Проект по теме «Музеи как одно из средств развития творческих и познавательных способностей учащихся»

Разделы: Русский язык


1 этап реализации проекта:

Включение в учебный план уроков-встреч с миром прекрасного на базе постоянно действующего лектория Тверской областной картинной галереи. (Тверская областная картинная галерея – крупнейший художественный центр России, который осуществляет образовательную деятельность по многоуровневой музейно-педагогической программе “Здравствуй, музей!)

2 этап реализации проекта:

Создание коллекции электронных материалов к урокам развития речи для 6 кл.

 3 этап реализации проекта:

Апробация созданного электронного предложения на уроках по развитию речи в 6кл. Преподавание уроков с использованием ИКТ, выполнение работ по развитию речи.

Работу с проектом можно использовать как форму урочной, так и внеурочной деятельности. Главное в проектной работе — формирование таких умений как работа в команде, сбор интересующий информации. Эта технология связывает обучение и воспитание воедино.

Актуальность проблемы

Проектно-исследовательская деятельность присутствовала в процессе обучения в начальной школе. Начиная работу над проектом в 6-ом классе, учитель сам должен быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как это любит учитель, работники музеев г. Твери.

Напоминая учащимся о посещении картинной галереи г. Твери в начальных классах, учитель вводит проблемную ситуацию, доступную для них понимания, заинтересовывает тематикой проекта, поддерживает любознательность, знакомит с темой и целью проекта, примерным планам.

Во внимание брались все предложения учащихся. Все это объединяется одним словом — проект, уточняем, что направленность его будет творческая.

Цель, к которой будем стремиться, - претворять задуманное в жизнь. Мы становимся творцами.

Таким образом, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.

А результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

Как участник проекта и как учитель, работники галереи (экскурсоводы), старались все делать так, чтобы учащиеся, получив определенную информацию, умение читать картину, прочувствовать увиденное, смогли сами ярко и эмоционально передать увиденное в творческих работах.

Чтобы ничего не забыть, записывали мысли, задания, учащиеся завели записные книжечки, в них собирали материал.

Возникла необходимость в составлении плана работы, который назвали “Путешествие по выставочным залам”, наметили поэтапное решение проблемы, определили сроки, действия.

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Месяц Сроки Содержание проекта.
Октябрь 1 нед

2 нед

3 нед

4 нед

Определение темы проекта.

Первичное формирование проектных групп.

Посещение выставки ТОКГ “Уроки дворцового этикета”

Отчет о проделанной работе. Сбор материала (образцы сочинений, копии) в электронном виде. Связь с работниками галереи.

Декабрь 1 нед

2 нед

3 нед

4 нед

Посещение ТОКГ с целью проектной деятельности. Выставка “От Волги до Берлина”

Сбор информации, составление материала в помощь учащимся.

Конкурс на лучшее сочинение.

Подведение итога, планирование последующей деятельности.

Январь/
Февраль
1 нед

2 нед.

3 нед

Пополнение материала к проекту. Посещение выставки ТОКГ. Урок-экскурсия “Море, озёра, река”

Группировка материала, составление описания.

Коллективное обсуждение работы и её оценка.

Март/
Апрель
1 нед

2 нед

3 нед

4 нед

Планирование последующей деятельности.

Работа в ТОКГ. Урок-экскурсия “Сладкая жизнь”

Оформление презентация с использованием материала ТОКГ “Прогулки по Русскому музею”

Презентация проекта.

2013–2014 учебный год.

Сентябрь Урок-экскурсия в ТОКГ. “Россия — упорство земных отрада” 400-летию Дома Романовых посвящается.

Этот проект ребята захотели продолжить в 2013-2014 учебном году.

После составления маршрутного листа учащиеся 7 класса определили принцип последовательности и системности работы над проектами.

