Цель: формирование навыка использования в речи однородных определений.
Задачи.
1. Закреплять знания детей о признаках весны.
2. Учить согласовывать в речи имя существительное и имя прилагательное.
3. Расширять и активизировать словарь слов-признаков.
4. Формировать глубокий вдох и длительный плавный выдох.
Оборудование: иллюстрации, пенопласт, стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты, маленькие пробники с духами, аудиозапись пения птиц.
Ход занятия
Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки весны”.
Назовите, какое сегодня число, день недели, месяц?
Назовите, какое сейчас время года?
Назовите по порядку весенние месяцы?
Какой месяц был предыдущий, какой будет следующий месяц?
Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.
Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла ...
Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Дыхательная гимнастика.
Скоро наступит весенний праздник. Вспомните, это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.
Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.
Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот. “Ах, какой аромат!”
Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады приходу весны, ждали ее с нетерпением.
Раньше люди звали весну в гости и говорили: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко, певчих птичек, зеленой травки, ярких цветов! (Дети добавляют слова-предметы).
Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков. Для этого нам понадобятся картинки.
Наступили … (теплые, солнечные, светлые, весенние) деньки.
На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая) травка.
Птички запели … (звонкие, радостные, веселые) песенки.
На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие) одуванчики.
Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).
Мы много поработали, теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики,
начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают
кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с
большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)
Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Сначала тихо подуем, затем сильнее.
1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке растаял)
2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)
3. Мыльные пузыри. (Праздник 8 Марта)
4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река весной)
Хорошо. А теперь поработают наши ушки.
Развитие фонематического восприятия. Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук шмеля, кваканье лягушек.
Игра с мячом “Почему?”
- Почему весной тает снег?
- Почему весной мы сняли шубу и варежки?
- Почему весной бегут ручьи?
- Почему весной сосульки капают?
- Почему весной прилетают птицы?
- Почему весной на деревьях набухают почки?
- Почему весной птицы вьют гнезда?
Формирование пространственных представлений. Индивидуальная работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с цветами. У каждого ребенка листок бумаги с лабиринтом.
Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все активно работали! И заслужили съесть конфету, которая лежит у вас на парте.