Тема урока: "Развитие коммуникативных способностей учащихся"

Разделы: Русский язык


Результаты экспериментального исследования способов формирования познавательной активности школьников показали, что организация учебной деятельности в форме малых групп стимулирует развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Технология формирования состава малых групп (5-7 человек) учитывает межличностные отношения, уровень знаний по предмету, развития речевых умений и навыков, и это уже является предпосылкой активности школьников в процессе решения учебной задачи. Характер заданий тоже стимулирует познавательную устремлённость каждого учащегося, входящего в состав малой группы. Их специфика состоит в том, что они создают ситуацию речевого общения, включающую следующие этапы коллективной учебной деятельности: уточнение учебной задачи, выбор путей её решения, распределение рабочих функций между членами группы, подготовка ответа - отчёта по результатам совместной работы. Ответ — это, по сути, есть конструирование текста в заданной речевой ситуации: ребята осмысливают объём содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем жанре и стиле речи, корректируют, т.е. приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом, организация групповой работы — это один из вариантов системы обучения учащихся связной речи в процессе общения. Показательно, что участие в групповой работе является значительно большим стимулом развития потенциальных интеллектуальных и лингвистических способностей слабоуспевающих школьников, чем индивидуальная работа с ними учителя. Но надо учитывать, что уровень речевой активности школьника в непрестижной для него группе резко падает. Групповая учебная деятельность более результативна, если на уроках русского языка и литературы, ей предшествует работа с учебным текстом: наблюдение, редактирование, конструирование его. Такие упражнения способствуют формированию у учащихся минимальных базовых коммуникативных навыков. Межгрупповая учебная деятельность школьников поднимает их коммуникативные умения и навыки на новый качественный уровень. X. Й. Лийметс назвал её “истинно коллективной”, “новой самостоятельной формой” фронтальной работы на уроке. При этом характер заданий предполагает контакт - диалог малых групп, результат которого в меньшей степени зависит от психологической совместимости его участников, чем при внутригрупповом общении. Для примера расскажу об организации работы малых групп и межгрупповой учебной деятельности школьников в процессе подготовки и проведения сдвоенного урока-беседы “Мечта разыскивает путь...” (по рассказам А. Грина). Учащиеся заранее получают задание прочитать рассказы “Позорный столб”, “Сто вёрст по реке”. “Возвращённый ад”, “Капитан Дюк”, “Поединок предводителей”, “Пропавшее солнце”, “Победитель”, “Четырнадцать футов”, “Зелёная лампа”, “Комендант порта”. За четыре-пять дней до урока провожу анкетирование учащихся по таким вопросам:

  1. Какиепроизведения А. Грина вы прочитали? Каковы ваши впечатления?
  2. Согласны ли вы с утверждением, что книги этого писателя следует читать только молодым?
  3. Считаете ли вы произведения А. Грина сказками?
  4. Встречали ли вы людей, похожих на героев книг А. Грина?
  5. Назовите художников и композиторов, творчество которых, на ваш взгляд, созвучно мотивам гриновских рассказов?
  6. Что вам дало знакомство с произведениями А. Грина?

Проанализировав анкеты, я приступаю к разработке дифференцированных групповых заданий. Малые группы формируются с учётом психологической совместимости школьников, уровня их подготовки, культурного кругозора, направленности личности. Учащиеся, умеющие рисовать, готовят иллюстрации к прочитанным рассказам, занимающиеся музыкой — подбирают музыкальные фрагменты, созвучные творчеству А. Грина. Одним из них и начинается урок. Затем группы получают задания разной степени сложности. Они должны ответить на такие вопросы:

  1. Каким предстаёт перед читателем мир, в котором живут герои?
  2. Что вы можете сказать о людях, умеющих мечтать, которых мы встречаем в рассказах А. Грина?
  3. Что говорит он читателю об искусстве делать добро людям?
  4. Каков человек-победитель в рассказах А. Грина?

Каждая группа выбирает рассказы для анализа по своему усмотрению.

Главное требование к отчету группы — участие в его подготовке каждого ученика.

Вопросы для итогового межгруппового диалога:

  1. Можно ли произведения А. Грина назвать сказками?
  2. Почему “Алые паруса” — произведение, в котором чудо совершает человек, а не волшебные силы, — А. Грин назвал “феерией”?
  3. Помогают ли гриновские герои нам больше ценить жизнь?

Ответы на вопросы формулируются как результат диалога представителей малых групп, которые опираются на результаты групповой работы над первым заданием.

X. Й. Лийметс справедливо отмечает, что психологические и дидактические преимущества групповой работы проявляются в полной мере лишь тогда, когда она применяется в определённой системе при преподавании всех предметов.