именно эти дети во время войны и после ее окончания_______________________

3. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев - школьников, которые ________________________. “Пионер ______________” - главный девиз каждого школьника.

- Зачитайте вами завершенные предложения из текста

Беседа по вопросам. Анализ картины

- Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

- Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки.

- О чём говорит его “бывалый” портфель? Как вы понимаете значение слова “бывалый”? (В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля предательски торчат коньки.)

- Каков приблизительно возраст ученика? (Мальчику примерно 10-11 лет).

- Если учесть, что картина написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик? (1941 - 1942)

- Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы (период Великой Отечественной войны)

- Что вы знаете о войне?

- С докладом о детях, живших в военный и послевоенный период выступит __________. А мы продолжаем работать с текстом. В это время вы должны закончить предложения под номером 2.

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбёжки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества - вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.

Великая Отечественная война принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло и в тылу!

Детей, живших в этот период поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Проверка. Зачитайте законченные вами предложения.

- Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

- А теперь вернемся к картине.

- Почему же мальчик чувствует себя виноватым (школьник получил двойку)

- Первый ли раз такое произошло (Название картины говорит о том, что такое происходит часто)

- Почему собака радуется приходу домой своего хозяина (собака очень любит его.Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.)

Дома вы должны были распределить предложенные словосочетания по группам (те, которые описывают мальчика, и те, которые описывают собаку), в словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы и устно подготовиться к устному описанию мальчика и собаки, используя при этом записанные в таблицу словосочетания.

Мальчик Собака
С виноватым видом

портфель “видавший виды”

порозовевш__ щеки

пальто на вырост

хохолок на макушк_.

верный дру_

с радос?ным визгом

преданный взгля_

виля_т хвостом

С виноватым видом, портфель “видавший виды”, верный дру_, с радос?ным визгом, преданный взгля_, порозовевш__ щеки, виля_т хвостом, пальто на вырост, хохолок на макушк_.

Проверим сделанную вами дома работу:

К доске обозначить орфограммы пойдет _____________

- Пока __________ работает перечислите мне словосочетания, которые вы включили в первую колонку, с помощью которых вы будете описывать мальчика.

- Опишите мальчика, пользуясь данными словосочетаниями.

Прослушивание двух описаний

- А теперь перечислите словосочетания, которые можно использовать для описания собаки.

- Опишите мальчика, пользуясь данными словосочетаниями.

Прослушивание двух описаний.

Проверка слов, записанных на доске

- Вернемся к картине.

- Что изображено на заднем плане? (мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

- Что такое интерьер? (зачитывание определения учащимся, который работал дома со словарем)

- А теперь, судя по интерьеру и внешности героев, определите ГДЕ происходит событие (в городе или в селе)? (в городской квартире (собака находится дома), если присмотреться, то в соседней комнате можно увидеть радиатор, отапливающий помещение, под окном, это значит, что дом подключен к центральному отоплению, такое в то время возможно было только в городских квартирах)

- Чем отличается девочка-школьница от современных учениц? (галстук, школьная форма, портфель)

- А какие школьники носили красные галстуки? (пионеры)

- Кто такие пионеры?

Ответ на этот вопрос дома подготовила _______________, во время ответа вернитесь к тексту и закончите предложения под цифрой 3.

Пионер - этопервый в чём-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев - школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности. Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. “Пионер всем пример” - главный девиз каждого школьника.

Проверка законченных предложений

- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? – постройте ответ по плану. (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына.Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит)

- Каково отношение к мальчику младшего братишки? – постройте ответ по плану (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)

- Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед (нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет.)

- О чем говорит наличие велосипеда в семье (мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

- А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестры? Как вы думаете, как она учится? Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.

- Почему сестра с таким упреком смотрит на брата? (Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)

- Есть ли у мальчика возможность учиться? Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания никто не мешал.

- Какова основная мысль картины? (Очень стыдно приносить домой двойки)

- Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.

А теперь Работа по конструированию предложений

Работа над деформированными предложениями: постройте предложения, расставив слова в правильном порядке:

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

- Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?. (Пословица “Хорошую речь хорошо и слушать” - не относится к теме сочинения)

- Выберите и запишите пословицы, которые можно использовать в сочинении, как совет для мальчика

  • Сделал дело – гуляй смело.
  • С умным разговориться, что меду напиться..
  • Хороша книга, да чтец плох.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  • Не учась и лаптя не сплетешь.

_ Проверка: Почему вы остановили свой выбор именно на этих пословицах?

- Приведите свои примеры пословиц, которые можно отнести к теме. (Делу время, потехе час)

Работа с планом

- А сейчас посмотрите на план сочинения, которое вы будете писать на следующем уроке. Какой пункт плана вы бы исключили? Почему? (История создания картины, потому что расположено между элементами описания сочинения, но сама не имеет ничего общего с описанием.)

- Когда можно использовать ваши знания об истории создания картины? (Только во вступлении, но очень кратко, вскользь)

- Вычеркните этот пункт из плана карандашом.

I. Вступление.

II. Основная часть

  1. Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
  2. Собака - верный друг мальчика.
  3. Осуждающий взгляд матери.
  4. История создания картины.
  5. Отношение старшей сестры к ситуации.
  6. Отношение младшего брата к ситуации.

III. Моё отношение к картине.

- Составьте по данному началу первое предложение сочинения и последнее.

Передо мной репродукция картины… (Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, оригинал которой находится в Третьяковской галерее в г Москве и не оставляет равнодушным ни одного из посетителей музея)

- О чем вы будете писать в этом предложении? (о том, кому принадлежит картина, о местонахождении оригинала картины, о впечатлениях, которые она производит на зрителей)

Картина Ф. П. Решетникова мне очень понравилась, потому что …(ее тематика актуальна в любое время, всегда школьники, получившие двойку, приходя домой, испытывали точно такие же чувства, как и герой картин.)

- О чем вы будете писать в последнем предложении … (о своем отношении к картине)

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, а сейчас посмотрите еще раз на материал, записанный вами в тетради, и те, кто знает, как и о чем будет писать сочинение, поднимите карточку с восклицательным знаком. Кто не знает – карточку с вопросительным знаком.

- На следующем уроке вы начнете писать сочинение на черновик, я желаю вам творческих успехов в этом непростом деле. Спасибо вам за работу!

Приложение 1.