Цели урока.
Задачи на урок.
Личностные: осознание границ собственных знаний; способность к самооценке; готовность выполнять определенные учебные действия для дальнейшего приобретения умений.
Метапредметные
Познавательные: организация деятельности учащихся, направленной на осуществление поиска информации для решения учебной задачи и выполнения учебных заданий; понимание информации, представленной в табличном виде, переведение ее в словесную форму; осуществление целенаправленных наблюдений, действий анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения; подведение фактов языка под определенные понятия.
Регулятивные: организация деятельности учащихся, направленной на совместное с учителем формулирование задачи урока, различение способа и результата действия, контроль процесса и результата деятельности.
Коммуникативные: формирование навыков использования речи для регуляции своих действий, построения высказываний, понятных для партнера, доказательства правильности своего решения.
Предметные: постановка имен существительных в начальную форму, изменение имен существительных по падежам, сравнение, определение склонений имен существительных, классификация имен существительных в соответствии со склонением, оставление “окошек” на месте безударных гласных в окончаниях имен существительных.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Используемые ресурсы:
- интерактивная доска, рисунок “Дом имен существительных”;
- учебник (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 4 класс, ч. 1 – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011);
- тетрадь-задачник 4 класс, ч. 1 – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011);
- рабочая тетрадь;
- двойной лист с записью склонений имен существительных по падежам с ударными падежными окончаниями (земля, вода…), безударными падежными окончаниями (елка, тетя…);
- набор карточек со словами.
Ход урока
I. Организация начала урока
Цель: Актуализация требований у учащихся со стороны учебной деятельности.
Учитель. Доброе утро, дорогие ребята! Рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
Учитель. Я предлагаю вам написать диктант для робота. Кто такой робот?
Ученик. Машина, в которую вложена программа.
Учитель. Сейчас робот знает и умеет ровно столько, сколько знаете вы о законах орфографии. Почувствовать, угадать, какую букву надо писать ( в отличие от человека), робот не может. Вам предлагается написать диктант за робота.
Пишу букву, т.к. могу доказать | Не пишу букву, т.к. не могу доказать |
в стене (стены) | на книг_ |
задрожал (дрожь) | к берёз_ |
в селе (сёла) | в деревн_ |
замочек (замочка) | рису_т |
потемнел (тёмный) | скач_т |
Учитель. В каких словах робот не смог написать букву? Почему?
Ученик. Не знаем, как пишутся безударные окончания имен существительных и безударные личные окончания глаголов.
Учитель. Мы сегодня с вами попытаемся приблизиться к разгадке тайны безударных окончаний имен существительных.
III. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Выполните задания № 177 в ТПО (склонение слов лиса, кот, выделение окончаний).
Задание к упражнению. Дайте характеристику этих слов, скажите, какими признаками они отличаются.
Ученик. Имена существительные, в единственном числе, лиса – женского рода, кот – мужского рода.
Задание к упражнению. Какой твой вывод об окончаниях в этих словах? Предложи свое объяснение тому, что обнаружил.
Ученик. Окончания различны, возможно, различие связано с родом имен существительных.
Учитель. Проверим предположение. Выполните задание № 178 ТПО.
Ученики записали слова в тетрадке. - им. сущ., ед.ч., ж.р.
Ученики записали слова в тетради. – им. сущ., ед.ч., ж.р.
(Ученики выделяют окончания и записывают признаки слов как частей речи.)
Учитель. Что заметили? Удалось ли найти подтверждение нашей гипотезе?
Ученик. Слова похожи по значению и по признакам, а окончания разные. Наша гипотеза не подтвердилась.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действия и формулирование способности к его выполнению.
Учитель. Как же выйти нам из этого затруднения?
Ученик. Попробовать понаблюдать за окончаниями.
Учитель. Возьмите лист со склонением имен существительных. ( Ученики работают на листах, в которых в течение недели склоняли слова с ударными падежными окончаниями). Понаблюдайте и попытайтесь обнаружить, сколько наборов разных окончаний в склоняемых словах?
(Работа в группах).
