Оборудование.
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Пословицы и поговорки. Азбука мудрости”.
- Аудиозапись народной музыки. Наигрыши на гуслях, балалайке.
- Фонограмма (минусовка) русских народных частушек.
- Детские рисунки, иллюстрирующие пословицы.
- Русские народные костюмы для выступающих.
- Маски кота, две маски (шапочки) петушков для сценки.
Цели мероприятия.
- Познакомить учащихся с понятиями пословица и поговорка, учить понимать смысл пословицы, показать сходство и различие между пословицами и поговорками.
- Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок.
- Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками.
- Развивать интерес к русской речи.
- Воспитывать у младших школьников интереса к фольклору, к народным традициям.
Формы и методы реализации. Литературно-музыкальная композиция. Праздник проводится в актовом зале в форме концерта силами учащихся 2-го класса. Выступающие одеты в народные костюмы, звучит русская народная музыка, частушки. Отдельные части концерта посвящены тематическим подборкам пословиц о дружбе, трудолюбии, жадности, грубости. Мероприятие сопровождалось показом презентации с музыкальным сопровождением. Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках литературного чтения. Предназначено для школьников 1-4 классов.
Ход мероприятия
(Слайд 2) Звучит фонограмма русской народной музыки
1-й ведущий (в русском народном костюме). Приветствие. Сообщение темы.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки? (Ответы детей)
- Как вы думаете, а что это такое пословица? (Ответы детей)
(Слайды 3, 4)
Сценка
(Две ученицы в русских сарафанах, два мальчика в косоворотках)
Встреча двух девочек (хозяйки). Одна к другой пришла в гости:
Федосья. Стучит в дверь
Настюша. Батюшки, никак кума Федосья? (Радостно восклицает, всплескивает руками)
Федосья. Не мало ли вас, не надо ли нас? (весело отвечает, обнимается с хозяйкой) Здорово, Настюша!
Настюша. Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте. (Хозяйка отзывается, сияет улыбкой)
Настюша. Ну-ка кого это ты с собой привела?
Федосья.. Приготовили мы вам забавушку на всякий вкус: кому сказку, кому конкурс кому песенку.
Все. Да всё о пословицах!
(Слайд 5) О пословице и поговорке. “Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”.
1-й ученик задорно: “Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка”
1-й ведущий. Поговорка ярко и образно характеризует вещи и людей, она украшает речь. Мы можем сразу понять, как относится говорящий к происходящему.
2-й ведущий. Поговорки: как снег на голову (для изображения внезапности).
1-й ведущий. Как две капли воды (о сходстве).
2-й ведущий. Ни рыба, ни мясо или ни то, ни сё (о бесхарактерности)
Сценические картины.
Один ученик читает пословицу, второй изображает позой и мимикой состояние человека
2-й ученик. О разозлившемся человеке:
1-й ученик. Надулся как индюк.
2-й ученик. Смотрит как волк на телёнка.
1-й ученик. Об том, кто обиделся:
2-й ученик. Надулся как мышь на крупу.
1-й ученик. О богато и счастливо живущем:
2-й ученик. Как сыр в масле катается.
3-й ученик. О хорошо и приятно говорящем:
4-й ученик. Говорит – что рублём дарит.
3-й ученик. О любителе чужого труда:
4-й ученик. Легко чужими руками жар загребать.
1-й ведущий. В поговорке часто нет поучения, а пословица более законченное высказывание. Пословица чему-то учит.
5-й ученик. Есть поговорка: И вашим и нашим.
6-й ученик. А есть и пословица: И вашим и нашим за копейку спляшем.
5-й ученик. Есть поговорка: Чудеса в решете.
6-й ученик. А есть и пословица: Чудеса в решете дыр много, а вылезти некуда.
5-й ученик. Есть поговорка: В ступе воду толочь.
6-й ученик. А есть и пословица: В ступе воду толочь – вода и будет.
5-й ученик. Пословица – это народная мудрость, это правила жизни.
6-й ученик. Существуют пословицы на все случаи жизни.