У каждого ученика появилась своя рабочая папка с файлами, куда собирался материал и полученные результаты

 Приложение

(Работы учащихся)

Сочинение-воспоминания о войне

Во время Великой Отечественной войны мой прадедушка был мальчишкой 11-12 лет, поэтому он не воевал. Жил прадедушка подо Ржевом, в деревни Макарово. Тогда в это время шли ожесточённые бои. Когда немцы вошли в деревню, её жители старались прятать своих детей, особенно мальчиков, так как их могли забрать в плен.

Мама прадедушки спрятала его в погреб. И всё время пока немцы были в деревне, он сидел там. Она тайком носила ему еду, и было очень страшно, потому что в любой момент его могли обнаружить. Один раз был такой момент: его чуть не заметили. Немец полез в погреб за банкой огурцов и чудом не заметил прадедушку. Он успел спрятаться за какой-то закуток и накрылся мешковиной. Когда немцев разгромили, в деревне было много разрушенных и сожжённых домов и сараев. Прадедушка помогал восстанавливать дома, по хозяйству, пас коров, учился плотницкому делу.

Я горжусь своим прадедушкой и всем нашим народом за мужество и героизм, и за то, что он победил в этой войне.

Ученик 6 класса МОУ СОШ № 41,
Некрасова Н.

“Встреча с прекрасным”

И вновь я в картинной галерее, в знакомом зале, но с другими экспонатами. На этот раз выставка называется: “Сладкая жизнь”. Снова встреча с уже знакомым экскурсоводом. От него мы узнаем, что такое “Сладкая жизнь”.

Сладкая жизнь — это хорошая жизнь. Ну и, конечно, настоящие сладости: пряники, шоколад, сахар.

Мы узнали, как раньше делали эти лакомства, увидели печатные

доски для пряников. Нам рассказали, как до революции называлась фабрика сладостей. Она называлась “Эйнемъ”, после революции же ее переименовали в знаменитый “Красный Октябрь”. На выставке были блинницы, конфетницы, блюда под печения из Конаковского музея фарфора. Так же там были представлены виды сахара, собранные с разных концов света. А еще фантики от конфет и шоколада, из которых даже были сделаны две: “Кот” и “Птица Сирин”. Была представлена коллекция салфеток из разных стран. На одной из салфеток даже был изображен план города Гамбурга.

В галерее можно увидеть картины художников: О. Деллы — Ос — Кардовской, В. Голынского, В. Маковского, Б. Кустовского, Б. Земенкова, И. Ефимова, Ю. Кургана, Н. Богданова — Бельского. Больше всего на меня произвела впечатление картина Владимира Маковского “Пасхальный стол”, захотелось описать именно ее.

Все пространство картины занимает большой стол. Он стоит в роскошно обставленной комнате с резными стульями и мягкой мебелью. Скорее всего, в доме живут богатые купцы. На столе очень много различных пасхальных угощений: крашеные яйца, куличи, фрукты, вино и даже целый зажаренный поросенок. В вазах стоит много ярких и красивых цветов. За окном светло, летний солнечный день.

Рисуя эту картину, Маковский использовал яркие краски: красные, желтые, оранжевые, голубые и белые. Используя эти цвета, художник показал, как богато празднуют в России Пасху.

Ученик 6 класса МОУ СОШ № 41,
Бондаренко Александр

Экскурсия в картинную галерею

И вновь я в картинной галерее на выставке “Россия-царств земных отрада!”. Произведение искусства императорского периода из собрания Тверской картинной галереи к 400-летию.

У меня осталось очень хорошее впечатления о выставке! Мы увидели и познакомились со многими картинами и портретами. Боровиковский Владимир (1757-1825), портрет Александра Васильева Поликарпова ( 1723-1811); полотно Екатерины Павловны. Но больше всего мне понравился портрет Екатерины II, художника Антрапова Алексея Петровича (1716-1795).