Ученик. У слов печь, рожь одинаковый набор окончаний; следующая группа слов – земля, вода, лиса; и ещё одна группа – слон, конь, гнездо, кот.
Учитель. Определите признаки слов в каждой группе. Чем различаются слова в разных группах?
Ученик. Они различаются родом и окончанием. У одной группы – женский род с нулевым окончанием. У другой – женский род с окончанием -а , -я. А в третьей – мужской род с нулевым окончанием, а средний с окончанием -о, -е.
Учитель. Молодцы, ребята! Мы на пороге открытия нового секрета имен существительных! Прочитайте сообщение авторов учебника, чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых.
Учитель. Какие догадки подтвердились? Что нового узнали из этого сообщения?
Ученик. Подтвердилось, что имена существительные, действительно, делятся на 3 группы в зависимости от рода и окончания. Мы смогли правильно распределить слова на три группы. А новое то, что эти группы называют склонением и какая группа относится к 1, 2, 3 склонению.
V. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действия.
Учитель. По какой форме имени существительного узнают его склонение? По каким признакам слова?
Ученик. По роду и окончанию в начальной форме.
Заполнение таблицы в ТПО (упр. № 179).
Три склонения имен существительных. | |||||
Род | М.р. | Ж.р. | М.р. | Ср. р. | Ж.р. |
Окончание | |||||
Склонение |
Учитель. Вернись к записанным изменениям по падежам слов лиса и кот. Теперь ты можешь сказать, каким ещё признаком различаются эти слова. Определи и укажи его над столбиком. Как станешь действовать?
Ученик. Определяю род, смотрю окончание, определяю склонение.
Учитель. Для проверки и уточнения способа действия при определении склонения имен существительных прочитайте памятку. (Ученики читают памятку на с. 149). Придется ли сейчас, определяя склонение данных слов, выполнять первое действие?
Ученик. Нет, т. к. слова уже стоят в начальной форме.
VI. Включение в систему знаний и повторение
Цель: Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Работа в группах. (У детей на партах карточки со словами).
Учитель. Я предлагаю вам построить дом для имен существительных. Как вы думаете, сколько подъездов в нем будет? Почему?
Ученик. 3, по количеству склонений.
Учитель. Какие имена существительные будут жить в каждом подъезде?
Ученики. (Еще раз проговаривают род и окончание каждого склонения.)
Учитель. Поселите имена существительные в свои подъезды.
(Ученики по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки в нужное склонение.)
Рисунок 1.
Проверка выполнения задания. Чтение учителем стихов.
В первом подъезде
Здесь трава и земляника,
И дорога и земля.
Собрались в окошке этом
Все на -а и все на -я.
Род мужской и женский род
Очень дружно здесь живет.
Во втором подъезде
Утром – солнце, ночью – месяц
Cмотрят весело в окно.
Собрались в окошке этом
Все на -е и все на -о.
Это средний род такой.
Род мужской совсем другой.
Нулевое окончанье он имеет в слове дом,
А журнал и инженер –
Тоже правильный пример.
В третьем подъезде
За окошком третьим – тишь,
Потому что в доме мышь.
Ночью, чтоб пирог испечь,
Топит Мышка – Кнопка печь.
Тишь, и мышь, и печь и ночь
Вместе жить совсем не прочь.
VII. Самостоятельная работа с последующей проверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
Учитель. Не знаете ли вы, когда разница в возрасте людей или животных мешает им жить в одном склонении? Из слов мышка, мышь, мышонок выбери то, которое может быть записано в столбике 3 склонения. Докажи решение и впиши слово на строку именительного падежа.
Учитель. Письменно просклоняй записанное слово, оставляя “окошки” на месте окончаний.
Учитель. Почему в словах лиса и кот ты их писал, а в этом слове не можешь?
Ученик. В словах лиса и кот ударные окончания, а в слове мышь в падежных формах окончания безударные.
Учитель. Пользуясь информацией из таблицы учебника, впиши вместо “окошек” нужные буквы.
Учитель. Что интересного заметили?
Ученики. Окончания ударные и безударные в одном склонении и одном падеже одинаковые.
