Открытый урок химии "Образование химической связи между атомами химических элементов"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока: Рассмотреть изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов – образование ионов.

Задачи урока:

  • Образовательные: способствовать формированию представления обучающихся о принципах отдачи или принятии электронов, об образовании ионной химической связи.
  • Развивающие: продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе; проверить, как развиты умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать.
  • Воспитательные: воспитывать внимание, взаимоуважение между обучающимися.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: модели молекул, компьютер, мультимедиа

Ход урока

I. Организационный момент

Опрос по изученному материалу:

  1. Дать определение: протон, нейтрон, электрон, электронное облако.
  2. Назвать формы электронных облаков (слайд 2)
  3. Какое максимальное количество электронов размещается на данных орбиталях? (слайд 3)
  4. Составить электронное строение атомов следующих химических элементов: Na и S (самостоятельная работа учеников в тетради)

Учитель: Проверяем составление электронного строения атомов химических элементов (слайд 4)

II. Изучение нового материала

Вопрос: Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у калия и серы? (1 и 6)

Учитель: Каждый атом химического элемента Периодической системы Д. И. Менделеева стремиться к тому, чтобы на внешнем энергетическом уровне вращалось 8 электронов – это своеобразный идеал прочности энергетического уровня. Такого состояния достигают только атомы элементов 8 группы (демонстрация ПСХЭ).

Добивать такого положения электронов атомы могут двумя путями: отдавая электроны с внешнего уровня или принимая необходимое количество электронов до восьми.

Учитывая то, что электрон имеет определенный запас энергии, атому натрия легче отдать один электрон или принять недостающее количество – 7? (заслушиваются ответы учащихся). А атому серы? (заслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Конечно, атому натрия легче отдать один электрон с внешнего энергетического уровня, тогда у него предпоследний будет считаться завершенным, а атом серы будет принимать 2 электрона (слайд 5). А откуда сера возьмет еще один электрон, конечно, нужен второй атом натрия. В результате образуются частицы с положительным “+” и отрицательным “-” зарядом, которые, согласно закону притяжения противоположных зарядов, тут же начинают соединяться, т.е. между ними возникает химическая связь.

У каждого атома натрия в химической связи участвует один электрон, поэтому заряд частицы “+”, у серы – два, соответственно заряд частицы “-2”

Итак, для образования химической связи потребуется два атома натрия и один атом серы (слайд 6)

Задание учащимся: Составьте схему образования химической связи между атомом натрия и серы.

Учитель: Проверьте с тем, что показано на экране (слайд 6).

Чтобы выразить состав ионных соединений, используют формульные единицы – аналоги молекулярных формул, для этого находят наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов, оно равно 2 (2*1) и делят его на количество зарядов каждого иона.

Задание учащимся: Используя текст § 9, выпишите определение ионов и ионной химической связи (слайд 7)

III. Закрепление изученного материала.

Задание учащимся (слайд 8): Рассмотрите схемы образования ионной связи между атомами химических элементов:

  • К и О
  • Al и Cl
  • Ca и F

Домашнее задание: Параграф 9, Упр. 2, 4 (слайд 9)

Литература: Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.

Ресурсы: alhimikov.netdopmat/stroenie_atoma.html