Составление и использование тематических тестов при обучении биологии

Разделы: Биология


Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы курса. По результатам тематического контроля преподаватель делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы или переходит к следующему разделу. В тематическом контроле наиболее интересна информация о динамике усвоения учащимися материала раздела, о степени рациональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий. Он может проводиться в форме устного опроса, письменных контрольных работ, зачётов и педагогических тестов.

Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа.

Составление тестов является трудоемкой и сложной работой, требующей от преподавателя больших знаний и опыта практической работы по составлению и использованию тестов. Наибольшую трудность вызывает составление тестов для проверки умений и навыков учащихся. Большинство тестов, использующихся в настоящее время, проверяют знания учащихся основных биологических терминов, понятий и закономерностей. С помощью тестов легко проверить следующие группы учебных элементов:

- элементы строения тех или иных биологических структур;

- состав и количество тех или иных биологических систем;

- последовательность событий и процессов;

- причинно-следственные связи между событиями;

- названия особенностей и функций тех или иных веществ и структур;

- содержание терминов, понятий

- прогнозирование результатов тех или иных воздействий на биологические системы

- вклад ученых в развитие биологии

Цели тематического контроля:

- закрепить знания по теме;

- ликвидировать пробелы в знаниях;

- стимулировать развитие общих способностей;

- систематизировать знания учащихся;

- оптимизировать затраты учебного времени.

При составлении тематических тестов, использую тесты нескольких типов:

- закрытые тесты с выбором одного правильного ответа (реже – нескольких правильных ответов; на установление соответствия и установление последовательности)

- открытые тесты, требующие формулировки краткого ответа

- открытые тесты, требующие формулировки развернутого ответа.

Опыт показывает, что практически любой элемент содержания в биологии можно представить в виде тестовых заданий всех рассмотренных форм и подтипов, причём каждая форма обладает своими достоинствами и недостатками или является нейтральной. Например, для контроля усвоения темы “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений” - 6 класс можно составить закрытые и открытые тестовые задания.

Спецификация
тематического теста по биологии для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений

Тест по теме: “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”.

1. Цели тестирования:

  1. Определить степень усвоения классом и каждым учеником материала по теме “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”.
  2. Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания по данной теме.
  3. Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на данном этапе изучения биологии.

2. Содержание теста - Биология. Растения . Бактерии. Грибы. Лишайники, тема “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений” -13 часов.

3. Тест содержит 15 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:

  1. Часть А - тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (12 заданий).
  2. Часть В - тестовые задания множественного выбора нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, в том числе одно – на установление соответствия (2 задания).
  3. Часть С - тестовое задание свободного изложения (1 задание).

4. Работа охватывает учебный материал темы: “Многообразие растений и их классификация. Отделы растений”, изученный в 6 классе по программе: под редакцией Пономарёвой И.Н., 2008 г. Природоведение 5-й класс. Биология. 6-11 классы. В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания данной темы.

№ п.п. Число заданий Проверяемое содержание
1. 2 Многообразие растений :водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные
2. 1 Классификация растений
3. 6 Главные признаки основных отделов
4.

Итого

6

15

Разнообразие видов. Усложнение растений в процессе эволюции

5. Документы, определяющие содержание теста:

Содержание работы определяется следующими документами:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089).

- Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 5-11 классы. Базовый уровень / Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5- класс. Биология. 6-11-й классы. - М.: Вентана-Граф, 2008. –С.35-48.

6. Учебник, рекомендуемый для подготовки к тестированию: Пономарёва И.Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2009. -238 с.

7. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – полиморфный критериально ориентированный тест.

8. Структура теста - расположение заданий согласно логике предмета.

9.Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

10. Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний - 90%, тестовые задания ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения.

11.Средний уровень трудности заданий - 50-80 %; инструкции по выполнению работы представлены в тесте; количество вариантов теста - 2.

12. Доминирующая деятельность испытуемого - письменные тесты.

13. Форма предъявления - бланковые тесты.

14.Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) - для 1-12 вопросов – части А; политомическая (0,1,2) – для заданий части В, С.

Задание с выбором ответа (часть А) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно. Задание В1 считается выполнены, если записанный ответ учащегося совпадает с верным ответом.