5-й ученик. Обо всём можно сказать словами пословиц и поговорками. Они украшают нашу речь, делают её более меткой, остроумной, интересной.
(Слайд 6) О пословице. “Пословица всем делам помощница”.
2-й ведущий. Пословица – очень меткое выражение, то есть к месту сказанная она производит впечатление на слушателей и учит нас как надо жить.
1-й ведущий. Народ очень точно охарактеризовал пословицу.
2-й ведущий. Пословица – это очень краткое высказывание (Есть притча короче носа птичьего)
1-й ведущий. Пословица – это особое по своему складу выражение (Не всякая речь – пословица)
Один ученик характеризует пословицу, другой ученик читает пословицу
7-й ученик. Пословица украшает речь.
8-й ученик. (Красна речь пословицей)
7-й ученик. Пословица – очень меткое выражение, то есть к месту сказанная производит впечатление. Она поучает, как надо жить и что надо или не надо делать
8-й ученик. Пословица не мимо молвится. Добрая пословица ко времени молвится.
9-й ученик. Пословица - всем делам помощница.
7-й ученик. Пословица – это народная мудрость.
9-й ученик. Глупая речь – не пословица.
7-й ученик. В пословице выражается общее, общенародное мнение от которого никому не скрыться и с которым не поспоришь
9-й ученик. От пословицы не уйдёшь.
8-й ученик. Пословицу не обойти, не объехать.
7-й ученик. Нет пословицы без правды.
1-й ученик. Даже если пословица говорила о неприятном, высмеивала какие-то людские недостатки, не следовало на неё обижаться
2-й ученик. На пословицу ни суда, ни расправы нет. На пословицу не обижаются.
1-й ученик. Пословица груба, да в ней правда люба.
(Слайды 7 и 8) Конкурс для 4-х классов.
2-й ведущий. Попробуйте закончить пословицу. (Слайд 7)
3-й ведущий. Пользуйтесь нашими подсказками, не спешите.
- Пословица да присказка речь _______
- Без углов дом не строится, без пословицы речь _________.
- Добрая пословица всем делам _________
- Необдуманное слово в беду заведёт, а обдуманное из беды _______.
Слова для справок: помощница, выведет, красят, не молвится.
Проверка общая (Слайд 8)
- Пословица да присказка речь красят.
- Без углов дом не строиться, без пословицы речь не молвится.
- Добрая пословица всем делам помощница.
- Необдуманное слово в беду заведёт, а обдуманное из беды выведет.
(Слайд 9) Этикет в пословицах. “Доброе слово и кошке приятно”.
1-й ведущий: В пословице выражается общее мнение, с которым не поспоришь. Пословицы учат нас как себя вести с другими людьми. А правила поведения называются этикетом.
3-й ученик. Пословицы учат нас как себя вести. Что хорошо, а что плохо.
4-й ученик. Где слова привета, там улыбка для ответа.
5-й ученик.
- Не мудрён привет, а сердце покоряет.
- Важен не обед, а привет.
3-й ученик. По привету и собака бежит.
4-й ученик. Добрый привет и кошке люб.
5-й ученик. Спасибо – великое дело.
3-й ученик.
- От учтивых слов язык не отсохнет.
- От доброго слова язык не усохнет.
4-й ученик..Ласковое слово – что весенний день.
5-й ученик. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
3-й ученик. Худо жить без ласкового слова.
4-й ученик. Кроткое слово и гнев побеждает.
5-й ученик. Доброе молчание лучше худого ворчания.
(Слайд 10) Этикет в пословицах. “Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам”.
Речь грубая, бранная, “худая”.
6-й ученик. Криком ворон пугают, а не дела решают.
7-й ученик. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
6-й ученик. Криком земля не пашется.
7-й ученик. Браниться бранись, а на мир слова береги.
6-й ученик. Худой мир лучше доброй ссоры.
7-й ученик. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
6-й ученик. Языком болтай, а рукам воли не давай.
7-й ученик.
- Гнилое слово от гнилого сердца.
