Цель: Продолжить знакомство с классами неорганических соединений.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований;
- продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов;
- продолжить формирование знаний о степени окисления элементов, химической связи в веществах;
- дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
- формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
- формировать бережное отношение к своему здоровью.
Задача образовательная:рассмотрим классификацию, состав и номенклатуру оснований.
Задача развивающая: вы должны быть сосредоточенны, наблюдательны; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами.
Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока: изложение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде “известковой воды”), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла “Лесная поляна” (туалетное), “Palmolive” (глицериновое), “Dove” (на основе крема), таблицы “Растворимость кислот, оснований и солей в воде”, “Индикаторы”, дидактические карточки.
Реактивы и оборудование:
- кристаллические щелочи и их растворы (КОН,NaOH),
- все разновидности Са(ОН)2 – "известковая вода", "известковое молоко", твердый),
- соль железа, соль меди,
- индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин,
- мыло туалетное, хозяйственное, туалетное на основе крема,
- химическая посуда.
ХОД УРОКА
Вопрос:1.С какими классами неорганических соединений мы познакомились?
- оксиды (на доске схемы:С —> СО2Са —> СО), работает ученик.
2. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов (привести примеры); (СЛАЙД)
3. Почему оксиды металлов мы называем основными?
MeO +H2O ---- Me(OH)x
Попробуем узнать среди различных веществ основания: (СЛАЙД)
У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют "фамилию", "имя", "отчество".
H2O2 | CuO | H2O | MgCl2 | KOH | Ca(OH)2 |
NaOH | Cu(OH)2 | Mg(OH)2 | CuOH | Ba(OH)2 | Na2O |
Ca(OH)2 | HNO3 | BaSO4 | Fe(OH)2 | CaCO3 | LiOH |
Из отдельных слов получается название соединения.
слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже + (римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной степенью окисления
Вывод: Как назовем тему урока? (Слайд)
Дайте определение основаниям.
ОСНОВАНИЯ – это.... (слайд)
Задание:
Установите соответствие между формулами оснований и их названиями. (слайд) ПРОВЕРЯЕМ.
Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия – едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия?
Творческое задание учащимся: подготовить сообщения о происхождении названий: едкий натр, едкий калий, гашеная известь, баритовая вода.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ:
Демонстрация образцов: ГИДРОКСИДА НАТРИЯ, ГИДРОКСДА КАЛИЯ, ГИДРОКСИДА МЕДИ, ГИДРОКСИДА ЖЕЛЕЗА
В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы: №1- хлорида железа (II), №2 – хлорида меди (II), №3 – гидроксида натрия.
- Прилейте к пробиркам №1 и №2 содержимое пробирки №3. Что наблюдаете? (Выпадение осадка разных цветов).
- К каким явлениям отнесете? (К химическим реакциям).
- По каким признакам? (Выпадение осадка).
Предположите, какие вещества получились в пробирках с выпавшими осадками. (Основания).
Как можно классифицировать основания? (Растворимые и нерастворимые).
"Классификация оснований" (слайд)
Ой, ребята, что же я натворила! Мне нужно запить таблетку водой, я специально приготовила воду в одной из пробирок, а подписать пробирку – забыла. А если я вдруг выпью не воду, а раствор щелочи? Что же будет тогда? Предложите ваш вариант, чтобы отыскать пробирку с водой и со щелочью (проблемная ситуация)
Оказывается, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).
Реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.
Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели) – вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.
ТАБЛИЦА в КЛАССЕ.
Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом "лакмусовые бумажки".
Демонстрационный опыт "Испытание растворов гидроксидов индикаторами".
Фенолфталеиновый от щелочи малиновый.
Ах, что же я поделаю с собой – ведь в щелочи я сине-голубой (лакмус).
Вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый как лимон (метилоранж).
Вывод: индикаторы распознают в растворе гидроксид – ионы (группу).
Реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона, называется качественной
Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество. Реактив может быть не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ. Т.о., индикаторы – это также реактивы на растворимые основания.
Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений:
гидроксиды = оксид +"гидра" (вода).
Следовательно, каждому оксиду соответствует свойгидроксид.
Например,
K2O —> KOHZnO —> Zn(OH)2
СЛАЙД
Исследовательская работа
В производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.
- Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким?
Лаб ОП. В заключение урока учитель предлагает учащимся провести исследование: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – “Лесная поляна” (туалетное мыло), во второй – “Хозяйственное”, в третьей “Чистая линия” (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.
- Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?
Учащиеся внимательно слушают.
Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.
Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей – остался бесцветным
Туалетное мыло, хозяйственное мыло имеют щелочную среду.
Раствор мыла “Чистая линия” на основе крема имеет нейтральную среду.
Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).
Закрепление материала
Игра “Веришь – не веришь”
Верите ли вы, что...
1. в состав формул оснований входит металл и гидроксильная группа? (да);
2. основания – это сложные вещества? (да);
3. каустическая сода – это хлорид кальция? (нет);
4. ВАЛЕНТНОСТЬ металла и количество гидроксогрупп совпадают? (да);
5. гидроксид кальция – это малорастворимое в воде основание?(ДА)
V. Выводы по уроку.
1.Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов;
2. По растворимости в воде основания делят на две основные группы растворимые (щёлочи) и нерастворимые.
3. Качественные реакции ? реакции, с помощью которых доказывают наличие данного вещества.
4. Качественной реакцией на растворимые основания (щёлочи) является взаимодействие их с индикаторами:
- фиолетовый лакмус – синим;
- метиловый оранжевый – жёлтым;
- фенолфталеин – малиновым.
5. Работа по слайду 9. Составление уравнений, проверка записи уравнений. Почему последнее вещество нельзя назвать основанием. Обоснуйте.
Д/З П. 31 УПР.1, 2. ТВОРЧ. ЗАД.