Активизация познавательной деятельности учащихся посредством решения задач военно-прикладного характера

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


На современном этапе модернизации школьного образования, с введением нового федерального образовательного стандарта второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, осуществляется переход школы к новой, гуманистической парадигме образования. Сегодня – это не просто вопрос переосмысления своего педагогического опыта каждым учителем, но и необходимость создавать новую образовательную среду соответствующую новому способу обучения. Возникает необходимость построения не только предметных или надпредметных знаний и умений, но и ценностных норм поведения и деятельности, которые в концентрированном, сжатом виде содержат в себе культурные достижения человечества.

Известно, что формирование любых личностных новообразований ? умений, способностей, личностных качеств, ? возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Решение задач имеющих практическое военное значение, или оперирование в задачах с военными терминами и понятиями и разъяснение их дают возможность реализации прикладной направленности обучения, и являются одним из путей активизации познавательной деятельности учащихся, осмысления и обобщения ими собственного деятельностного опыта. Применение задач военно-прикладного характера предлагаю рассмотреть на примере урока математики, проведенного мною в 8 классе по теме: “Решение задач с помощью квадратных уравнений”.

Эпиграфом данного урока является высказывание выдающегося русского полководца, не потерпевшего ни одного поражения в своей военной карьере, Александра Васильевича Суворова: “Математика – гимнастика ума”. Актуальность высказывания и сведения об одном из образованнейших людей своего времени обладавшего обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний, внесут положительный заряд интереса в процесс учения и настроят ребят на дальнейшую активную деятельность.

Актуализация опорных знаний.

Одним из методов эмоционального стимулирования является метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Игра также может иметь военную направленность, являться частью урока или занимать весь урок.

В представленном мною уроке, на этапе повторения и актуализации знаний ученики разгадывают название мобильного высокоточного оперативно-тактического ракетного комплекса в игре “Дешифровщик”. При этом используется самопроверка, в ходе которой ученики осуществляют сравнение ответов решенных заданий с представленными в презентации буквами из искомого названия.

Ответ игры сопровождается кратким продуманным пояснением, что очень важно, так как в этих пояснениях иной раз и заключается вся ценность материала, поэтому они должны быть особо продуманы и по возможности красочны.

Объяснение нового материала.

Следующим этапом урока является этап изложения нового материала.

Объяснение следует начать с решения конкретной задачи. На данном уроке это задача про разведчиков, которая сопровождается слайдом с фотографией разведчиков времён великой отечественной войны.

Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Ребята могут самостоятельно сформулировать проблему и исследовать возможности её решения. Они открывают новый факт: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять этому условию, то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи. Тут же возникает необходимость выделения этапов решения задачи алгебраическим методом.

Однако, в зависимости от особенностей и уровня подготовки класса, можно провести урок-лекцию, в котором иллюстрация презентации позволит акцентировать внимание учащихся на ключевых моментах излагаемой информации.

Закрепление изученного материала.

Принципиально новым элементом для учащихся является интерпретация полученного решения задачи, поэтому на нём следует еще раз заострить внимание, и попросить ребят привести примеры ситуаций, когда полученный корень может противоречить условию задачи. В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций:

1) Корень уравнения является отрицательным числом, но за неизвестное принята мера, которая может выражаться только положительным числом (например: длина, площадь, объём и т. п.).

2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (например: получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах).

3) Несоответствие полученных положительных размеров с реальными (например: скорость пешехода равна 100 км/ч и т. п.).

Подвести итог можно с помощью презентации, обеспечивая при этом наглядность и наилучшее усвоение текущей темы.

Контроль знаний.

Контроль и оценка знаний на данном уроке проводится с помощью взаимопроверки, в ходе которой ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и осуществляют сравнение решенных заданий с представленными в презентации образцами. Взаимная проверка помогает организовать  взаимодействие учащихся и всегда вызывает у них высокий интерес, что предполагает повышение мотивации обучения и активной деятельности учеников.

На своих уроках я часто ввожу военную составляющую только на одном этапе урока, причем тематика может быть довольно разная, поэтому иногда возникает чувство некоторой несистематичности изложения элементов военного дела в преподавании математики. С другой стороны, учителю математики и не стоит углубляться в узкоспециальные и непосильные ни учащимся, ни педагогу вопросы военного дела. Во всяком случае, при решении прикладных задач, у ребят вырабатывается целостное представление о взаимосвязи математики с различными науками и областями знаний, открывается возможность возбудить их живой интерес и извлечь максимальный эффект, как для математического развития, так и для воспитания в них здорового чувства национальной гордости.

Цели урока:

1. Формирование умения составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его, ввести понятие “математическая модель”, выделить этапы решения задач алгебраическим методом.

2. Формирование навыков самообразования, самоорганизации, работы в парах, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развитие логического мышления, алгоритмической культуры.

3. Воспитание самостоятельности учащихся, умения выслушивать других и умения общаться в группах, повышение интереса к предмету.

Оборудование: Мультимедийная установка, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Озвучить эпиграф. Сформулировать тему и с помощью ребят сформулировать цели урока (слайды 1,2).

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Ребята отгадывают слово в игре “Дешифровщик”, при этом вспоминают методы решения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения (слайды 3-5).

III. Ознакомление с новым материалом

Объяснение следует начать с решения конкретной задачи. Совместно с ребятами составить квадратное уравнение по условию задачи и решить его. Причем по желанию учителя можно дать возможность ребятам самостоятельно решить задачу, после чего проверить решение на следующем слайде (слайд 6-8).

Обратить внимание на новый для ребят факт: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять условию задачи. В то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи.

Этапы решения задачи алгебраическим методом (слайд 9):

1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.

2. Перевод естественной ситуации на математический язык.

3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели.

4. Интерпретация полученного решения.

IV. Закрепление изученного материала

Попросить ребят привести примеры ситуаций, когда полученный корень может противоречить условию задачи. В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций:

1) Корень уравнения является отрицательным числом, но за неизвестное принята мера, которая может выражаться только положительным числом (например: длина, площадь, объём и т. п.).

2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (например: получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах).

3) Несоответствие полученных положительных размеров с реальными (например: скорость пешехода равна 100 км/ч и т. п.).

При решении задач учащиеся могут в процессе интерпретации полученных решений соотносить ситуации с тремя выделенными.

V. Контроль знаний учащихся

Самостоятельная работа с проверкой по образцу (слайд 10-11).

VI. Итог урока

Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Делается вывод о этапах решения задач алгебраическим методом, о интерпретации полученного решения (слайд 12).

VII. Домашнее задание (слайд13-14)

  • № 569,
  • № 572,
  • № 578 (б)

Дополнительно (для желающих): № 570.

Презентация.

Использованы материалы.

  1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова. Алгебра. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  2. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
  3. И.И.Гостев: Математика и оборона страны.1930г
  4. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева: Переход к новому стандарту образования: Проблемы и решения на основе дидактической системы деятельностного метода “Школа 2000...”.
  5. http://fototelegraf.ru/
  6. http://www.arms-expo.ru/049055056057124057056052.html
  7. http://ru.wikipedia.org/