- Бранью правым не быть
(Слайды 11, 12) Конкурс для 3-х классов.
2-й ведущий. Попробуйте закончить пословицу. (Слайд 11)
3-й ведущий. Пользуйтесь нашими подсказками, не спешите.
- Осла узнаешь по ушам, а дурака – по _____
- От одного слова да навек _____.
- Недоброе слово, что огонь _____.
- Дурное слово, что грязная ______.
Слова для справок: вода, ссора, жжёт, словам.
Проверка общая (Слайд 12)
- Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам!
- От одного слова да навек ссора.
- Недоброе слово, что огонь жжёт.
- Дурное слово, что грязная вода.
(Слайд 13) О дружбе и помощи. “Друг познаётся в беде”. “Назвался другом – помогай в беде”.
(Слайд 14) Стихотворение-инсценировка Шорыгиной Т.А. “Два дружка”.
3 ученика показывают сценку (петушки: 1-й и 2-й ученики, кот Федот 3-й ученик). Ещё 3 ученика декламируют стихотворение.
8-й ученик.
Жили-были два дружка,
Неразлучных петушка.
Вместе по двору гуляли,
Вместе зёрнышки клевали.
9-й ученик.
Забрели раз в огород,
Где дремал в кустах Федот.
Кот Федот большой, усатый,
Толстый, серый, полосатый.
Он не каменщик, не плотник,
Он за птицами охотник!
Цапнул лапой петушка,
Золотого гребешка.
Заурчал…
10-й ученик.
Но в этот миг
Вдруг раздался громкий крик.
Это петушок другой
Ринулся с Федотом в бой.
И с размаху, не жалея,
Больно клюнул котофея.
Отпустил тот петушка:
Убежали два дружка.
(Слайды 15, 16) Конкурс для 2-х классов.
2-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 15)
- Друзья познаются _______________ .
- Дерево держится корнями, ___________ .
- Где дружбой дорожат, ______________.
- Кто скоро помог, ______________ .
Слова для справок: там враги дрожат, тот дважды помог, в беде, а человек – друзьями.
Проверка общая (Слайд 16)
- Друзья познаются в беде.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
(Слайды 17, 18) Конкурс для 3-х классов.
1-й ведущий Найдите начало и конец пословицы. (Слайд
17)
Слова для справок : там враги дрожат, тот дважды помог, – береги, дороже богатства, новых двух, платят, друга нет.
Проверка общая (Слайд 18)
- Не мил свет, когда друга нет.
- Старый друг лучше новых двух.
- За добром добро платят.
- Доброе братство дороже богатства.
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
(Слайд 19) О жадности. “Жадный сам себе покоя не даёт”.
11-й ученик.
Хоме-Хомке нет покоя!
Ночью и не спится.
Всё мерещится плохое:
Кажется, синица
У него зерно склевала,
И в амбаре зёрен мало,
Может, их стащила мышь.
Когда темнота и тишь,
Жадному Хому не спится,
А уснёт – воришка снится!
(Слайды 20, 21) Конкурс для 2-х классов.
2-й ведущий. Объясните смысл пословицы. (Слайд
20)
Слова для справок: не даёт, не выпросишь, не оскуднеешь, никому
Проверка общая (Слайд 21)
(Слайд 22)
1-й ведущий. Какие пословицы подходят к рисункам? (Жадный сам себе покоя не даёт. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.)
(Слайд 23) О трудолюбие, терпении и учёбе.
“Есть терпение – будет и умение”. “Терпение и труд всё перетрут”.
3-й ученик. “Стану чемпионом”. Стихотворение Шорыгиной Т.А.
В серебристых огоньках
Снег над стадионом.
Я катаюсь на коньках –
Стану чемпионом!
Нет, непросто научиться
На одном коньке крутиться –
Непослушный скользкий лёд
Разбежаться не даёт.
Я катаюсь, я стараюсь,
Я под музыку лечу.
Я уменья набираюсь –
Чемпионом стать хочу!
Верю, что терпенье, труд
Трудности все перетрут!