Екатерина II не любила позировать, и мало кому из художников удавалось её нарисовать. Чтобы нарисовать картину красиво и качественно, художникам приходилась рисовать куклу, копию Екатерины II. Мне кажется, что портрет императрицы у художника получился немного неестественно, слишком вытянута верхняя часть туловища, особенно плечи. Наверное, так А. Антропов хотел отобразить величие императрицы.

На заднем плане картины мы видим красивые позолоченные колонны, а на переднем - сидит сама Екатерина II. Она в красивом, элегантном платье, лицо её припудрено, щёки в красных румянах, волосы по моде в белой пудре, на голове её одета малая корона, а в руке Екатерина II держит скипетр, рядом лежит её большая алмазная корона. Сидит Екатерина II на троне, прикрываемый мантией с эмблемами города Твери.

Мне эта выставка очень понравилась! Я с большим удовольствием хочу посетить ещё раз картинную галерею!

Ученик 6 класса МОУ СОШ № 41,
Туренко Василий

Сочинение по картине Боровиковского. В.Л.

И вот я вновь в Тверской Областной картинной галерее, где знакомлюсь с произведениями искусства, посвящённых императорскому периоду, к 400-летию Дома Романовых из собрания Тверской картинной галереи.

Выставка называется “ Россия-царств земных отрада”. Знакомый нам экскурсовод рассказывала о многом, показывала большое количество разных портретов и картин, излагала их историю, подвиги, любовь к Отечеству. Когда мы зашли в один из залов, мне тут же приглянулся портрет Поликарпова. Хотя он был неприметным, но обратил на себя внимание. И мне захотелось описать его. Экскурсовод нам рассказала, что на этом портрете изображен губернатор г. Твери, Поликарпов Александр Васильевич. Родился он 15 августа 1763 года. А написал этот портрет Боровиковский Владимир Лукич. Я догадалась, что А.Поликарпов был губернатором Твери. Боровиковский изысканно изобразил Поликарпова грозным, мужественным, уверенным в себе. На кителе у него прикреплена георгиевская ленточка, которая говорит о его военной заслуге, о том, как он отличился на войне. Ещё меня удивила его причёска, оказывается, это был напудренный парик, как принято в те времена. У губернатора на кителе меня заинтересовал орден Святого Владимира.

Мне очень понравился портрет Поликарпова. В нём есть что-то такое, чего нет в других портретах Боровиковского.

Ученица 6 класса МОУ СОШ № 41,
Маяченкова Кристина

Экскурсия в Тверскую картинную галерею

И вновь я в картинной галерее на выставке “Россия-царств земных отрада”. Здесь представлены произведения искусства императорского периода из собрания Тверской областной картинной галереи к 400-летию Дома Романовых.

Выставка впечатлила богатой коллекцией живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. На меня произвел очень большое впечатление портрет Александра Васильевича Поликарпова, работы художника Владимира Боровиковского.

Владимир Боровиковский - русский художник украинского происхождения, мастер портрета. Родился в семье казака. Расцвет его искусства приходится на рубеж 18-19 столетий.

В 1976 году Владимир Боровиковский выполнил портрет тверского губернатора Александра Васильевича Поликарпова. Холст написан маслом. У А.В. Поликарпова серьёзное выражение лица: аристократические черты, высокий лоб, прямой нос, на голове белый парик. Оно развёрнуто. Художник изобразил губернатора в парадном мундире зелёного цвета.Дубовые листочки красного цвета на воротнике, расшитые красно-золотыми узорами, подсказывают нам, что он в чине генерала. Мундир расшит золотым узором. На шейной ленте висит малый крест ордена Святого Георгия 3-й степени, а так же большой крест ордена Святого Владимира. На левой стороне груди звезда ордена Святого Владимира 2-й степени.

Большую часть фона картины занимает небо, внизу видна зелёная долина, за которой возвышается одинокая гора.

Мне кажется, портрет получился живой, отражающий своё время.

 Смирнов Владимир, 7 класс
МОУ СОШ №41 г Тверь