Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы курса. По результатам тематического контроля преподаватель делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы или переходит к следующему разделу. В тематическом контроле наиболее интересна информация о динамике усвоения учащимися материала раздела, о степени рациональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий. Он может проводиться в форме устного опроса, письменных контрольных работ, зачётов и педагогических тестов.
Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа.
Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:
- элементы строения тех или иных биологических структур;
- состав и количество тех или иных биологических систем;
- последовательность событий и процессов;
- причинно-следственные связи между событиями;
- названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;
- содержание терминов, понятий
- прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы
- вклад ученых в развитие биологии
Цели тематического контроля:
- закрепить знания по теме;
- ликвидировать пробелы в знаниях;
- стимулировать развитие общих способностей;
- систематизировать знания учащихся;
- оптимизировать затраты учебного времени.
При составлении тематических тестов, использую тесты нескольких типов:
- закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов; на установление соответствия и установление последовательности)
- открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа
- открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.
Опыт показывает, что практически любой элемент содержания в биологии можно представить в виде тестовых заданий всех рассмотренных форм и подтипов, причём каждая форма обладает своими достоинствами и недостатками или является нейтральной. Например, для контроля усвоения темы “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений” - 6 класс можно составить закрытые и открытые тестовые задания.
Спецификация
тематического теста по биологии для учащихся 6
классов общеобразовательных учреждений
Тест по теме: “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”.
1. Цели тестирования:
- Определить степень усвоения классом и каждым учеником материала по теме “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”.
- Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания по данной теме.
- Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на данном этапе изучения биологии.
2. Содержание теста - Биология. Растения . Бактерии. Грибы. Лишайники, тема “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений” -13 часов.
3. Тест содержит 15 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:
- Часть А - тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (12 заданий).
- Часть В - тестовые задания множественного выбора нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, в том числе одно – на установление соответствия (2 задания).
- Часть С - тестовое задание свободного изложения (1 задание).
4. Работа охватывает учебный материал темы: “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”, изученный в 6 классе по программе: под редакцией Пономарёвой И.Н., 2008 г. Природоведение 5-й класс. Биология. 6-11 классы. В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания данной темы.
№ п.п. | Число заданий | Проверяемое содержание |
1. | 2 | Многообразие растений :водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные |
2. | 1 | Классификация растений |
3. | 6 | Главные признаки основных отделов |
4. Итого |
6 15 |
Разнообразие видов. Усложнение растений в процессе эволюции |
5. Документы, определяющие содержание теста:
Содержание работы определяется следующими документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089).
- Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 5-11 классы. Базовый уровень / Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5- класс. Биология. 6-11-й классы. - М.: Вентана-Граф, 2008. –С.35-48.
6. Учебник, рекомендуемый для подготовки к тестированию: Пономарёва И.Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2009. -238 с.
7. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – полиморфный критериально ориентированный тест.
8. Структура теста - расположение заданий согласно логике предмета.
9.Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
10. Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний - 90%, тестовые задания ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения.
11.Средний уровень трудности заданий - 50-80 %; инструкции по выполнению работы представлены в тесте; количество вариантов теста - 2.
12. Доминирующая деятельность испытуемого - письменные тесты.
13. Форма предъявления - бланковые тесты.
14.Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) - для 1-12 вопросов – части А; политомическая (0,1,2) – для заданий части В, С.
Задание с выбором ответа (часть А) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно. Задание В1 считается выполнены, если записанный ответ учащегося совпадает с верным ответом.
За выполнение задания В2 ученик получает 2 балла, если в ответе верно указана последовательность букв, 1 балл ставится за ответ, в котором при сохранении последовательности букв одна буква указана неверно, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует.
Число баллов за вопрос части – С (полностью верный ответ - 2 балла, частично верный – 1 балл, неверный - 0 баллов). Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в “Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий”, которые предлагаются к каждому варианту работы.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 18 баллов.
15. Примерное время на выполнение одного задания составляет:
- для заданий части - А (от 2 до 3 минут);
- для заданий части - В (от 3 до 4 минут);
- для заданий части - С (от 4 до7 минут).
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
16. Критерии оценки:
- при получении16-18 баллов учащийся получает отметку “5” - отлично;
- при получении 12-15 баллов учащийся получает отметку ”4” - хорошо;
- при получении 9-11 баллов учащийся получает отметку “3” - удовлетворительно;
- при получении 8 баллов и менее учащийся получает отметку “2” - неудовлетворительно.
Вариант 1
Часть А
К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению ответ. Ответ занесите в бланк ответов.
А1. Наименьшая единица систематики растений:
1) вид;
2) род;
3) семейство;
4) класс.
А2. Главным признаком, характерным для водорослей, является то, что они:
1) обитают в водной среде;
2) не имеют корней;
3) состоят из множества клеток;
4) состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей.
А3. Корни отсутствуют у:
1) мхов;
2) папоротников;
3) плаунов;
4) хвойных.
А4. К красным водорослям относится:
1 ) порфира;
2 ) кладофора;
3 ) ламинария;
4) фокус.
А5. Каково практическое значение мхов?
1) образуют каменный уголь;
2) образуют торф;
3) служат доказательством эволюции растений;
4) входят в состав растительного сообщества.
А6. Половые клетки у сфагнума образуются:
1) на зелёной части растения;
2) в коробочках со спорами;
3) в спорах;
4) в предростке.
А7. Папоротники относят к высшим споровым растениям, так как:
1) размножаются спорами;
2) в их развитии происходит чередование поколений;
3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества;
4) имеют корни и проводящие сосуды в стебле.
А8. Папоротники - более высокоорганизованные растения, по сравнению с водорослями, так как они:
1) имеют хлоропласты в клетках;
2) состоят из тканей и органов;
3) имеют ядро и цитоплазму в клетках;
4) бывают одноклеточными и многоклеточными.
А9. У сосны отсутствуют:
1) плоды;
2) семена;
3) пыльцевые зерна;
4) семязачатки.
А10. Наиболее высокого уровня организации в процессе эволюции достигли:
1) папоротники;
2) голосеменные;
3) мхи;
4) водоросли.
А11. Семенами размножаются:
1) хвощи и плауны;
2) кукушкин лен и мох сфагнум;
3) папоротники орляк и щитовник;
4) сосна, кипарис, липа.
А12. Покрытосеменные - господствующая группа растений на Земле, так как имеют:
1) клеточное строение;
2) разнообразные ткани;
3) корень, стебель, листья;
4) наиболее высокий уровень организации.
Часть В
В1. Выберите правильные утверждения.
А) Водоросли относятся к высшим растениям.
Б) Ламинария живёт в северных морях.
B) Ламинария плавает или прикрепляется ко дну ризоидами.
Г) Красные водоросли способны к фотосинтезу.
Д) В некоторых морских водорослях накапливается йод.
Е) У спирогиры кольцеобразный незамкнутый хроматофор.
Ж) Водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк тестирования.
Ответ: _________________
В2. Установите соответствие между характеристиками растений и группами, которым они присущи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики:
1) первые, наиболее древние растения;
2) господствующая группа растений на Земле;
3) не имеют органов и тканей;
4) имеют вегетативные и генеративные органы;
5) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян;
6) тело состоит из одной или множества сходных клеток
Группы
А) водоросли;
Б) покрытосеменные.
Запишите в таблицу выбранные буквы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Затем перенесите ответ в бланк тестирования,
Часть С1
В чем отличие и в чем преимущество покрытосеменных растений перед голосеменными ?
Напишите на обратной стороне бланка краткий ответ, включающий два - три элемента.