(Слайд 24) Выступление гимнастический этюд ученицы. Звучит фонограмма музыки.
(Слайды 25, 26) Конкурс для 2 класса.
3-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд 25 )
- Любишь кататься, люби и саночки ____.
- Есть терпение будет и ______.
- Век живи – век _______.
- Корень ученья горек, да плод _______.
- Слова для справок: учись, умение, сладок, возить.
Проверка общая (Слайд 26)
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Есть терпение будет и умение.
- Век живи – век учись.
- Корень ученья горек, да плод сладок.
(Слайды 27, 28 ) Конкурс для 4 класса
1-й ведущий. Найдите начало и конец пословицы. (Слайд
27 )
Проверка общая (Слайд 28)
Объясните смысл пословицы
- С детства не научишься – всю жизнь промучаешься.
- Учиться всегда пригодиться.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Кто любит труд, того люди чтут.
(Слайд 29 ) 2-й ведущий Какие пословицы подходят к рисункам? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Было бы терпение, будет и умение..)
(Слайд 30, 31, 32) Частушки. Звучит фонограмма частушек.
1-й ученик
Говорят пословица
Всем делам помощница:
Помогает дружно жить,
Добрым быть, друзей ценить.
2-й ученик
Говорят, что без друзей
Хуже, чем без ста рублей.
Всем известно, старый друг
Лучше даже новых двух.
3-й ученик
Где приветливое слово
Встретят нас с улыбкой снова.
Ну а где дурное слово,
Ждёт нас драка или ссора.
4-й ученик
Говорят дурное слово
Будто грязная вода.
И чтобы не вышла ссора,
Будем вежливы всегда.
5-й ученик
Всем известно без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
Верим, что терпенье, труд
Трудности все перетрут.
6-й ученик
Знаем мы учиться трудно,
Но куда нам без труда.
Всё чему научат в школе
Мы запомним навсегда.
7-й ученик
Мы частушки вам пропели
Чтоб вы нам поверили –
Вы пословицы любите,
Учат нас всему они.
КОНЕЦ
Список литературы
.- Игры, приметы, пословицы и загадки/ Собрал и обработал Г.М. Науменко; Ил.Н.Беланова он . – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003. – 219. – (Хрестоматия школьника).
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа/ Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2009. - 96
- Пословицы. Поговорки. Загадки . /Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М, 1986
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост.,авт. Вступ. С., коммент. и слов Ю.Г.Круглов.– М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
- Русские пословицы и поговорки/ Сост. А.И.Соболев - М.,1983
- Снегирёв И.М. “Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах” /составление “Словаря”, подготовка текста, предисловие, комментарии Е.А. Грушко, Ю.М.Медведев./ - Н.Новгород: “Три богатыря”, “Братья славяне”, 1996.
- Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступительная статья, составление и примечания В.П. Аникина. – М.: Детская литература, 1984. – 79 с.
- Шорыгина Т.А. Пословицы и поговорки. – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
- Фотографии из личного архива учителя Грибковой О.Ю.
- Иллюстрации к пословицам выполнены учащимися Грибковой О.Ю.
- “Русская изба” - http://allday2.com/index.php?subaction=allnews&user=bagira0110
- “Осел” - http://www.duiops.net/seresvivos/galeria/burrosmulas/Say%20Ahhh.jpg
- “Цветочки и ягодки” - http://img1.placard.kiev.ua/images/photoprint/Food/big/Food-048.jpg
- “Петушки”- http://mmoum.ucoz.ru/_bl/2/87177034.jpg
- “Кот в шоке” - http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=105231
- “Помощница” - http://s020.radikal.ru/i717/1303/c6/8e1faa330c10.jpg
- Заставка “Частушки” - http://tricameralfb.ucoz.org/blog/pokhozhie_temy_23_fevralja_chastushki_smeshnye_i_anekdoty_prikoly_chastushki/2013-04-26-2#
- Иллюстрация пословицы “Доброе слово и кошке приятно” - http://www.proshkolu.ru/user/trikoz3/file/1364238/