"Растительный мир леса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

1. Образовательные.

  • Обобщить понятия “деревья”, “кустарники”, “травы”, познакомить с лекарственными растениями леса;
  • показать необходимость растительного мира в жизни человека.

2. Воспитательные.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Развивающие.

  • Развивать сотрудничество, умение работать в группах, произвольное внимание учащихся.

Оборудование:

  • Фотографии растений леса (деревья, кустарники, травы);
  • Сочинения детей о березе;
  • Индивидуальные карточки для самостоятельной исследовательской работы;
  • Разрезные карточки-слова для предложений, карточки со словами – названиями растений; Магнитная доска, цветные маркеры;
  • Музыкальное оформление (птичьи голоса, классическая музыка для детей).
  • Лупы.

Планируемые результаты образования.

Предметные:

  • научиться различать этажи леса, называть особенности каждого этажа;
  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса;
  • различать понятия: “деревья”, “кустарники”, “травы”, лекарственные и ядовитые растения;
  • составлять небольшое описание на тему “Лес- сообщество”; конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
  • приводить примеры произведений искусства, посвященных природе;
  • приводить примеры из Красной книги России.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • Планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций.

Познавательные:

  • Выделять особенности всех ярусов леса, видеть разнообразие и богатство растений леса.

Коммуникативные:

  • Планировать учебное сотрудничество.

Личностные.

  • Проявлять ценностное отношение к природному миру.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вспоминаем изученное.

Учитель: Начнем урок с загадки. Прочитаем ее хором.

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!

Учитель: Тема нашего урока “Растительный мир леса”. Мы проведем обобщение по данной теме.

  • Какие группы растений встречаются в лесу?
  • Какие этажи они составляют?
  • Как называются этажи?
  • Чем отличаются деревья от кустарников?
  • Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?
  • Таинственен и полон загадок мир леса. Закроем глазки и послушаем лес.

Звучит музыка “Голоса леса”

Учитель: Нас встречает Совенок. Только он встревожен, не нанесем ли мы вреда растительному миру. Но мы знаем правила поведения в лесу. Вспомним их. Говорить будем только о тех, которые касаются растительного мира.

(Возможные ответы детей: Не ломай веточки. Не рви без надобности цветы. Не рви незнакомые ягоды.)

3. Постановка и решение проблемы.

Учитель: Совенок ставит перед вами проблему. Прочитаем хором:

“Зачем человеку нужен лес?”

Начнем разбираться с этой проблемой, выполняя задания лесных жителей.

Дети выходят к доске и читают задания на кленовых листьях.

Первое задание. “Солнце освещает стволы высоких хвойных деревьев. Их розовато-коричневая кора, будто золотой становится в солнечных лучах. Крона ажурная, неплотная, пропускает много света, оттого в лесу светло и радостно, очень легко дышится.”

Какое это дерево? (сосна)

Один из учеников рассказывает об этом дереве: “Это удивительное дерево.

В нем все полезно. Хвою клюют лесные птицы. Глухарь, например.

Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А воздух в сосновом лесу очень полезен для  человека”.

Учитель: Посадим дерево в наш лес.

Прикрепить фотографию магнитами на доску.

Следующее задание читает ученица. “Какое дерево мы называем лесным богатырем? (дуб)

Сообщение ученика. “У этого дерева очень прочная древесина. Она идет на изготовление мебели, а самые лучшие бочки для хранения продуктов – дубовые. Дуб – величественное и могучее дерево.

Он живет очень долго – 500 лет и больше. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет. Дубовая ветвь всегда означала могущество, а венками из дубовых листьев награждали героев за воинские подвиги”.

Учитель: Посадим дерево в наш лес.

Прикрепить фотографию магнитами на доску.

Следующее задание читает ученица. “Как-то в Сибирь приехал поздней Осенью малосведущий в лесном деле ревизор, проверяющий.

Увидев голую тайгу, хвойный лес, он спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный, - последовал ответ.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

Что за хвойные деревья росли в этом лесу? (лиственница)

Учитель: Лиственницу посадим в наш лес.

Прикрепить фотографию магнитами на доску.

Следующее задание читает ученица. “Какое дерево является символом России?” (береза)

Учитель: На уроке русского языка мы писали сочинения миниатюры о березе. У многих из вас они получились интересными. Некоторые из них мы сейчас послушаем.

Дети читают свои сочинения.

Учитель: Посмотрите на деревья и скажите, зачем они нужны человеку?