За выполнение задания В2 ученик получает 2 балла, если в ответе верно указана последовательность букв, 1 балл ставится за ответ, в котором при сохранении последовательности букв одна буква указана неверно, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует.

Число баллов за вопрос части – С (полностью верный ответ - 2 балла, частично верный – 1 балл, неверный - 0 баллов). Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в “Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий”, которые предлагаются к каждому варианту работы.

Максимальный балл за выполнение всей работы - 18 баллов.

15. Примерное время на выполнение одного задания составляет:

  1. для заданий части - А (от 2 до 3 минут);
  2. для заданий части - В (от 3 до 4 минут);
  3. для заданий части - С (от 4 до7 минут).

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

16. Критерии оценки:

- при получении16-18 баллов учащийся получает отметку “5” - отлично;

- при получении 12-15 баллов учащийся получает отметку ”4” - хорошо;

- при получении 9-11 баллов учащийся получает отметку “3” - удовлетворительно;

- при получении 8 баллов и менее учащийся получает отметку “2” - неудовлетворительно.

Вариант 1

Часть А

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению ответ. Ответ занесите в бланк ответов.

А1. Наименьшая единица систематики растений:

1) вид;

2) род;

3) семейство;

4) класс.

А2. Главным признаком, характерным для водорослей, является то, что они:

1) обитают в водной среде;

2) не имеют корней;

3) состоят из множества клеток;

4) состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей.

А3. Корни отсутствуют у:

1) мхов;

2) папоротников;

3) плаунов;

4) хвойных.

А4. К красным водорослям относится:

1 ) порфира;

2 ) кладофора;

3 ) ламинария;

4) фокус.

А5. Каково практическое значение мхов?

1) образуют каменный уголь;

2) образуют торф;

3) служат доказательством эволюции растений;

4) входят в состав растительного сообщества.

А6. Половые клетки у сфагнума образуются:

1) на зелёной части растения;

2) в коробочках со спорами;

3) в спорах;

4) в предростке.

А7. Папоротники относят к высшим споровым растениям, так как:

1) размножаются спорами;

2) в их развитии происходит чередование поколений;

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества;

4) имеют корни и проводящие сосуды в стебле.

А8. Папоротники - более высокоорганизованные растения, по сравнению с водорослями, так как они:

1) имеют хлоропласты в клетках;

2) состоят из тканей и органов;

3) имеют ядро и цитоплазму в клетках;

4) бывают одноклеточными и многоклеточными.

А9. У сосны отсутствуют:

1) плоды;

2) семена;

3) пыльцевые зерна;

4) семязачатки.

А10. Наиболее высокого уровня организации в процессе эволюции достигли:

1) папоротники;

2) голосеменные;

3) мхи;

4) водоросли.

А11. Семенами размножаются:

1) хвощи и плауны;

2) кукушкин лен и мох сфагнум;

3) папоротники орляк и щитовник;

4) сосна, кипарис, липа.

А12. Покрытосеменные - господствующая группа растений на Земле, так как имеют:

1) клеточное строение;

2) разнообразные ткани;

3) корень, стебель, листья;

4) наиболее высокий уровень организации.

Часть В

В1. Выберите правильные утверждения.

А) Водоросли относятся к высшим растениям.

Б) Ламинария живёт в северных морях.

B) Ламинария плавает или прикрепляется ко дну ризоидами.

Г) Красные водоросли способны к фотосинтезу.

Д) В некоторых морских водорослях накапливается йод.

Е) У спирогиры кольцеобразный незамкнутый хроматофор.

Ж) Водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.

Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк тестирования.

Ответ: _________________

В2. Установите соответствие между характеристиками растений и группами, которым они присущи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики:

1) первые, наиболее древние растения;

2) господствующая группа растений на Земле;

3) не имеют органов и тканей;

4) имеют вегетативные и генеративные органы;

5) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян;

6) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Группы

А) водоросли;

Б) покрытосеменные.

Запишите в таблицу выбранные буквы

1 2 3 4 5 6
           

Затем перенесите ответ в бланк тестирования,

Часть С1

В чем отличие и в чем преимущество покрытосеменных растений перед голосеменными ?

Напишите на обратной стороне бланка краткий ответ, включающий два - три элемента.