Основание. Состав. Название. Классификация

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (126 кБ)


Цель: Продолжить знакомство с классами неорганических соединений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований;
  • продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов;
  • продолжить формирование знаний о степени окисления элементов, химической связи в веществах;
  • дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
  • формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
  • формировать бережное отношение к своему здоровью.

Задача образовательная:рассмотрим классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Задача развивающая: вы должны быть сосредоточенны, наблюдательны; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами.

Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: изложение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде “известковой воды”), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла “Лесная поляна” (туалетное), “Palmolive” (глицериновое), “Dove” (на основе крема), таблицы “Растворимость кислот, оснований и солей в воде”, “Индикаторы”, дидактические карточки.

Реактивы и оборудование:

  • кристаллические щелочи и их растворы (КОН,NaOH),
  • все разновидности Са(ОН)2 – "известковая вода", "известковое молоко", твердый),
  • соль железа, соль меди,
  • индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин,
  • мыло туалетное, хозяйственное, туалетное на основе крема,
  • химическая посуда.

ХОД УРОКА

Вопрос:1.С какими классами неорганических соединений мы познакомились?

- оксиды (на доске схемы:С —> СО2Са  —> СО), работает ученик.

2. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов (привести примеры); (СЛАЙД)

3. Почему оксиды металлов мы называем основными?

MeO +H2O ---- Me(OH)x

Попробуем узнать среди различных веществ основания: (СЛАЙД)

У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют "фамилию", "имя", "отчество".

H2O2 CuO H2O MgCl2 KOH Ca(OH)2
NaOH Cu(OH)2 Mg(OH)2 CuOH Ba(OH)2 Na2O
Ca(OH)2 HNO3 BaSO4 Fe(OH)2 CaCO3 LiOH

Из отдельных слов получается название соединения. 

слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже + (римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной степенью окисления

Вывод: Как назовем тему урока? (Слайд)

Дайте определение основаниям.

ОСНОВАНИЯ – это.... (слайд)

Задание:

Установите соответствие между формулами оснований и их названиями. (слайд) ПРОВЕРЯЕМ.

Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия – едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия?

Творческое задание учащимся: подготовить сообщения о происхождении названий: едкий натр, едкий калий, гашеная известь, баритовая вода.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ:

Демонстрация образцов: ГИДРОКСИДА НАТРИЯ, ГИДРОКСДА КАЛИЯ, ГИДРОКСИДА МЕДИ, ГИДРОКСИДА ЖЕЛЕЗА

В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы: №1- хлорида железа (II), №2 – хлорида меди (II), №3 – гидроксида натрия.

  1. Прилейте к пробиркам №1 и №2 содержимое пробирки №3. Что наблюдаете? (Выпадение осадка разных цветов).
  2. К каким явлениям отнесете? (К химическим реакциям).
  3. По каким признакам? (Выпадение осадка).

Предположите, какие вещества получились в пробирках с выпавшими осадками. (Основания).

Как можно классифицировать основания? (Растворимые и нерастворимые).

"Классификация оснований" (слайд)

Ой, ребята, что же я натворила! Мне нужно запить таблетку водой, я специально приготовила воду в одной из пробирок, а подписать пробирку – забыла. А если я вдруг выпью не воду, а раствор щелочи? Что же будет тогда? Предложите ваш вариант, чтобы отыскать пробирку с водой и со щелочью (проблемная ситуация)

Оказывается, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

Реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.

Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели) – вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.

ТАБЛИЦА в КЛАССЕ.

Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом "лакмусовые бумажки".

Демонстрационный опыт "Испытание растворов гидроксидов индикаторами".

Фенолфталеиновый от щелочи малиновый.

Ах, что же я поделаю с собой – ведь в щелочи я сине-голубой (лакмус).

Вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый как лимон (метилоранж).

Вывод: индикаторы распознают в растворе гидроксид – ионы (группу).

Реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона, называется качественной

Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество. Реактив может быть не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ. Т.о., индикаторы – это также реактивы на растворимые основания.

Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений: 

гидроксиды = оксид +"гидра" (вода)

Следовательно, каждому оксиду соответствует свойгидроксид.

Например,

K2O —> KOHZnO —> Zn(OH)2

СЛАЙД

Исследовательская работа

В производстве мыла используются сильноразбавленные растворы  гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл   приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.

- Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора  будет заметно? Каким?

Лаб ОП. В заключение урока учитель предлагает учащимся провести исследование: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – “Лесная поляна” (туалетное мыло), во второй – “Хозяйственное”, в третьей “Чистая линия” (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.

  • Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?

Учащиеся  внимательно слушают.

Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.

Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей – остался бесцветным

Туалетное мыло, хозяйственное мыло имеют щелочную среду.

Раствор мыла “Чистая линия” на основе крема имеет нейтральную среду.

Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).

Закрепление материала

Игра “Веришь – не веришь”

Верите ли вы, что...

1. в состав формул оснований входит металл и гидроксильная группа? (да);

2. основания – это сложные вещества? (да);

3. каустическая сода – это хлорид кальция? (нет);

4. ВАЛЕНТНОСТЬ металла и количество гидроксогрупп совпадают? (да);

5. гидроксид кальция – это малорастворимое в воде основание?(ДА)

V. Выводы по уроку.

1.Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов;

2. По растворимости в воде основания делят на две основные группы растворимые (щёлочи) и нерастворимые.

3. Качественные реакции ? реакции, с помощью которых доказывают наличие данного вещества.

4. Качественной реакцией на растворимые основания (щёлочи) является взаимодействие их с индикаторами:

  • фиолетовый лакмус – синим;
  • метиловый оранжевый – жёлтым;
  • фенолфталеин – малиновым.

5. Работа по слайду 9. Составление уравнений, проверка записи уравнений. Почему последнее вещество нельзя назвать основанием. Обоснуйте.

Д/З П. 31 УПР.1, 2. ТВОРЧ. ЗАД.