Ответы детей. (Они дают древесину и очищают воздух)

Записать на маркерной доске:

  • Древесина.
  • Воздух.

Учитель: Что делает человек из древесины?

Какие еще предметы можно получить из древесины узнаем из учебника. Откроем учебник по закладке и обратимся к странице 60. Прочитаем материал.

4. Самостоятельная исследовательская работа.

Учитель: Каждое дерево интересно, своеобразно. У вас на столах лежат таблицы. Проведем маленькую исследовательскую работу. По контуру листочка при помощи лупы определите растение и дайте ему характеристику. Запишите в таблицу.

При затруднении обратитесь к учебнику на странице 44-45.

Кто закончит - просигнальте значками. (зеленый цвет)

Самостоятельная работа проходит под музыкальное оформление (классическая музыка для детей)

Контур листа Стебель Форма листа Края листа
       

Проверка выполненной работы.

Учитель: У кого в таблице такой лист (на доску вешается лист дуба)?

Какое это дерево? Дайте характеристику. Проверьте сигналами.

Далее повесить на доску лист березы и рябины. Дети также дают характеристику.

5. Динамическая пауза.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес? (один поворот вокруг себя)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся – покажем
Крылья сложили назад.

Под музыку. Определить по карточкам с названиями растений, которые поочередно показывает учитель, где деревья (на носочках подняться, руки вверх), где кустарники (полуприсед), где травы ( сесть на корточки).

6. Продолжаем решать проблему.

Учитель: Но из одних деревьев леса еще не будет. Нужен следующий ярус. Какой? (кустарники)

О кустарниках нам дети приготовили сообщения.

Можжевельник.

Хвойных кустарников очень мало. В наших лесах растет всего один можжевельник. Хвоинки его не похожи на хвою ели или сосны. Они плоские , колючие, сизо-зеленые. Сидят на веточках по три вместе. Осенью хорошо видны синеватые горошины.

Орешник.

Орешник обычно растет рядом с дубом. Это высокий кустарник. У него много гибких тонких стеблей. А плоды – очень полезные орехи.

Малина.

Одно из самых любимых лакомств не только животных. Но и людей – это ягоды малины, которые не только вкусны, но и полезны при простудных заболеваниях. Недаром такие ласковые слова в загадке: “Красненька Матрешка, беленько сердечко”.

Учитель: Какую еще пользу приносит лес человеку?

Ответы детей. (В лесу много лекарственных растений)

Учитель: Как называют того. кто лечит?

Ответы детей. (Лекарь, врач, доктор)

Учитель: Можно ли лес назвать лекарем?

Ответы детей.

Написать на маркерной доске:

  • Лекарь.

7. Продолжаем решать проблему.

Учитель: Но только деревьев и кустарников еще мало для леса. Нужен еще один ярус. Какой? (травы)

Перечислите, какие травы вы знаете.

Ответы детей.

Учитель: Травы и кустарники – это целая лесная кладовая.

Рассмотреть фотографии цветов и ягод на доске.

Дети рассказывают о травах (фиалка трехцветная, ландыш)

Ландыш (С.Я. Маршак)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Учитель: Какой получился у нас лес? Хотелось бы вам побывать в лесу?

Какую пользу еще приносит лес? (Красота всегда благотворно действует на человека)

Написать на маркерной доске:

  • Красота.

8. Решение проблемы. Подведение итогов.

Учитель: Покажем Совенку, как мы справились с поставленной задачей:

“Зачем человеку нужен лес?”

Работа в группах.

Учитель: Разбейтесь на четыре группы. Каждая группа получает карточки со словами, из которых вы должны составить предложения.

Группа которая выполнит задание, просигналит значками.

Получаются следующие предложения.

1. Лес очищает воздух.

2. Лес дает человеку древесину.

3. В лесу много лекарственных растений.

4. Лес – это красивое место для отдыха.

9. Домашнее задание.

Учитель: Лес – это кладезь витаминов. Мы с вами к следующему уроку попробуем составить лесную кладовую из рисунков. У вас на столах рисунки самых разных растений, многие из которых на уроке сегодня не назывались. Например, у меня бересклет бородавчатый. Его плоды очень полезны. А у вас?

Прочитайте названия растений, которые не назывались. Названия подчеркнуты зеленым цветом. Эти растения надо раскрасить. Если затрудняетесь в выборе цвета, то прочитайте короткие сообщения, которые вам в этом помогут.

Найти пословицы и поговорки о лесе.