Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения младшему. Интеграция предметов “Изобразительное искусство” и “Социокультурные истоки” позволяет не только познакомить детей с традициями русского народа, но и закрепить эти знания через выполнение творческих работ и коллективных творческих проектов с элементами исследования на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Интеграция предметов способствует формированию у детей целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в семье, обществе, природе. С традициями праздника, дела (творчества, служения, труда)дети знакомятся на уроках изобразительного искусства в четвёртом классе, и с традициями как определённым порядком, укладом жизни знакомит школьников предмет “Социокультурные истоки”. В третьем разделе учебника идёт речь о традициях труда земного: “Издревле люди либо несли служение (воинское, духовное, государственное), вставали на путь творчества (научного, художественного), либо занимались трудом(земледелием, торговлей, предпринимательством, ремеслом)”. Историки насчитывают более 200 наименований ремёсел. С учениками 4-го класса был подготовлен и проведён урок на котором они познакомились с ремеслом резчика по дереву и традициями орнаментального украшения фасада русской избы. Дети по заданию учителя подобрали и принесли в класс много наглядного материала. На уроке они узнали, что русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву и что ярким примером народного искусства могут служить крестьянские избы. На уроке дети выполнили эскиз орнаментальной резьбы для украшения оконных наличников. Для выполнения этого задания дети использовали графические материалы-цветные карандаши и фломастеры. Рисунки учащихся –изображения оконных наличников — наглядно представили творческую часть проекта. По результатам урока на листе ватмана была оформлена выставка лучших работ. А группа детей решила выполнить творческий проект с элементами исследования “Окна России”. Они активно включились в поисковую работу — нашли и принесли книги по деревянной архитектуре Томска, видеоматериал из сети Интернет, старинные фотографии оконных наличников и элементов деревянной резьбы томских домов-теремов и даже фотографию дома с красивым резным фасадом из семейного альбома. Часть этого материала была использована для создания компъюторной презентации “Окна России”. Также наиболее интересные фотографии вместе с детскими рисунками вошли в коллективный проект. (Приложение 1, Приложение 2)
В процессе совместной работы дети узнали об истории возникновения традиции украшать затейливой резьбой оконные наличники, о символике орнаментальных мотивов, о видах резьбы, научились отличать различные виды резьбы друг от друга, узнали, что при сквозной резьбе затейливый орнамент по красоте можно было сравнить с вологодским кружевом. Результаты своего краткого исследования и своего творчества (эскизы резных наличников) они представили ученикам школы, на районной конференции научных и исследовательских работ учащихся, на областной конференции по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Но самым значимым результатом этой совместной работы стала личная увлечённость и неподдельный интерес к творчеству мастеров-резчиков, к деревянному зодчеству родного края. Когда был объявлен конкурс “Мой дом-моё село”, посвящённый 210-летию Томской губернии, эта же группа учащихся сделала фотографии домов своего посёлка и даже взяли интервью у хозяйки одного из этих домов. Детские фотографии были отмечены грамотой за третье место. Работа над проектом продолжается и его авторы планируют представить результаты своего труда жителям посёлка. ведь создавать красоту своими руками в традициях нашего народа и эскизы оконных наличников будут интересны всем, кто ценит народное творчество и хотел бы украсить свой дом деревянными кружевами.