Цели урока: Рассмотреть изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов – образование ионов.
Задачи урока:
- Образовательные: способствовать формированию представления обучающихся о принципах отдачи или принятии электронов, об образовании ионной химической связи.
- Развивающие: продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе; проверить, как развиты умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать.
- Воспитательные: воспитывать внимание, взаимоуважение между обучающимися.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: модели молекул, компьютер, мультимедиа
Ход урока
I. Организационный момент
Опрос по изученному материалу:
- Дать определение: протон, нейтрон, электрон, электронное облако.
- Назвать формы электронных облаков (слайд 2)
- Какое максимальное количество электронов размещается на данных орбиталях? (слайд 3)
- Составить электронное строение атомов следующих химических элементов: Na и S (самостоятельная работа учеников в тетради)
Учитель: Проверяем составление электронного строения атомов химических элементов (слайд 4)
II. Изучение нового материала
Вопрос: Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у калия и серы? (1 и 6)
Учитель: Каждый атом химического элемента Периодической системы Д. И. Менделеева стремиться к тому, чтобы на внешнем энергетическом уровне вращалось 8 электронов – это своеобразный идеал прочности энергетического уровня. Такого состояния достигают только атомы элементов 8 группы (демонстрация ПСХЭ).
Добивать такого положения электронов атомы могут двумя путями: отдавая электроны с внешнего уровня или принимая необходимое количество электронов до восьми.
Учитывая то, что электрон имеет определенный запас энергии, атому натрия легче отдать один электрон или принять недостающее количество – 7? (заслушиваются ответы учащихся). А атому серы? (заслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Конечно, атому натрия легче отдать один электрон с внешнего энергетического уровня, тогда у него предпоследний будет считаться завершенным, а атом серы будет принимать 2 электрона (слайд 5). А откуда сера возьмет еще один электрон, конечно, нужен второй атом натрия. В результате образуются частицы с положительным “+” и отрицательным “-” зарядом, которые, согласно закону притяжения противоположных зарядов, тут же начинают соединяться, т.е. между ними возникает химическая связь.
У каждого атома натрия в химической связи участвует один электрон, поэтому заряд частицы “+”, у серы – два, соответственно заряд частицы “-2”
Итак, для образования химической связи потребуется два атома натрия и один атом серы (слайд 6)
Задание учащимся: Составьте схему образования химической связи между атомом натрия и серы.
Учитель: Проверьте с тем, что показано на экране (слайд 6).
Чтобы выразить состав ионных соединений, используют формульные единицы – аналоги молекулярных формул, для этого находят наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов, оно равно 2 (2*1) и делят его на количество зарядов каждого иона.
Задание учащимся: Используя текст § 9, выпишите определение ионов и ионной химической связи (слайд 7)
III. Закрепление изученного материала.
Задание учащимся (слайд 8): Рассмотрите схемы образования ионной связи между атомами химических элементов:
- К и О
- Al и Cl
- Ca и F
Домашнее задание: Параграф 9, Упр. 2, 4 (слайд 9)
Литература: Габриелян О. С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.
Ресурсы: alhimikov.net›dopmat/stroenie_atoma.html