Учитель. Как вы думаете, какие окончания надо писать на месте безударных окончаний?
Ученик. То же, что и в ударном окончании в этом же склонении и в этом падеже.
И. п. | печь | мышь |
Р.п. | печи | мыш_ |
Д.п. | печи | мыш_ |
В.п. | печь | мышь |
Т.п. | печью | мышью |
П.п. | (о) печи | (о) мыш_ |
VIII. Домашнее задание
На выбор:
1. Упражнение № 184 (запись слов в 3 столбика по склонениям).
2. Придумать и записать однокоренные слова, живущие в разных склонениях.
IX. Рефлексия деятельности
Цель: Самооценка результатов деятельности.
Учитель. Расскажите о своих впечатлениях от сегодняшнего урока.
Ученики. Мы на уроке были исследователями, выдвигали гипотезы, не все гипотезы оказались верными, искали выход из положения: наблюдали, сравнивали, делали выводы. Мы сами открыли тайну трех склонений имен существительных и безударных падежных окончаний.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | ||
Познава- тельная |
Коммуни- кативная |
Регуля- тивная |
||
Орг-я начала урока | Создает эмоциональный настрой на работу. | Включаются в деловой ритм. | Приветствуют учителя. | Проверяют свою готовность к уроку. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности | Предлагает написать “Диктант для робота” и определить границу своих знаний. | Выполняют задание на классификацию слов. | Выражают мысли с достаточной быстротой и точностью, аргументируют свое мнение. | Принимают учебную задачу. Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний. |
Постановка учебной цели | Предлагает выполнить задания на сравнение, высказать предположение по результатам наблюдения, проверить гипотезу. Помогает выявить место и причину затруднения, поставить учебную цель. | Проводят наблюдения, вместе с учителем ставят учебную цель, выдвигают гипотезу, проверяют и опровергают ее. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | Контролируют процесс и результат деятельности, опровергают выдвинутую гипотезу, осознают возникшую проблему. |
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | Помогает выбрать новый способ действия, построить план достижения цели. Предлагает озвучить результаты наблюдений и выводы, прочитать сообщение в учебнике, проверить свои догадки и узнать мнение ученых, сообщить о самостоятельном открытии нового знания. | Осуществляют целенаправленные наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации, обобщения. Озвучивают результаты и выводы, читают сообщение в учебнике, проверяют свои догадки, узнают мнение ученых по данному вопросу. | Вступают в общение, слушают друг друга, строят высказывания, доказывают правильность своего решения. | Формулируют задачу урока, совместно с учителем составляют план и вносят коррективы в последовательность действий, контролируют процесс и результат деятельности. Мобилизуют силы к преодолению препятствия. |
Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает заполнить таблицу, сформулировать способ действия, проверить его по памятке. | Используют знаково -символические средства. Понимают информацию, представленную в табличном виде, переводят в словесную форму. Подводят факты языка под определенные понятия. Решают задания на новый способ действий, используя алгоритм. | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя. |
Включение в систему знаний и повторений | Организует работу в группах с
раздаточным материалом на классификацию и
группировку с последующим отчетом. Обобщает задание в стихотворной форме. |
Выполняют задание на классификацию, группировку. | Формулируют и аргументируют свое мнение, достигают договоренностей и согласования общего решения. | Контролируют свои действия, корректируют, оценивают. |
Сам-я работа с последующей проверкой | Предлагает выполнить задание нового вида самостоятельно с последующим объяснением, зафиксировать новое затруднение, найти ответ в таблице учебника. Подбирает задания, имеющие методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | Сам-но выполняют задания нового вида по алгоритму, фиксирует затруднение, находит ответ в таблице учебника. Строит логическую цепь рассуждений. Самостоятельно создает алгоритм деятельности. | Осознанно строят речевые высказывания. | Проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Контроль, коррекция. |
Домашнее задание | Предлагает дифференцирован-ное д/з. Дает комментарий к домашнему заданию. | |||
Рефлексия деят-и | Предлагает высказать впечатления от деятельности на уроке. | Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности. | Формулируют и аргументируют свое мнение. | Оценивают свою деятельность. |