Урок окружающего мира на тему "Как природа залечивает раны"

Разделы: Начальная школа


Цель: показать, что природа восстанавливает замкнутый круговорот веществ путём смены экосистем.

Задачи:

  • закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развитие умения работать в группах;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе.

Формируемые УУД.

Познавательные:

• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

• извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

Регулятивные:

• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;

• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.

Коммуникативные:

• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;

• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

Личностные:

• через пример взаимосвязи всех “профессий” и результата их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (листы с проблемными ситуациями, шаблоны природоохранных знаков).

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Кто сегодня пришел на урок с хорошим настроением?

- Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем, друг другу комплименты, похвалим себя.

- Желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.

II. Актуализация знаний.

- На столах у вас лежат листы с вопросами. У каждого свой цвет. РАУНД РОБИН. А сейчас возьмите их и подумайте, молча, про себя, как бы вы ответили на этот вопрос “пауза”. Готовы? Расскажите, озвучьте ответы своим друзьям по очереди, по кругу, начиная с участника №1. Участники №1 поднимите руки. Готовы? Начали.

  • Какие профессии живых организмов вы знаете? (“Кормильцы” - “производители”, “едоки” - “потребители”, “мусорщики” - “потребители”)
  • Что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ)
  • Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, почва)
  • Что относится к живой природе? (“Производители”, “потребители”, “разрушители”)
  • Что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)

- Отвечает стол №5, участник №1, стол №3, участник №2, … (зачитывает вопрос и отвечает на него). Хорошо, молодцы.

III. Проблемная ситуация. Введение в новую тему.

- Откройте учебники на с.66, прочитаем диалог Лены и Миши.

- О чем говорят герои учебника? (О смене экосистем)

- В чем разница их мнений? (Зарастет все лесом или нет)

- Какой у вас возникает вопрос? (Почему все экосистемы не превращаются в лес?)

Звучит щебет птиц.

- Как вы думаете, в какой экосистеме можно услышать такие звуки? (В лесу) (1 слайд)

- Но иногда мы видим и такую картину. (2 слайд - загрязненный лес)

- Что можно сказать об этом? (Сломаны ветки деревьев, вытоптана трава, …)

- Да, люди нанесли “рану” природе.

- Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Какие раны наносятся природе и как она с этим справляется).

- Итак, тема нашего урока … (“Как природа залечивает раны”) (3 слайд)

- Какие бывают раны у природы? (Разбросанный мусор, разоренные гнезда, …)

- Это, ребята, маленькие раны. Но бывают раны большие.

Сегодня некоторые ребята по специальному заданию приготовили сообщение о некоторых таких “больших” ранах, которые получает наша планета.

“Землетрясение” (4-5 слайды)

Землетрясением называют подземные толчки и колебания земной поверхности. Каждый год на Земле происходит около полумиллиона землетрясений. Причем большая их часть проходит незаметно для жителей и улавливается лишь специальными приборами.

“Пожары” (6-7 слайды)

Пожар может возникнуть и по нашей вине и по вине людей, и из-за стихии. Во время пожара главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Очень опасен лесной пожар, его жертвой может стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Если ты оказался вблизи очага пожара, немедленно предупреди всех находящихся по близости людей и постарайся покинуть опасную зону.

“Наводнения” (8-9 слайды)

Когда в реке, озере или море резко повышается уровень воды, это грозит наводнением — затоплением всех прилегающих пространств суши. Обычно реки выходят из берегов весной из-за обильного таяния снега или сильных ливней. Морское наводнение может быть вызвано сильными ветрами с моря или высокими океанскими приливами. Большое наводнение — беда для человека.

“Вулканы” (10-11 слайды)

Древние римляне считали, что бог огня Вулкан живет глубоко под землей. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а пространство вокруг покрывается пеплом и камнями. Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на ее вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород — лава.

– Пожары, извержения вулканов, землетрясения, наводнения и другие природные стихии время от времени разрушают экосистемы.

- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Может ли природа восстанавливать поврежденные участки?)

- Какие знания нам понадобятся сегодня? (Цепочка превращений экосистем: как одна экосистема сменяет другую)

IV. Поиск решения проблемы.

1. Беседа

Рассмотрим рисунки на с. 67.

– После наводнения (весеннего половодья), когда вода сойдет, в низинах останется вода.

– Что появится? (Озеро)

– Озеро – устойчивая экосистема?

– Что со временем произойдет с озером?

(Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото)

(Вывешивается стрелочка и экосистема болота)

(Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

(Вывешивается стрелочка и экосистема луга)

- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?

(Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут)

(Вывешивается стрелочка и экосистема леса)

озеро —> болото —> луг —> лес

Лес – какая экосистема? (Здесь благоприятные условия для разрушителей, они справляются со своей работой, значит, лес – устойчивая экосистема)

(Это значит, что со временем восстановится экосистема (лес), которая была на этом месте до наводнения). (Рисунок на с.66)

- Но вы должны понять, что это произойдет не за год, и не за два. Это длительный процесс.

- Давайте подведем итог: Какие причины приводили к смене одних экосистем другими? (Во всех случаях причина – незамкнутый круговорот веществ, разрушители не успевают переработать мертвые организмы).

- Чем заканчивается закономерная смена экосистем? (Развитием экосистемы с замкнутым кругом круговоротом веществ).

(Физкультминутка)

- Я предлагаю вам немного подвигаться. У нас “МИКС – ФРИЗ – ГРУП”)

- Вы будете танцевать, передвигаться под музыку. После того, как она остановится, прозвучит команда “замри”. Вы услышите вопрос, ответом, на который будет какое-то число. Но ответ вслух не произносим. Вы собираетесь в группы, в зависимости от ответа. А теперь все встали, задвинули стульчики. Работаем по моей команде.

(Звучит музыка)

  • На сколько групп можно разделить природу? (2)
  • Сколько признаков живой природы вы знаете? (6)
  • Со сколькими экосистемами мы уже познакомились? (4)
  • Сколько ярусов, этажей в экосистеме леса? (3)

- Кому не хватило пары? …Скажи, … , почему вы сгруппировались по 2? …

- Спасибо. Прошу занять свои места.

2. Работа по учебнику

- Ребята мы отдохнули, а тот материал, который мы с вами повторили, пригодится нам для выполнения следующих заданий

(Обсуждение рисунков на стр.67 “Кострище в лесу”)

- На с. 67 даны два рисунка. Прокомментируйте их.

(Слева, изображено место, где разжигали костер – кострище. Растения в этом месте выжжены, земля голая, покрыта пеплом; на рисунке справа - растительность восстановилась)

– Сколько прошло времени? (Несколько лет)

– А что способствовало зарастанию кострища в лесу? (Природа)

– Какой вывод мы можем сделать? (Природа умеет восстанавливать разрушенные участки).

- А можем ли мы помочь природе залечивать раны? (Наверное, можем, но я не знаю как. Беречь природу. Не мусорить, не разжигать костры, правильно вести себя по отношению к природе).

- Чтобы жить в ладу с природой, надо знать правила поведения в природе.

V. Самостоятельное применение знаний.

- Ребята, этот год – год защиты окружающей среды. Мы все посещаем экологический кружок. Мы - юные защитники природы. Часто ходим в лес на экскурсии, хотим видеть лес без “ран”. Сейчас, вы составите плакат на экологическую тему для всех, кто ходит в лес отдыхать, заниматься спортом, …

- Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели, как выполнили такую работу другие дети.

(На экране: плакаты на экологическую тему). (12 слайд)

- Обратите внимание: на всех плакатах призывы о бережном отношении к природе.

Обучающая структура “РАФТ”

- У вас на столах все необходимое: листы, маркеры, клей, запрещающие знаки. Но, знаки вы выберите только те, которые подходит к экологической проблеме. Посмотрите, на экране несколько экологических призывов. (13 слайд) Вы можете использовать один из них, а можете придумать свой призыв. У вас на эту работу будет отведено 7 минут.

- Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску. Все они достойны представления на конкурс.

- Человек не справедлив по отношению к природе, по его вине возникают экологические проблемы леса. Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме леса пойдет речь: (14 слайд)

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

- О какой экологической проблеме говорится в стихотворении? (О вырубке леса)

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Если раньше лес вырубали при помощи топора, то сейчас после вырубки остаётся такая картина.

(15 слайд)

- Людям казалось, что лесов так много что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Природа успевает залечивать свои раны?

(Раньше природа успевала сама залечивать свои раны. Сейчас влияние человека так велико, что она не всегда может исправить ошибки людей.)

3. (16 слайд) На экране: весенний лес, цветут ландыши.

- Посмотрите на экран. Не правда ли, как прекрасен весенний лес и как чудесно выглядят цветущие ландыши.

Посмотрите на надписи в углах.

Я предлагаю вам обучающую структуру КОНЭРС.

- Сейчас подумайте, какую роль вам хотелось бы исполнить, и выберите свой угол. На ваших столах лежат стикеры, соответствующих цветов. Возьмите их и пройдите в свой угол.

Дети выбирают свой угол.

(Найдите ближайшую пару и проговорите, почему вы выбрали именно этот угол. Начнет тот, у кого светлее волосы). Дается время – по 10 сек. ТАЙМД ПЭА ШЭА. (Опрос по одному участнику из каждого угла).

(Я выбрал этот угол, потому что я люблю гулять по лесу, ….

Я выбрал этот угол, потому что мне кажется, что лесу требуются защитники, …

Я выбрал этот угол, потому что я могу объяснить, почему нужно соблюдать правила поведения в лесу, …)

На экране: (17 слайд)

- Вам даны ключевые слова, относящиеся к вашей “профессиональной деятельности”.

Используя их, сыграйте свою роль.

ТАЙМД ПЭА ШЭА. Даю время на обдумывание (15 секунд). А сейчас расскажите друг другу (по 15 секунд). Начнет тот, у кого светлее волосы.

- …, скажи, о чем говорил тебе … .

(Увидев ландыши, хочется набрать большой букет. Цветы красивые. Их можно подарить кому – нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.)

- Какую роль подготовил для себя ты, … ?

(Нарвать букет ландышей – это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым.)

- Как ты можешь выступить, …?.

(Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь! Находясь в лесу, не нужно забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.)

- Спасибо, сели на свои места.

(Вернуться к 16 слайду)

- Ребята, я не зря предложила вам разговор о ландышах. Ведь, чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Вы уже, ученики 3 класса, успеете за это время стать студентами ВУЗов. Подумайте об этом.

VI. Итог.

- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Может ли природа восстанавливать поврежденные участки?)

- Как мы ответим? (Да, но ей не всегда это удается. Без помощи человека природе не обойтись)

- В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.

На доске открывается запись: (18 слайд) (1 ученик читает)

Природа - наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает наших с вами сил! С бесцельно сорванной ветки и цветка, с бесцельно пойманной бабочки или жука, неубранного мусора в лесу начинается ее разрушение. Помни всегда об этом и береги ПРИРОДУ!

Так ты спасаешь природу!

VII. Рефлексия (19 слайд) РАУНД РОБИН

- Я предлагаю вам подвести итог нашему уроку, закончив следующие предложения:

Теперь я знаю, что… (у природы есть раны и не всегда она их может залечить. Надо беречь природу).

Я буду … (помогать природе).

Я понял(а), что … (экосистема может разрушаться и на ее месте возникает новая).

Я хочу похвалить себя за то, что …(сегодня участвовал в создании экологических плакатов).

VIII.Оцените свою работу на уроке. (20 слайд)

IX. Д/з: Собрать пословицы о природе. (21 слайд)